История Оки началась в 1979 году с проектного задания, выданного заводу СМЗ. Требовалось разработать автомобиль особо малого класса с возможностью установки ручного управления. Однако в Минавтопроме понимали, что СМЗ на тот момент совершенно не располагал ни производственными мощностями, ни уровнем технологий, которые позволили бы освоить разработку и выпуск современного автомобиля традиционной, а не "мотоколясочной" конструкции. Ведь изначально планировалось, что будущая "Ока" будет пусть и маленьким, но полноценным автомобилем, а не передвижной тележкой с мотоциклетным мотором и примитивным кузовом. Стало очевидно, что без помощи главного автогиганта – ВАЗа – не обойтись. Тем более что подходящий четырехтактный двигатель еще только предстояло создать. Инженеры приехали В Тольятти со своим проектом Оки однако он был не пригоден для производству. Тольяттинцы начали работу с чистого листа, по некоторым данным, взяв за образец японскую малолитражку Daihatsu Cuore. Но оказалось, что даже