Найти в Дзене

Городская фентезя и ОЯШи спасающие мир | 2000-е в аниме [1/2]

В середине 20-х, нашего с вами XXI века, продолжается уже десятилетний тренд на культурную ретроспективу по более колоритным временам, чем наши нынешние. А конкретно, сейчас в моде снова 90-е и 00-е. Не говоря уже, что культурно сами нулевые это эдакие 70-е, так что уже начинается вторичная переработка культурной эпохи… Но да не будем о грустном! Итак, я тоже представляю свою ретроспективу на нулевые годы нашего киберпанкового XXI века. Но сделаю я это с точки зрения аниме индустрии тех лет: чего она пережила, какие были взлёты и падения, хайповые и провальные темы, её особенности и прочее-прочее. Я люблю аниме нулевых. Каждое анимешное десятилетие, стилистически и по наполнению, уникально по-своему, но, кажется, нулевые мне более притягательны. Интереснее сюжеты, или хотя бы концепции, которые они используют в своих сюжетах. Эстетика этих лупоглазых персонажей, какими они до и уже после в индустрии не были (ладно, это больше присуще первой половине нулевых). Преобладавшая приглушённая
Оглавление
Всем моё охаё! Сегодня мы рассматриваем 2000-2010 в аниме-индустрии под старые кринжовые мемы и анимешные картинки.
Всем моё охаё! Сегодня мы рассматриваем 2000-2010 в аниме-индустрии под старые кринжовые мемы и анимешные картинки.

В середине 20-х, нашего с вами XXI века, продолжается уже десятилетний тренд на культурную ретроспективу по более колоритным временам, чем наши нынешние. А конкретно, сейчас в моде снова 90-е и 00-е. Не говоря уже, что культурно сами нулевые это эдакие 70-е, так что уже начинается вторичная переработка культурной эпохи…

Но да не будем о грустном! Итак, я тоже представляю свою ретроспективу на нулевые годы нашего киберпанкового XXI века. Но сделаю я это с точки зрения аниме индустрии тех лет: чего она пережила, какие были взлёты и падения, хайповые и провальные темы, её особенности и прочее-прочее.

Я люблю аниме нулевых. Каждое анимешное десятилетие, стилистически и по наполнению, уникально по-своему, но, кажется, нулевые мне более притягательны. Интереснее сюжеты, или хотя бы концепции, которые они используют в своих сюжетах. Эстетика этих лупоглазых персонажей, какими они до и уже после в индустрии не были (ладно, это больше присуще первой половине нулевых). Преобладавшая приглушённая и, даже, тёмная палитра, потому что студии только осваивали цифровые технологии рисования. Излёт формата 4:3… в общем, красота.

Тетрадь Смерти, Блич, Наруто, Стальной Алхимик, Хеллсинг, Меланхолия Харухи Судзумии, Лаки Стар, Кейон, Фейт, Индекс Волшебства, Пламенная Шана, Девы Розена… вот ключевые теги, по которым определялась эта эпоха.

Хотя, если говорить конкретно по тегам, то это в первую очередь городское фентези, мистика и, в целом, всякая фантастика с упором в поиск чего-то, что скрыто от обывательских глаз.

И, как у всего в этом безумном мире, у этого были свои социальные и экономические предпосылки…

Общая ситуация

Итак, Япония нулевых. Выше я, конечно, написал, что не будем о грустном, но всё же придётся. Начнём с того, что это десятилетие, в начале которого японское общество ощущало некое воодушевление о перспективах, которое может принести новое десятилетие. Потому что все прошлые полвека, после войны, японская экономика интенсивно развивалась и по инерции люди верили в лучшее завтра. Но реальность оказалась прозаичнее и экономическая рецессия, начавшаяся ещё в 1990-е, получила продолжение, которое никто не просил. И термин "потерянное десятилетие" преобразился в "потерянное двадцатилетие".

