Найти в Дзене

Старовер–летописец и его убойная коллекция

Егор Егорович Егоров (1863, Москва – 1917, Москва) известен каждому исследователю московского старообрядчества. Московский купец 2-й гильдии, авторитетнейший деятель Преображенской федосеевской общины, собиратель книг, иконописи. С 1905 по 1917 год он был неофициальным летописцем Преображенской федосеевской общины. Родился в Москве в потомственной старообрядческой семье, происходившей из Рыбинского уезда Ярославской губернии. Первым в Москву переехал его дед — Константин Егорович Егоров (около 1783 - 1860), открыл торговлю продовольственными товарами, а затем и ставший позднее знаменитый трактир в Охотном ряду. Трактир славился великолепной кухней и разнообразием сортов чая. Для чаепития была выделена комната в китайском стиле. Чай подавали «с лимоном» и «с полотенцем». Второй вариант был традицией: гостю подавали чайную чашку, чайник с кипятком, отдельный — с заваркой, и полотенце, которое посетитель вешал на шею.  Узнать трактир можно было по вывеске с вороной, которая держала в кл
Оглавление

Егор Егорович Егоров (1863, Москва – 1917, Москва) известен каждому исследователю московского старообрядчества. Московский купец 2-й гильдии, авторитетнейший деятель Преображенской федосеевской общины, собиратель книг, иконописи. С 1905 по 1917 год он был неофициальным летописцем Преображенской федосеевской общины.

1888 г. из альбомов Н. А. Найдёнова. Впереди - Хапиловский пруд
1888 г. из альбомов Н. А. Найдёнова. Впереди - Хапиловский пруд

Предки

Родился в Москве в потомственной старообрядческой семье, происходившей из Рыбинского уезда Ярославской губернии. Первым в Москву переехал его дед — Константин Егорович Егоров (около 1783 - 1860), открыл торговлю продовольственными товарами, а затем и ставший позднее знаменитый трактир в Охотном ряду.

Трактир славился великолепной кухней и разнообразием сортов чая. Для чаепития была выделена комната в китайском стиле. Чай подавали «с лимоном» и «с полотенцем». Второй вариант был традицией: гостю подавали чайную чашку, чайник с кипятком, отдельный — с заваркой, и полотенце, которое посетитель вешал на шею.  Узнать трактир можно было по вывеске с вороной, которая держала в клюве блин. "В нижнем этаже в трактире Егорова в Охотном ряду было полно лохматыми, толсто одетыми извозчиками, резавшими стопки блинов, залитых сверх меры маслом и сметаной, было парно, как в бане. В верхних комнатах, тоже очень теплых, с низкими потолками, старозаветные купцы запивали огненные блины с зернистой икрой замороженным шампанским." И. А. Бунин. Чистый понедельник

В 1825 г. Константин Егорович записался в купеческое сословие. Был видным деятелем федосеевской Преображенской общины. В книге «История Преображенского кладбища с 1854 по 1862 год» Константину Егоровичу посвящена отдельная глава: он был одним из попечителей Преображенского кладбища, в его особые обязанности входило разрешение судебных дел.

При Николае I в 1851 году была проведена IX ревизия населения. «IX ревизию нанесен был всем старообрядцам самый тяжелый удар. Тогда положено было Царским повелением разбить и разрушить естественный союз старообрядческих семейств, то есть жен от мужей отписывать и наследников признать незаконными».

За активную старообрядческую деятельность в 1851 году был сослан в Пензу под надзор полиции, где и и умер.

Торговое дело и трактир унаследовал и развил его сын, купец 2-й гильдии Егор Константинович Егоров (1825-1887), который также играл активную роль в общественной жизни старообрядческой Преображенской общины. В середине XIX века Е. К. Егоров женился на девице Федоре, происходившей из известной московской старообрядческой семьи Косичкиных, в семье родился сын Егор и две дочери: Екатерина и Елизавета.

-3

Московский дом купцов Егоровых находился в Салтыковском переулке (сегодня – Дмитровский переулок, д. 3) и имел семейную моленную.

