Найти в Дзене

Художественные миры Артура Фонвизина.

Так назывался выставочный проект произведений Артура Фонвизина (1883–1973). В основу легло одно из лучших собраний акварелей и рисунков коллекционера Сергея Александрова. Если вспомните, то я писала недавно о выставке Владимира Яковлева в AZ/ART, где кураторскую экскурсию проводил Сергей Александров. Вот он и пригласил нас, тогда присутствующих, на эту выставку А.Фонвизина.

Фото автора.
Фото автора.

Время шло, но прицепившаяся откуда-то вирусная зараза все мешала мне осуществить намеченные планы. Поэтому запрыгнуть пришлось, как говорится, в "последний вагон". И открывшееся богатство художественных миров художника Артура Фонвизина очаровало.

Выставка была небольшая, всего два зала, почти все работы выставлялись впервые и у нас с вами всего час до ее закрытия.

А как хочется подольше постоять возле каждого женского портрета, удивляясь легкой, прозрачной манере писания художника.

Читала, что Артур Фонвизин был робким человеком, особенно с женщинами. Но, глядя на его женские портреты, этого же не скажешь, согласитесь, так видеть женщину мог только настоящий мужчина.

Галина Вишневская в роли Наташи Ростовой. 1960-1962 бумага, акварель.
Галина Вишневская в роли Наташи Ростовой. 1960-1962 бумага, акварель.

Портрет балерины Люции Юмашевой. 1949 бумага акварель. Фото автора.
Портрет балерины Люции Юмашевой. 1949 бумага акварель. Фото автора.

Фото автора.
Фото автора.

Фото автора.
Фото автора.

Художник избрал для себя основную и излюбленную акварельную технику:

👉Сразу цветом, без карандашной подготовки, с натуры оживали его любимые героини - актрисы, в театральных костюмах, связанных с определенной ролью...

Своим героиням он дарил портреты, обожал их.

На выставке был представлен автопортрет художника.

Фото автора.
Фото автора.

Автопортрет в Мюнхене и фотография. Очки, футляр.
Автопортрет в Мюнхене и фотография. Очки, футляр.

А вот какой портрет оставила его жена, Наталья Осиповна Фонвизина, в первый день их встречи:

«Маленький, плохо одетый, большие серые глаза, в них странная смесь робости и авантюрной важности.

Вдруг запел «Сюзанну». Вот из этой песенки у меня и явилось точное ощущение этого человека, каким он был и будет всегда: беспомощного, плывущего по течению, с детской радостью в душе, с немецкой наивностью и с чисто русской простотой».

С детства страдал неизлечимой болезнью, но заговорил и стал рисовать в результате сильного эмоционального потрясения от посещения цирка Чинизелли. С этого момента цирковая наездница стала любимой темой акварелей Фонвизина. Её образ проходит через всю его цирковую серию 1930-70-х годов. Он неутомимо и восхищённо изображал элегантных и нарядных наездниц, уносящихся вдаль на своих быстроногих лошадях. Среди них (а это сотни акварелей!) нет и двух одинаковых. Эти работы импровизация, порождённая уже не натурой, а фантазией художника.

Выход на поклон. 1943 бумага акварель.Фото автора.
Выход на поклон. 1943 бумага акварель.Фото автора.

На арене. 1950. Бумага акварель  Фото автора.
На арене. 1950. Бумага акварель Фото автора.

Мисс Адольфина. Из серии "Цирк" 1930 бумага акварель белила. Фото автора.
Мисс Адольфина. Из серии "Цирк" 1930 бумага акварель белила. Фото автора.

Амазонка в сером.1959. бумага акварель Фото автора.
Амазонка в сером.1959. бумага акварель Фото автора.

Фото автора.
Фото автора.

Фото автора.
Фото автора.

А ещё мечты, в наполненных особым сиянием, пейзажах. Он писал их в Пирогово, на Истре, где прожил последнее десятилетие своей жизни.

Пейзаж. Пирогово. Начало 60-х бумага, акварель.Фото автора
Пейзаж. Пирогово. Начало 60-х бумага, акварель.Фото автора

Сумерки. Деревня Пирогово. Бумага акварель.Фото автора.
Сумерки. Деревня Пирогово. Бумага акварель.Фото автора.

И цветы…

Фото автора.
Фото автора.

Сегодня Фонвизин известен как непревзойденный виртуоз акварельной живописи. Руки художника сравнивали с оркестром: «Артур Фонвизин играет на своих кистях, как на инструментах».

Беря в руку сразу по многу штук разных кистей, он писал, выхватывая их одну за другой.

Фото автора.
Фото автора.

Фото автора
Фото автора

Фото автора.
Фото автора.

Фото автора.
Фото автора.

👉Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества и в частных академиях в Мюнхене. Участник известных художественных объединений «Голубая роза», «Мир искусства», «Маковец». В течение многих лет занимался живописью, был дружен с М.Ф.Ларионовым.

👉С конца 1920-х годов работал почти исключительно в технике акварели, создав свою неповторимую «фонвизинскую» технику. Это «мокрая» акварель с мерцающими, словно переливающимися красками, тонкими переходами и свободным ритмом цветовых пятен.

👉В 1937 объявлен «формалистом», врагом советского искусства, (шайка формалистов, три Ф: Фальк, Фаворский, Фонвизин).

👉В 1948 году Артур Фонвизин вернулся из ссылки в Казахстан, куда был выслан как "немец" в начале войны.

👉Жил в огромной коммуналке, в маленькой комнатке для прислуги, с женой и сыном. В таких условиях он создавал свои жизнерадостные картины.

