Привет, друзья. Сегодня всем юбилеям юбилей, ровно век со дня рождения Иннокентия Михайловича Смоктуновского, Народного артиста СССР.
Родился он Смоктуновичем, белорусом по крови в Томской области, куда сослали семью его прадеда, егеря Беловежской пущи после убийства зубра. Так с 1861 года семья и жила в деревне Татьяновка. В конце 20-х отца и деда раскулачили, не желая вступать в колхоз они бежали из деревни сначала в Томск, потом в Красноярск. В голодном 1932 году двоих из 6 детей, в том числе Иннокентия, взяла к себе бездетная тётя.
Было очень голодно, брат умер, а ему , чтобы не умереть с голоду, приходилось воровать на рынке.
Когда началась война, отца призвали на фронт, где он пропал без вести, позже стало известно, что погиб. Иннокентию как старшему из детей, пришлось пойти работать, чтобы помогать семье. Он закончил фельдшерские курсы, потом курсы киномехаников, работал в воинской части и госпитале при ней, а ещё подрабатывал статистом в Красноярском театре.
В 1943 призван в армию и направлен в пехотное военное училище. Закончить его он не успел, как не успел и получить офицерского звания, был отправлен на фронт рядовым. Воевал на Курской дуге, освобождал Киев, а в декабре 1943 попал в плен. Из лагеря ему удалось бежать, целый месяц его укрывала украинская семья, а потом он ушёл в партизанский отряд. С украинской семьёй, спасавшей его, он поддерживал тёплые связи всю свою жизнь.
Позже их партизанский отряд вошёл в состав действующей стрелковой дивизии и закончил войну Иннокентий Смоктунович в Германии. Но тот месяц, проведённый в плену, ему аукался ещё долгие годы, он получил предписание "минус 39"( запрет проживания в 39 самых крупных городах страны как неблагонадёжному).
Демобилизовавшись, он вернулся в Красноярск. Товарищ позвал его в театральную студию, организованную при театре, где он когда-то подрабатывал статистом, обещая лёгкую жизнь и беззаботность. Но вот лёгкой и беззаботной жизнь его никогда не была.
После недолгой учёбы в студии, он оказался в краях, дальше которых даже осуждённых не ссылали, в Заполярном театре в Норильске, где работали в основном заключённые Норильлага. 5 лет он выходил на сцену этого театра, пока не заболел цингой и был вынужден переехать на юг. Именно здесь, в Норильске, по требованию директора театра, ему пришлось сменить фамилию и он стал Смоктуновским. Помотавшись по разным провинциальным театрам, только через 10 лет после окончания войны он получил разрешение переехать в Москву. Покидая Сталинградский театр, он сказал коллегам: - Если через 5 лет обо мне не услышите, буду заниматься другим делом.
Он показывался чуть ли не во всех столичных театрах, но ни один театр им не заинтересовался, и только в театре имени Ленинского комсомола ему предложили внештатное место с оплатой за выход, но и этой работы почти не было. Тогда он перешёл в театр-студию киноактёра и начал сниматься в массовках "Мосфильма", играл небольшие роли, пока никому не известного молодого актёра кинорежиссёр Александр Иванов не пригласил на роль солдата Фарбера в фильм "Солдаты" по повести "В окопах Сталинграда".
Фильм вышел в 1956 году и в Сталинграде о нём услышали. И не только в Сталинграде. Увидев Смоктуновского в роли Фарбера, Георгий Товстоногов пригласил его в БДТ и предложил роль князя Мышкина в "Идиоте". Работа над ролью шла очень тяжело, зато потом посмотреть на его Мышкина люди ехали со всей страны.
Больше ролей такого же масштаба в театре ему не предлагали и роли он стал искать на стороне в кино. А потом, когда Смоктуновский из-за съёмок опоздал на начало репетиций "Горя от ума", где он должен был играть Чацкого, разразился скандал и Смоктуновский из театра ушёл, полностью переключившись на кино. В театр он ненадолго возвращался в 1966 году, чтобы восстановить спектакль "Идиот" для гастролей в Англии и Франции.
В эти годы Смоктуновский снялся в ряде фильмов, которые принесли ему всесоюзную славу и признание за рубежом. Листайте галерею.
В 1971 году Смоктуновского пригласили в Малый театр специально на роль царя Фёдора Иоанновича в трагедии Алексея Толстого.
Эту роль он играл в театре 5 лет, пока Олег Ефремов, с которым они подружились ещё на фильме "Берегись автомобиля" не пригласил его во МХАТ. Здесь Смоктуновский переиграл множество ролей, пока в 1987 году не произошёл раскол театра и они с Ефремовым оказались в разных труппах.
Когда у Иннокентия Михайловича спрашивали, что ему дороже, театр или кино, он всегда отвечал:
И то, и другое дорого моему сердцу, но вот вынести двойную нагрузку оно не в состоянии.
В 60-х он выбрал кино, в 70-х театр, в 80-х чередовал и то и другое.
Ещё одна галерея.
И даже в 90-е, когда кино в России почти не снимали, кинематографисты о нём не забывали.
Одна из самых ярких ролей 90-х, это криминальный авторитет Принц в фильме 1991 года "Гений".
Какие времена, такие и фильмы.
Кино в те годы было не много, поэтому Смоктуновский работал на радио и телевидении, его голос часто звучал за кадром , его голосом говорит Чарли Чаплин. А вот в своём последнем фильме "Вино из одуванчиков" по роману Рэя Брэдбери, его роль полковника Фрилея пришлось озвучивать Сергею Безрукову, сам уже не успел.
Фильм вышел уже после смерти актёра в 1997 году.
Его сердце после инфаркта не выдержало 3 августа 1994 года на 70-м году жизни.
В последний путь актёра провожали аплодисментами, точнее — овацией. В России в то время такое прощание ещё не было принято, многих оно поразило, кого-то даже шокировало, другие же приняли как должное то, что уникального актёра и провожают не так, как всех.
Похоронили его на Новодевичьем кладбище на актёрском участке №10.
Уже больше 30 лет прошло с его смерти, а мы до сих пор смотрим фильмы с его участием и наслаждаемся гениальной актёрской игрой.
Благодарю, что читали.