Экономически неудовлетворённые и социально отчуждённые люди, как и всегда бывает в таких ситуациях, искали пути отвлечения от всех жизненных тягот. Сиречь, занимались эскапизмом: одни через творчество, другие через поглощение этого творчества. Крупный бизнес так же продолжил активную работу с начинающими авторами и особенно с писателями ранобэ (лайт-новелл). Именно с нулевых и, примерно, до середины десятых длился т.н. бум ранобе, когда среди первоисточников аниме было много этих самых ранобе. Так же популярность набирала концепция адаптации визуальных новелл в аниме. Да и сам аниме-рынок стал расти экстенсивно где-то с 2006 и не падал в производительности целых 10 лет.

Одним из главных мастодонтов по издательству мангум опусов молодых и талантливых авторов этой эпохи является Dengeki Bunko, подразделение более крупной издательской компании ASCII Media Works. Возможно, знакомые вам названия.

Известно, что редакторы Dengeki Bunko "имеют репутацию приветствующих новых авторов". Так же у них проводится ежегодный конкурс "Dengeki Novel Price", на котором есть 3 призовых места: главный приз (3 млн. йен), золотой приз (1 млн. йен) и серебряный приз (500 тыс. йен) (бронза, походу, у них не в почёте). Победители, помимо денег, получают публикацию от издательства и художника, который нарисует им иллюстрации для ЛНки.

И чтобы вы думали? Различнейших работ издавалось просто тьма! Значительно меньше, чем тьма, но всё ещё дофига из них получили аниме-адаптации: ТораДора, Пламенная Шана, Путешествие Кино, Индекс Волшебства, Волчица и Пряности… и это только одни из самых известных.

Так же, Dengeki Bunko любят устраивать коллабы между своими тайтлами. Чаще всего в качестве манги и видеоигровых файтингов.
Так же, Dengeki Bunko любят устраивать коллабы между своими тайтлами. Чаще всего в качестве манги и видеоигровых файтингов.

Отличительные черты эпохи

Производственные комитеты

Аниме – это не только мультипликация с узнаваемым стилем и колоритом. Зачастую это целая франшиза: видеоигры, фигурки и миллион ассортиментов другого сопутствующего мерча. И лицевой стороной всего этого является аниме-адаптация, как самая массовая часть франшизы, в плане захода на аудиторию.

Телик же все смотрят? Сам отвечу: да, все (В наше время, конечно, есть всякие там стриминги, но средний японец (и близкий к аниме, и не очень), всё же, ещё смотрит телик, так или иначе. А уж в нулевые так тем более смотрел). Вот и продюсеры так думают.

Практика создания из тайтла целой франшизы, с привлечением множества различных спонсоров (в частности различных производителей мерча), называется системой производственных комитетов. Этот способ появился где-то с конца 80-х и работает по наше время. Обусловлен он тем, что один спонсор может быть не в состоянии оплатить производство аниме-тайтла, по крайней мере в хорошем качестве. Привлечение же множества спонсоров на один проект тупо минимизирует риски.

К сожалению, для культурной значимости, из-за такого подхода мы могли наблюдать (да и до сих пор наблюдаем) феномен аниме-тайтлов, как рекламы первоисточника, да и сами аниме-студии с этого зарабатывают почти ничего. В нашу эру развитого киберпанка быстрого интернета развиваются и другие способы спонсирования, например сотрудничество с зарубежными стриминговыми сервисами или краудфандинг.

Аниме Shirobako неплохо показало как эти комитеты выглядят и как работают.
Аниме Shirobako неплохо показало как эти комитеты выглядят и как работают.

Тонны филлеров

В 00-е в телевизионной сетке вещания для аниме было куда больше свободных слотов. Удивительно, но именно тогда и выходили всякие длиннотайтлы, без деления на сезоны. Конечно, они выходили и до этого целых три десятилетия, но и в нулевые они успели заскочить. Даже в 10-е, но уже как исключение из новых правил вещания.

Этим и запомнились легендарные длинносёнены, с которых у многих анимешников нулевых-начала десятых начался путь в мир японской анимации.