Фото автора.
Фото автора.

Портрет жены с сыном. Начало 40-х. Бумага, акварель. Фото автора.
Портрет жены с сыном. Начало 40-х. Бумага, акварель. Фото автора.

Помните про кисти в руке? Фото жены Натальи Осиповны Фонвизиной (Малкиной) 1934 и свидетельство о браке. Фото автора.
Помните про кисти в руке? Фото жены Натальи Осиповны Фонвизиной (Малкиной) 1934 и свидетельство о браке. Фото автора.

Фонвизин с супругой и сыном на персональной выставке 1969 года в выставочном зале на Кузнецком мосту.
Фонвизин с супругой и сыном на персональной выставке 1969 года в выставочном зале на Кузнецком мосту.

👉Талантливый книжный иллюстратор не мог найти работы ни в одном издательстве.

Сергей Александров, коллекционер, консультант-эксперт АИС:

С акварели Артура Фонвизина "Портрет девушки в красном» (1955) началась история моего собрания живописи и графики российских художников ХХ века. Никогда ранее не помышлявший о серьёзном коллекциониро­вании, я буквально с первого взгляда влюбился в эту работу и её автора."

Фото автора.
Фото автора.

А вот ещё одно признание:

«Влюбилась в его акварели сразу, насмерть и навсегда, - вспоминала А. Белякова. – Решила: буду у него учиться».

Алла Владимировна очаровала Артура Фонвизина и стала его подругой и музой, наследницей. Однако долго уговаривала давать ей уроки. «Целый год не решался, - рассказывала она. – В конце концов, надиктовал кучу условий: собрать кружок учеников, провожать из дома на занятия и обратно – он был ужасно близорук. Собрала кружок, оплату выхлопотала через Академию, помещение нашла в Ленинке…»

Портрет Аллы Беляковой в образе Кармен 1959 бумага акварель фото автора.
Портрет Аллы Беляковой в образе Кармен 1959 бумага акварель фото автора.

Фото автора.
Фото автора.

"Судьбы сплетение" прослеживается в многочисленных портретах А. Беляковой, сделанных А. Фонвизиным. Возможно, образ Татьяны из «Евгения Онегина» также навеян ее очарованием. Художница свято хранила эти драгоценные рисунки, ушла из жизни в апреле 2006 года.

Фото автора.
Фото автора.

Первое время художник подписывал свои произведения «фон Визен». Журнал Золотое руно 1908 номер 10.
Первое время художник подписывал свои произведения «фон Визен». Журнал Золотое руно 1908 номер 10.

Портрет художника Константина Зефирова 1910 бумага карандаш. Фото автора.
Портрет художника Константина Зефирова 1910 бумага карандаш. Фото автора.

Портрет Анны Богомоловой( жены художника Константина Зефирова) бумага угольный карандаш. Фото автора.
Портрет Анны Богомоловой( жены художника Константина Зефирова) бумага угольный карандаш. Фото автора.

Работы Фонвизина украшают собрания Третьяковской галереи и Русского музея.

В экспозицию включены также редкие архивные материалы и мемориальные предметы из собрания семьи художника. Большинство экспонатов демонстрировалось впервые.

Лошадка-свистулька, игрушка, принадлежащая Артуру Фонвизину. Фото автора.
Лошадка-свистулька, игрушка, принадлежащая Артуру Фонвизину. Фото автора.

Ваза для цветов, принадлежавшая А.Фонвизину.
Ваза для цветов, принадлежавшая А.Фонвизину.

Художник родился 11 января 1883 года в Риге в семье чиновника Лесного департамента Министерства государственных имуществ ученого лесовода Вольдемара Карловича фон Визена(Владимир Карлович). Супруга Эмилия Мария Катарина(Эмилия Августова), урождённая Зандфосс. 1910.
Художник родился 11 января 1883 года в Риге в семье чиновника Лесного департамента Министерства государственных имуществ ученого лесовода Вольдемара Карловича фон Визена(Владимир Карлович). Супруга Эмилия Мария Катарина(Эмилия Августова), урождённая Зандфосс. 1910.

Плод совместного творчества Фонвизина и Беляковой литографии, для них Фонвизин специально делал рисунок.

Выезд на прогулку 1962 Литография. Девушка с собачкой 1962 Литография. Фото автора.
Выезд на прогулку 1962 Литография. Девушка с собачкой 1962 Литография. Фото автора.

Балерина 1962 год. Литография Фото автора.
Балерина 1962 год. Литография Фото автора.

Признание. 1962  Литография Фото автора.
Признание. 1962 Литография Фото автора.

P.S.Литографии Фонвизина и Беляковой не были тиражированы. Удалось отпечатать и сохранить лишь по нескольку оттисков с каждого из более чем тридцати сюжетов. Они разошлись по частным собраниям, и только художественный музей Читы 👏приобрел полный комплект этих произведений.

⚡И для меня это как гром среди ясного неба! Ходить мимо музея в Чите можно сказать годами...

Спасибо за прочтение, за лайки и ваши комментарии. Они здорово мотивируют автора для написания будущих статей. Подписывайтесь, если чтение для вас было лёгким и приятным.

Для справки:

«Ма́ковец» — объединение московских художников (1921—1926), символически именовавшееся так в честь холма Ма́ковец, на котором Сергием Радонежским «положено основание Свято-Троицкой лавры» — по выражению П. А. Флоренского, «средоточной возвышенности русской культуры».(Так трактует Википедия)