Вслед за голливудским бедствием Пон Джун Хо «Микки 17», где Роберт Паттинсон сыграл сразу две роли (или 18?), в прокат вышел фильм «Умри, моя любовь» Линн Рэмси, где актер сыграл не такую большую, но по-своему интересную роль. Вообще фильмография у него складывается крайне занятная. За неполные 15 лет он успел поработать с Кроненбергом, Корбетом, Грэем, Сэфди, Дени, Эггерсом и Ноланом (плюс, кажется, снимается в его «Одиссее»). Интересно стало окинуть этот разнообразный и лихой путь.
«Умри, моя любовь» (2025)
Новый фильм мощной шотландки Линн Рэмси — язык не поворачивается назвать его «возвращением», это её обычный гэп — мчится напролом, пронзает навылет: Джексон и Грейс (Паттинсон и Дженнифер Лоуренс) въезжают в дом его покойного дяди, обзаводятся ребенком, а потом начинается сущий кошмар. В первую очередь — для нее; бойфренд борется с персональными демонами и верит, что возлюбленная вот-вот придет в себя. Паттинсон мастерски оттеняет бенефис коллеги, не теряясь на фоне перфоманса — лесного пожара. Джексон вызывает раздражение пополам с сочувствием, но в то же время чуть заземляет повествование, отрывающееся от реальности.
«Микки 17» (2025)
В новейшем сатирическом сай-фае Пон Джун Хо («Паразиты») где-то в будущем человечество отправляется покорять ледяную планету Нифльхейм. Среди пассажиров ковчега под руководством политика-нарцисса (Марк Руффало) есть и Микки Барнс (Паттинсон), которому отведена роль «расходника»: он выполняет самые опасные задачи, а если миссия заканчивается летальным исходом, то его просто распечатывают на специальном принтере (с прежним сознанием). Очень неровный фильм — даже на фоне «Сквозь снег» и «Окчи», — где Паттинсон отдается неловкой буффонаде, в которой угадывается пластика немой комедии и анимации (как японской, так и западной).
«Бэтмен» (2022)
Одно из многочисленных воплощений Темного рыцаря на экране предложил Мэтт Ривз — режиссер «Монстро» и «Планеты обезьян». Брюс Уэйн в исполнении Паттинсона — начинающий вигилант, которого жизнь раз за разом отправляет в нокаут. Это касается и драк, и психологических манипуляций, и даже логических загадок. В фильме раскрывается простейшая мысль, что если Бэтмен и есть Готэм, то, помимо доброго имени с темными крыльями, ему носить и вековые проблемы. Решиться на борьбу с давними устоями, конечно, трудно — как бы Брюс ни тупил взор и ни сжимал кулаки, ему есть, что терять, — но однажды нужно начать.
«Довод» (2020)
В нолановском блокбастере-наоборот артисту досталась роль Нила — ловкого соратника Протагониста (Джон Дэвид Вашингтон), который всё ему объясняет и везде помогает, отчасти служа проводником режиссерской воли. Не самый впечатляющий характер и перфоманс — впрочем, персонажи-функции для режиссера давно не баг, а фича, — но для фильмографии Паттинсону точно пригодилось!
«Маяк» (2019)
По-настоящему яркая — как минимум благодаря меметичности — роль молодого смотритель маяка Эфраима Уинслоу, которую Паттинсон исполнил в фильме другого амбициозного (де)конструктора Роберта Эггерса. 1890-е, мужчины-антиподы оказываются заперты непогодой где-то на краю земли (или воды), а потому выпускают на свободу внутренних демонов. Соревноваться с Уиллемом Дефо, сыгравшим бывалого моряка Томаса Уэйка, конечно, невозможно, но Паттинсон выглядел как минимум достойно. Хтонический антураж и обжигающий финал — тоже.
«Высшее общество» (2018)
Еще один сай-фай, но теперь — философский. Именитая постановщица Клер Дени («Хорошая работа») отправляет бороздить просторы космоса тех, на кого общество уже особенно не рассчитывают, все грызутся между собой, примиряясь с ролью подопытных, но всё равно находят в себе что-то человеческое, а в окружающей тьме вселенной — место для чуда. Изначально роль должен был сыграть Филип Сеймур Хоффман, но, когда того не стало, Паттинсон очень просил рассмотреть его — и, думается, не подвел (впрочем, Дени, кажется, привлекло его сходство с Кайдановским). Среди других пассажиров, кстати, Миа Гот.
