Если бы Вселенная решила создать идеального французского режиссера, она бы, вероятно взяла щепотку абсурда и буффонады, каплю иронии и хорошую порцию авангарда. В результате получился бы Рене Клер — один из величайших режиссеров в истории кино
Из водителей в кинорежиссеры
Рене Клер, родился в 1898 году в Париже, в районе Ле-Аль, столь живописном, что даже мыло его отца (да, он был торговцем мыла) казалось произведением искусства. Юный Рене изучал философию, что, конечно, идеально подготавливает к карьере в кино. Но тут случилась Первая мировая: Клер стал водителем санитарной машины, а после войны написал сборник стихов, который так и не был опубликован. Видимо, Вселенная решила, что его талант лучше проявится в другом месте.
Когда картинка говорит громче слов
В 1920-х годах Клер начал снимать кино и тут же стал звездой авангарда. Его первая картина «Париж уснул» (1924) — продолжает старые добрые традиции Жоржа Мельеса. Это отличная фантастика о том, как в Париже остановилось время, да так, что все люди буквально застыли на месте. Всего несколько горожан благополучно избежали этого странного «сна», скоро почувствовав себя королями города: любая изысканная еда, выпивка, одежда, драгоценности — все это становится им доступно совершенно бесплатно. Однако не все так просто. У этой немой черно-белой картины лихо, по-современному закрученный сюжет с неожиданным финалом.
Но настоящий прорыв случился с «Антрактом» (1924), который был создан как часть дадаистского балета. Это была картина, где люди бегали в замедленной съемке, а гроб ехал в катафалке, который тянул верблюд. Ну, вы понимаете, типичный французский авангард.
Имя Клера быстро стало в один ряд с величайшими творцами немого кино —Гриффитом, Чаплином и Эйзенштейном. Его картины, такие как «Соломенная шляпка» (1928) или «Воображаемое путешествие» (1925) были полны гротеска, авангардного экспериментаторства, фантазии и изящного юмора. Клер был из тех, кто контролирует каждый аспект кинопроизводства, от сценария до монтажа.
Когда слова не нужны
К приходу в кино звука, режиссер поначалу отнесся скептически. Он называл звук «неестественным творением». Но, как истинный француз, он быстро нашел способ использовать звук по-своему. В своих первых звуковых фильмах, таких как «Под крышами Парижа» (1930) и «Миллион» (1931), Рене доказал, что звук — не просто способ записать диалоги, а отличный инструмент для создания новых форм искусства. Он играл с звуком, как ребенок с новой игрушкой, и результат был восхитительным.
Однако, когда Чарли Чаплин выпустил Новые времена (1936), компания Tobis, с которой работал Клер, подала в суд за плагиат. Клер, который всегда восхищался Чаплином, был смущен этим и отказался участвовать в судебном процессе. Видимо, даже в мире кино иногда лучше просто улыбнуться и махнуть рукой.
Эмиграция: из Парижа в Голливуд
В 1930-х годах Клер отправился в Англию, а затем в Голливуд, где снял несколько фильмов, включая «Я женился на ведьме» (1942) и «И тогда не осталось никого» (1945). Хотя эти картины были коммерчески успешными, Клер чувствовал, что его творческая свобода была ограничена. Он даже признался, что, несмотря на все ограничения Голливуда, ему удавалось делать то, что он хотел. Ну, конечно, кто бы сомневался, что французский режиссер сможет обойти систему.
Возвращение во Францию
После Второй мировой войны Клер вернулся во Францию, где продолжил снимать кино. Его фильмы, такие как «Тишина — золото» (1947) или хорошо известные советскому зрителю «Большие маневры» (1955), были элегантными, остроумными и немного грустными, каким и должно быть хорошее французское кино. Однако, с появлением новой волны французского кинематографа, Клера объявили «режиссером для старушек», что, конечно, было обидно для человека, который когда-то был авангардистом.
Интересные факты
Рене Клер — это псевдоним. Настоящее имя режиссера — Рене-Люсьен Шометт. Видимо, «Клер» звучало более кинематографично.
Клер был близок к французским художникам-авангардистам, и это чувствуется в его ранних работах. Например, в «Антракте» есть сцена, где человек стреляет в яйцо, а из него вылупляется голубь. Логично, чорт побери!
Человек, который создал собственный мир
Рене Клер оставил после себя богатое и очень разнообразное кинематографическое наследие. Каждая его картина — это, своего рода, маленький космос, где каждый кадр, каждый звук, каждый жест имеет значение. А что касается влияния, которое он оказал на последующие поколения режиссеров, — его невозможно переоценить.
Так что, если вы когда-нибудь окажетесь в Париже, прогуляйтесь по улице Рене Клера в Булонь-Бийанкуре. Возможно, вы услышите, как дух великого режиссера шепчет вам: «Кино — не картинки и не звуки. Это магия».
Друзья, если вам понравилась статья, не забывайте ставить лайки и писать комментарии. Мне будет приятно, а канал будет быстрее развиваться.