Наруто! Луффи! Откройте уже второй фронт!
Наруто! Луффи! Откройте уже второй фронт!

Наруто, Блич, Ванпис – т.н. Большая тройка среди сёненов начала нового миллениума. Названы они так не только из-за своей значимости для всего аниме-коммьюнити, но и из-за менее приглядной причины.

А именно из-за того, что они ОЧЕНЬ, БЛИН, ДЛИННЫЕ! И изрядную долю этой длинны составляют филлерные эпизоды и даже филлерные арки. Ими страдала не только Большая тройка, конечно же, но среди прочих тайтлов, случаи этих трёх – самые показательные.

Ноги у тонны филлеров в аниме растут, опять же, из особенностей производства аниме в те годы. Пока мангака/автор ранобе рисует/пишет оригинал, производственные комитеты хотят ковать железо, пока горячо. И иногда с утверждением создания проекта нового аниме-тайтла слишком спешат, не дав первоисточнику фору хотя бы в 3-5 лет. А время – деньги! Какие нафиг 5 лет?!

От того и получается, что где-то в середине производства аниме студиям приходится делать поворот сюжета куда-то в сторону, пока продолжение оригинальной манги/ранобе не напишется.

Найдя одно независимое исследование, спешу презентовать вам количество филлеров Большой тройки к общему количеству их серий. Это не отражает вообще всей картины, но это просто показательно:

  • Ванпис – [936/103] = 11% (исследование 5-летней давности, поэтому тут всего 936 серий);
  • Наруто (+ Ураганные хроники) – [720/294] = 41%;
  • Блич – [366/163] = 45% (!!!);

Как мы видим, ситуация с Бличом удивительная, хотя Наруто от него не сильно отстаёт. И только самый длинный тайтл из все этих имеет меньше всего филлеров. Какая ирония!

Да, мне может кто-то сказать, что имеются случаи даже филлерных сезонов сериалов (Тёмный Дворецкий 2, Драгонбол GT или Эксель-Сага), но, я скажу, во-первых, это жесть и по хорошему им надо было уходить на хиатус (или ещё какой перерыв), но в аниме-индустрии так не принято, надо ж всё сразу делать пока горячо. А во-вторых, приводить такие примеры просто не спортивно (и вообще аниме нулевых данные примеры почти не касаются).

Сейчас же проблема филлеров, какой катастрофической она была раньше, не стоит. В первую очередь из-за того, что рынок произведений-первоисточников для аниме на протяжении последних двадцати лет рос экстенсивно. И тут уже аниме-студии начали не поспевать за авторами оригинала, манга/ранобе/ВНки/прочее успевают наработать тот самый необходимый промежуток в несколько лет сюжета. А если и не успевают, то получается очедная реклама первоисточника на 12 серий…

Мистика, конспирология, сверхъестественное… и слайсики

Сверхъестественное в аниме. Но есть нюанс…
Сверхъестественное в аниме. Но есть нюанс…

Теперь поговорим о самой вкусной составляющей аниме нулевых. О концептах его сюжетов!

Все же помнят, что нулевые в культуре это про паранормальное, мистическое, экстрасенсов, магию, теории заговоров, тайные культы, секретные лаборатории, древние шумерские технологии и славяно-арийские звездолёты? Ну ладно, последние два скорее про шизу 90-х.

Так или иначе, весь этот фолк-хистори неразрывно связан с нулевыми (и девяностыми тоже, но по-меньше) и стал их культурным кодификатором.

Для меня же вся эта шизомистика стала неким guilty pleasure. Собственно, это одна из причин существования этой статьи.

И вот, по-моим личным наблюдениям, больше всех в аниме-индустрии создавали хайп по обозначенным выше жанрам такие студии как: Madhouse, Deen и J.C.Staff.