«Девица» (2018)
Косящий взгляд, металлический зуб, коняшка Ириска и воспоминания о любимой — с таким пайком отправляется по Дикому Западу Сэмюэл. Герой Паттинсона в ревизионистском вестерне братьев Зеллнер, киноманов и коэновских фанатов, — раздражающий балбес, выдумавший себе любовь до гроба, не спросив об этом даму сердца (Миа Васиковска). Та ухажеру не слишком рада, так что Дон Кихота прерий ждут неприятные откровения, а приблизительно самый маскулинный жанр в истории кино — гендерное раскулачивание.
«Хорошее время» (2017)
Одна из самых эффектных ролей Паттинсона so far — беззастенчивый жулик, каких в США кличут «белым отребьем». Братья Сэфди удалось выпустить из актера накопившуюся тьму, а тот запаршивевшим неоновым демоном самоотверженно пронесся через полосу препятствий, которую ему соорудили на злых улицах Нью-Йорка. Неудачное ограбление, попытка освободить из заточения брата с особенностями развития (Бенни Сэфди), мытарства по подворотням и чужих жилищам — фильм, как и протагонист Конни, не останавливается ни на секунду.
«Затерянный город Z» (2016)
Эпизодическая роль, но у большого режиссера: ради съемок у Джеймса Грэя артист согласился на глубоко второстепенного персонажа Генри. В начале XX века тот сопровождает в одиссее по джунглям Перси Фосетта (Чарли Ханнэм), чьи байки вдохновят Конан Дойла на «Затерянный мир».
«Детство лидера» (2015)
В полнометражном дебюте Брэйди Корбета — это он недавно прокатился по фестивалям и премиям с «Бруталистом» — Паттинсон сыграл две контрастные, но генетически связанные роли: праздного европейского интеллектуала и самого (повзрослевшего) Лидера. И если первого затмевают щедрая оркестровая аранжировка Скотта Уокера и внимание оператора к интерьерам, то финальное явление второго, намекающее на твердую поступь фашизма, ставит эффектную точку в фильме.
«Лайф» (2015)
В ретро-драме фотографа Антона Корбайна («Контроль») актер сыграл фотографа Денниса Стока, который служит проводником за ширму медийного образа Джеймса Дина (Дейн ДеХаан). В 1950-е Деннису повезло не только сделать несколько исторических снимков бунтаря без причины, но и стать его другом, то есть, как предполагается, заглянуть в душу звезде. Фильм получился альбомно-поверхностным, но актерский дуэт делает всё, что в их силах.
«Звездная карта» (2014)
В умеренно сатирическом фильме Дэвида Кроненберга, высмеивающем институт звезд и всё, что выстроено вокруг, актеру досталась роль водителя мерседеса, который развозит голливудских знаменитостей, но мечтает сам прославиться в качестве сценариста. Роль ироничная с учетом кроненберговского «Космополиса», где герой Паттинсона, напротив, почти не выходил из лимузина, но в остальном канадец сработал довольно прямолинейно (зато с обилием звезд — от Васиковски до Кьюсака).
«Ровер» (2013)
Брутальное австралийское роад-муви — отличный способ проверить себя (и заявить о готовности к необычным ролям). Тут Паттинсон играет незадачливого младшего брата автомобильного угонщика (Скут МакНэри). Обезмашинив не того мужчину (Гай Пирс), они попадают под каток неконтролируемой ярости: тот хватает раненного парнишку с гнилыми зубами и устремляется в погоню, игнорируя все препятствия. Второй полный метр Дэвида Мишо («Машина войны») напоминает, что в постапокалиптическом сеттинге «Безумного Макса» живут люди. Шутить с ними, правда, тоже не стоит.
«Космополис» (2012)
Первая большая роль после окончания «Сумерек», конечно, вызвала немало скепсиса, как и многое из того, где актер снимался параллельно с вампирской сагой. Тем не менее, если не поддаваться вредности и предубеждениям, проект оказался равно удачным для Паттинсона и Дэвида Кроненберга. Да, именно суровый канадец взялся за роман американского постмодерниста Дона Делилло, которого много лет хотел экранизировать Спилберг. Мрачная сатира на экономическое самодовольство Уолл-стрит и победивший капитализм выглядит не так увлекательно, как привычный для режиссера боди-хоррор. Однако концептуально не придерешься: мультимиллионер постоянно сидит — преимущественно в лимузине, — и его одиссея неплохо передает тот новый жуткий мир, где каждый заперт в капсуле потребления разного уровня элитности наедине с мыслями и фантазиями. Паттинсон же красочно проиллюстрировал психопатический облик подобного гражданина.
Спасибо, что дочитали! Хотите больше обзоров, необычных и разных? Подписывайтесь на Бусти (или телеграм-канал). Интересные картины также ищите в рубрике «Фильм на выходные: vol.2».