Коллекционер и его коллекция

Егор Егорович Егоров (1863–1917) получил домашнее образование и традиционное старообрядческое воспитание. При жизни отца, Егора Константиновича, Егор обучался купеческому делу и привлекался к торговой купеческой деятельности, а после смерти отца в 1887 г. унаследовал его торговое дело – продовольственный магазин и трактир в Охотном ряду, однако через год небольшим он отошел от торговой деятельности, продав свое «дело» московскому купцу 2-й гильдии С. С. Уткину, и стал активно и увлеченно собирать ценнейшие памятники древнерусской и старообрядческой истории и культуры, движимый страстным желанием сохранить их в старообрядческой среде.

Такой собирательской деятельностью занимались его отец и дед, и именно от них Егор «заразился» собирательской «страстью». В его библиотеке печатных изданий вместе с комплектами журналов и газет было около 30 000 единиц. Наиболее ранние издания в собрании Егорова датированы XIV веком. В собрание входили: дониконовские рукописные книги, книги, созданные после раскола, старообрядческие рукописные книги, полемические сборники. Это была одна из крупнейших частных коллекций славяно-русских рукописных книг в Российской империи. Знаток книжного наследия Древней Руси академик А.И. Соболевский в начале XX века относил ее к числу самых больших частных собраний России, ставя его на третье место после крупнейших рукописных собраний графа А.С. Уварова и Е.В. Барсова.

Среди федосеевцев Егоров был признанным знатоком церковного искусства. Собрание икон, мелкой пластики и шитья находилось в домашней моленной:

Моленная в доме Егорова, 1917
Моленная в доме Егорова, 1917

В основу этой коллекции легли иконы, доставшиеся Егору Егоровичу от его деда и отца. Егоров составил каталог своего иконного собрания. Этот каталог включает два раздела:

1. иконы темперные. В этом разделе 1180 записей.

2. иконы резные и медные. В этом разделе 66 записей.

Были иконы различных мастеров московской, новгородской и строгановской школ древнерусской живописи, а также иконы афонского письма.

Богоматерь Владимирская. XIX век. Оклад. Вторая половина XIX века. Россия. 38 Х 32. ГТГ, инв. 24825. Происходит из собрания Е.Е. Егорова. Поступила в 1939 году из ГБЛ. На обороте, на прибитой деревянной планке надпись чернилами: Прокопья Чирина писмо Ниже: Образ пречистые Богородицы Владимирские написа по обещанию Ондрея Семеновича Строганова и Андрей /благо/словил сына своего Дмитрия
Богоматерь Владимирская. XIX век. Оклад. Вторая половина XIX века. Россия. 38 Х 32. ГТГ, инв. 24825. Происходит из собрания Е.Е. Егорова. Поступила в 1939 году из ГБЛ. На обороте, на прибитой деревянной планке надпись чернилами: Прокопья Чирина писмо Ниже: Образ пречистые Богородицы Владимирские написа по обещанию Ондрея Семеновича Строганова и Андрей /благо/словил сына своего Дмитрия

Среди древнейших предметов мелкой пластики из камня в собрании имелись каменные иконы с изображениями Гроба Господня, датируемые XIII – XIV веками.

Летопись Преображенской общины

Особое место в коллекции занимают две рукописные книги: «Черновые материалы для истории Преображенского кладбища» и «История Преображенского кладбища с 1854 по 1862 год» и собственно его архив, куда включены бесценные с исторической точки зрения книги копий документов:

-8

После Императорского указа об общинах 1906 года на Преображенском кладбище была зарегистрирована старообрядческая община, и Егор Егорович Егоров стал ее активным членом. Он регулярно посещал собрания, бывал на расширенных заседаниях федосеевских общин в Казани, в Саратовской и Костромской губерниях, принимал активное участие во Всероссийских старообрядческих съездах беспоповцев и вел обширную переписку с федосеескими общинами по всей России.

Но самое ценное, что сделал Егоров, он стал вести специальные книги, в которые копировал протоколы собраний Преображенской общины, протоколы съездов, при этом описывая само проведение съезда, копировал свою личную переписку и переписку третьих лиц с общинами Казани, Костромы, Прибалтики, Пскова, Рыбинска, Санкт-Петербурга, Саратова и других городов. В эти книги он вносил выписки из периодических изданий, если они касались старообрядческой жизни.