С Мэдами всё ясно, это одна из известнейших студий нулевых. И в стороне от хайповых тем они не могли остаться (чего только стоят Тетрадь Смерти, Хеллсинг (ОВА) и Девочка покорившая время). Однако, сверхъестественное – далеко не то, в чём они тогда преуспели. Точнее даже, не только лишь то, в чём преуспели. Если смотреть глобально на количество выпущенных тайтлов, это их десятилетие.

Дины тоже смогли попасть в струю (Фейт (2006), Цикады, Адская Девочка, Рыцарь-Вампир). Их, конечно, любят ругать за посредственное качество адаптаций, но количественно тайтлов в этом десятилетии у них было достаточно. Особенно запомнились не очень удачная экранизация Фейт и Цикад, да и всего прочего. Своё влияние, в общем, на тренды в индустрии они оказали. Может и количеством, а не качеством, но тем не менее…

Но вот за кого мне обидно, так это за Стаффов, которых, как опять же лично я замечаю порой, не удостаивают должным вниманием. Как влиятельную для нулевых студию во всей этой мистико-конспирологическо-паранаучной теме, и как студию в целом. Но, по сути, их достижения перекрываются достижениями Мэдхаус, что и не удивительно.

А ведь они ответственны за такие важные для данной эпохи тайтлы как: Подручный Луизы, Индекс Волшебства (+Рейлган), Пламенная Шана, Охота на привидений, Цукихиме. Норм так, да? И все достаточно известны (ну, может, Охота здесь самая менее известная).

Что касается других студий, те тоже не стояли в стороне, но явно оказались на вторых эшелонах: Gonzo (Крестовый поход Хроно, Печать Ветра, Клинок Ведьм, Хеллсинг (2001г.), Розарио+Вампир), Shaft (Гатари, Летняя Буря, Нэгима), Bones (Стальной алхимик, Соул Итер, Темнее Чёрного), Pierrot (Блич, Подземелье Токио), Production I.G (Триплексоголик, Кровь+, Охота на призраков (не путать с тайтлом от Стаффов)), Xebec (Шаман Кинг, Дочери Мнемозины, Код Ангела)…

А вот повседневки, они же слайсики, появились в эту эпоху не очень внезапно (предпосылки были в 90-е), но их последующий бум оказался, пожалуй, внезапен. Как, в прочем, и любая другая завирусившаяся вещь. При чём бум ранобэ на них мало сказался. Первые моэ-слайсики выходили чаще всего в качестве манги.

Много сказать о них нечего. Ну да, это очень удобные тайтлы для простого расслабона или душегрейки, без крутых навороченных сюжетов и зубодробительного экшена. Такой же эскапизм, но с другой полярностью. Да, они выходили и раньше, но именно в нулевые перешли в новое качество, трансформировавшись в истории про милых девочек делающих милые вещи, став такими, какими мы их знаем (Адзуманга, Наброски Хидамари, Клубничный Зефир, Сёстры Минами, Лаки Стар, Кейон).

Но о самих тайтлах, сформировавших эпоху – попозже, во второй части статьи.

Феномен ОЯШа как ГлавГероя

Сначала Евангелион, а потом бум жанра моэ happened. Иначе говоря, коньюктурка поменялась, рыночек порешал, ничего необычного. Думайте. Подписаться.
Сначала Евангелион, а потом бум жанра моэ happened. Иначе говоря, коньюктурка поменялась, рыночек порешал, ничего необычного. Думайте. Подписаться.

Зацвело и запахло после выхода Евангелиона.

А вы думали буду я тут распинаться ещё на 500 страниц, отсчитывая историю этого явления от древних времён формирования культурных особенностей народа Ямато?

Да неее. Я что, графоман какой-нибудь?!

Так вот, действительно, до выхода Евангелиона, лично мне, неизвестно таких вот популярных тайтлов, где ГГ был бы, мягко говоря, пассивным и вокруг которого вились девушки просто так (добавить любую научно-фантастическую/фентезийную мишуру в разных пропорциях и вуаля, у вас получился типичный тайтл категории Б для эпохи 2000-2015 гг). Были раньше типичные крутые ребята (Приключения Кобры), герои тестостероновых боевичков (Голго 13), даже просто хорошие парни или комедийные извращенцы (Несносные пришельцы). Но чтоб именно субмиссивные и порой тряпичные ГлавГерои… нет, кажется до Синдзи Икари таких персонажей и не было. Может, если только в качестве исключения. Или в каких визуальных новеллах, где ГГ часто просто является плейсхолдером для игрока. А эти самые ВНки нередко получали свою адаптацию в те же нулевые, так что…

Короче говоря, после выхода Евы наметился бум спроса на таких ГГ в аниме (Эльфийская Песнь, Девы Розена, Пламенная Шана, Сэкирэй и миллионы других…). И как бы многих не бесили тряпко-куны на ГГ, раз они попадаются в аниме ДО СИХ ПОР, значит троп ещё цветёт и пахнет. В Японии. Даже если для нас, гайдзинов, он умер и сгнил ещё там же, в далёких нулевых. Стало быть, у японцев всё не очень с самооценкой… но я не психолог и не буду ставить диагнозов. Просто обращу внимание на такую занятную закономерность.

Популяризация архетипа цундере

Реальность, как обычно бывает, прозаичнее.
Реальность, как обычно бывает, прозаичнее.

Девушки архетипа цундере становятся очень популярны среди обычных виабушников, а затем и среди студийных боссов, которые решают сделать упор на первоисточники манги/ранобе тех авторов, которые сами же и создали этот тренд. Вкратце, так многие тренды в аниме-индустрии и работают.

Началось это в начале десятилетия, а популяризировалось в середине, когда все успешные тайтлы с колкими героинями получили свои аниме-адаптации. И потом это стало сленговым обозначением для девушек с дуальным характером: колкой снаружи, но милой внутри. Суть в том, чтобы становясь эмоционально ближе к такой героине и преодолевая её колкости, в конечном итоге, лицезреть "мякотку" в виде потаённой милой стороны. Виабушникам, видимо, так понравилась эта незатейливая формула, что такой архетип был архипопулярен ещё следующие лет десять-пятнадцать.

Конечно, персонажи такого архетипа появлялись и раньше (например Акана Тендо из Ранмы или пресловутая Аска из Евы), но именно доминирующим типом аниме-девушек они стали в нулевые.

В современном понимании слово цундере родилось на некоем японском текстовом форуме в 2002 г. во время обсуждения эроге Cosmos no Sora ni. А бум популярности на архетип пришёлся на аниме-адаптации таких тайтлов, как: Стальная Тревога (Тидори Канаме), Пламенная Шана (пламевласая-огнеглазая Шана), Подручный Луизы (собственно, Луиза), Кланнад (Кё Фудзибаяси), Меланхолия Харухи Судзумии (Харухи "Меня не интересуют простые люди" Судзумия), Лаки Стар (Кагами "Заткнись, Коната!" Хиираги), Индекс Волшебства (Мисака "Бири-Бири" Микото), Фейт (Рин Тосака), Торадора (Тайга "Тигр" Аисака), Моногатари (Сендзёгахара), ОреИмо (Кирино Косака) Леди против дворецких (Селения "Дрель" Флеймхарт), Президент студсовета – горничная (Мисаки Аюдзава) и многие другие.

Влияние этого архетипа на женских персонажей было очень велико. У него даже сложились свои уникальные визуальные черты:

  • красные, рыжие или розовые волосы (наследие Шаны, Аски и Луизы);
  • причёска с двумя хвостиками (наиболее узнаваемая черта, хотя отнюдь не обязательная) + раздвоенная чёлка;
  • плоская грудь или просто невыразительные формы (хотя и с развитой фигурой встречаются часто);
  • чулки (просто добавляет перчинки и без того острому образу).

А в 10-е архетип уже стандартизировался и начал пародироваться.