-9

Всего с 1905 по 1917 год было создано 9 книг, в которых скопирован уникальный архив преображенской федосеевской общины. Материалы из этих книг охватывают практически все сферы жизни преображенской общины: выборы духовных отцов и выборы Совета общины; финансирование; связи с федосеевскими общинами по всей России, межконфессиональные отношения с новообрядцами, единоверцами и филипповцами; полемика федосеевцев внутри согласия по вопросам брака и организации деятельности общины; описаны некоторые московские домовладения, принадлежащие Богаделенному дому, но находящиеся за его территорией; описание торжественных мероприятий, в том числе освещение новых моленных. Большое внимание в книгах уделяется полемике федосеевцев относительно введения «брачных книг» официальной регистрации брачных союзов.

Судьба коллекции и коллекционера

Егоров вел переговоры с советом Преображенской общины о перевозе коллекций на Преображенское кладбище. Переговоры велись долго, на протяжении 10-х лет XX века. Коллекцию предполагали разместить в здании больницы Преображенского кладбища, но Егорова не устраивали меры безопасности. Окончательное решение должно было быть принято весной 1918 года.

Но... 15 декабря 1917 года Егоров был убит у себя дома, в особняке. Ему было всего 55 лет. На протяжении многих лет основной была версия убийства с целью ограбления. В 2013 году Елена Михайловна Юхименко опубликовала часть переписки федосеевского наставника, иконописца Гавриила Ефимовича Фролова. В письме от 17 сентября 1928 года Лука Арефьевич Гребнев сообщает Фролову: «Георгий Егорович Егоров тоже помер насильственной смертью убит бывшим его же певчим в своем доме».

Как писал архитектор И.Е. Бондаренко в своих воспоминаниях: "Молва о его богатствах побудила каких-то бандитов пробраться к нему и зарезать его. Поднявший тревогу мальчик помешал грабителям. Оказалось, молва была не без основания: все комнаты были заставлены не только иконами, но и ценными золотыми и серебряными старинными вещами; много было парчи и других тканей..."

Что же касается коллекции, то книги и личные документы составили фонд Егорова № 98 в Отделе рукописей Библиотеки имени Ленина, ныне Российская Государственная библиотека. А остальную часть коллекции, собираемую тремя поколениями одной семьи, распылили по разным музеям: Исторический, Третьяковку и другие, более мелкие. Не знаю, как по всей России, а в Москве оставили полностью только две коллекции: Бахрушинскую и Третьяковскую.

Три поколения Егоровых: Константин Егорович (около 1783 –  1860), Егор Константинович (1825 –1887), Егор Егорович (1863–1917)
Три поколения Егоровых: Константин Егорович (около 1783 – 1860), Егор Константинович (1825 –1887), Егор Егорович (1863–1917)

Семейное захоронение Егоровых находится на 7-м участке Преображенского кладбища.

К сожалению, эта семья коллекционеров далеко не так известна, как Морозовы, Щукины, Третьяковы, Голицыны. Но дело семьи Егоровых не пропало. В 20172021 годах в издательстве «Пашков дом» вышли из печати первые три тома каталога, подготовленные ведущим научным сотрудником сектора изучения особо ценных фондов Центра по исследованию проблем развития библиотек в информационном обществе Татьяной Владимировной Анисимовой при участии научного редактора кандидата исторических наук Юрия Сергеевича Белянкина. В четвёртом томе «Каталога славяно-русских рукописных книг из собрания Е. Е. Егорова» содержатся описания рукописей № 301400. Среди них жития русских святых, хроника Георгия Амартола, старообрядческие рукописные уникумы, лицевые рукописи.

Спасибо, что дочитали. Если вам понравилось, ставьте лайки, пишите комментарии это очень важно для меня.

ИСТОЧНИКИ

Анисимова В.Н. Место земного упокоения Е.Е. Егорова. «Блажени милостивiи, яко тiи помиловани будутъ»

Описаны ещё сто рукописей из собрания Егора Егоровича Егорова

Игнатова Т. Памяти Егора Егоровича Егорова. Сайт Русская вера

Рыков Ю.Д. Егор Егорович Егоров. Сайт https://protopop-avvakum.ru/