Моэфикация аниме стиля

Усреднённые аниме фейсы за последние 60 лет, наглядно. Занятно, что именно в нулевые глаза, а точнее зрачки, были самые большими ("инопланетными"). В первую очередь за это аниме до сих пор и знают.
Усреднённые аниме фейсы за последние 60 лет, наглядно. Занятно, что именно в нулевые глаза, а точнее зрачки, были самые большими ("инопланетными"). В первую очередь за это аниме до сих пор и знают.

Тут, на самом деле, можно делать отдельную статью (впрочем, как и на все аспекты выше), но обойдёмся пока подразделом этой статьи.

Вы ведь замечали, что аниме до середины-конца нулевых и после в среднем выглядит по разному? Раньше, независимо от жанра, оно чаще было более визуально реалистичным, а после нулевых стало, ну, в общем, менее реалистичным, более идеализированным и миловидным. Опять же, не без исключений (хотя бы та же Ранма, где визуал персонажей имеет черты визуала более поздних времён).

Итак, исходя из различных трендов среди мангак/художников-иллюстраторов, изменения вкусов среднего виабу и подражания популярным тайтлам, в 2000-е черты персонажей стали: менее угловатыми (как было в 90-е), более скруглёнными, глаза стали больше, а формы и рендер (тени и отблески) – проще. Это общее влияние популяризации моэ. Да, на мужских персонажей это тоже повлияло, став одной из визуальных черт ОЯШей. Не обошлось и без изрядного влияния визуальных новелл, адаптаций которых в это десятилетие тоже хватало. От них новый формирующийся стиль получил особые, выделяющиеся элементы причёсок (длинные ахоге, воздухозаборники, разделённые чёлки и пр.), их неестественно яркие расцветки и те самые большие (именно что БОЛЬШИЕ) глаза. Так же, свою роль сыграл переход из аналога в цифру, где проще работать с постэффектами (добавление бликов, размытия, фильтров).

И ещё на счёт цифры: есть версия, что цифровую анимацию в начале нулевых аниме-студии ещё не до конца освоили и поэтому цветокор в финальном варианте многих тайтлов был темнее ожидаемого. Но всё изменилось с выходом аниме Меланхолия Харухи Судзумии в 2006 году, где КёАни "показали как надо". Не уверен, конечно, насколько это правда, но у КёАни всегда всё было хорошо с визуалом. И во второй половине нулевых, действительно, тайтлы стали более яркими в плане цветокора. Тем не менее, правда ли это или нет, тайтлы первой половины нулевых имеют свою особую приглушённую атмосферу с тёмными светофильтрами, которые тоже имеют место быть.

Подитог

Итак, в целом, нулевые для аниме отметились:

  1. Экстенсивным ростом количества тайтлов из-за бума ранобе;
  2. Полным переход на систему производственных комитетов в финансировании проектов;
  3. Изменением усреднённого аниме-стиля в сторону моэшности;
  4. Популяризацией ОЯШей как типажей для ГГ и цундере как типажей главных любовных интересов этих ГГ;
  5. И, конечно же, переходом к новым мейнстримовым концепциям для сюжетов (в основном вторя мировым трендам) в лице паранаучной-мистики-городскогофентези-конспирологии… и слайсиков про милых девочек (а это уже лично японская разработка, есть чем гордиться)!

Глобально, в культурном плане, нулевые – это время, когда аниме, медленно, но верно, начинало шагать по планете. Выходя из совсем мелких тусовочек эстетствующих задротов в 80е-90е и придя к чуть более крупным, но всё ещё мелким тусовочкам в 00-е. А уже лет через 15 аниме стало самым что ни на есть мейнстримом. И аниме-фендомы в нулевые в этом сыграли свою роль. И очень даже не маленькую.

А вот какие именно аниме-тайтлы привнесли все эти изменения, мы узнаем в следующей части. Статья и так выходит слишком безразмерной…

Анимешники просто дуреют с этой прикормки.
Анимешники просто дуреют с этой прикормки.