В ожидании больших событий на День Города 13/14 сентября 2025 года, которые, если они реально произойдут, я обязательно буду освещать день в день, предлагаю всем нам запастись терпением и набрать побольше воздуха в лёгкие, а пока, чтобы скрасить ожидание, я расскажу вам маленькую страшную историю, которая произошла со мной в ночь с 19 на 20 марта 2025 года...
Я не знаю как там у вас - нормальных людей, но у нас у музыкантов иногда капитально едет крыша. Есть у нас какие-то запятые, за которые постоянно цепляешься, и не можешь с ними разобраться...
И вот я уже лёг спать: счастливый, уставший, наработавшийся, предвкушающий свои девять часов беспробудного сна... Заснул и даже уже начал наблюдать какой-то очередной высоко-красочный сон, начало моих любимых многосерийных кинофильмов, которые я придумываю сам прямо во сне, как вдруг в башку мне крупным калибром выстрелила музыкальная мелодия, она просто заиграла у меня в спящей тыкве. Я отмахнулся, типа, хочу дальше кино смотреть, но мелодия играла и играла, крепла и крепла, и я в какой-то момент прямо во сне понял, что надо проснуться и разрешить этот вопрос.
Я открыл глаза, включил свет, посмотрел на телефоне время - 23:35, и попробовал сконцентрироваться на мелодии, которая меня разбудила...
Та-ра-та-ра-таааам-та-раам-там... Та-ра-та-ра-таааам-та-раам-там...
Блин, что-то до боли знакомое. Надо просто вспомнить, откуда эта мелодия, откуда я её знаю, и всё, спать дальше. Выключил свет, вырубил телефон, перевернулся на другой бок, замотался в одеяло и начал засыпать...
Та-ра-та-ра-таааам-та-раам-там... Та-ра-та-ра-таааам-та-раам-там...
Она крутилась и крутилась у меня в голове круг за кругом, всё громче и громче, всё навязчивее и навязчивее. Через пару минут я просто начал сходить с ума. Что это такое я слышу?
Я опять включил свет, нацепил на нос очки и стал усиленно думать в потолок...
Та-ра-та-ра-таааам-та-раам-там... Та-ра-та-ра-таааам-та-раам-там...
Это явно что-то из моей прошлой жизни. Иначе откуда оно могло стрельнуть?! Я последние пятнадцать лет не слушаю музыку вообще, никакую. А тем более современную. Так, иногда для души Моральный Кодекс, Натали Имбрулью, Чайф, Дайдо, Мечтать...
Та-ра-та-ра-таааам-та-раам-там... Та-ра-та-ра-таааам-та-раам-там...
Мелодия сто пудов не моего сочинения, поскольку все свои песни, аранжировки, соло-партии на гитарах во всех проектах, где я участвовал, я помню почти наизусть, значит где-то услышал и мне очень понравилось. Где и что я мог такого слышать, чтоб прям впилось в подкорку и выстрелило именно сейчас?
Сон стремительно уходил. Я напрягся. Я завёлся. Просто сам себя разгонял на слабо. Надо вспомнить...
Та-ра-та-ра-таааам-та-раам-там... Та-ра-та-ра-таааам-та-раам-там...
Через десять минут я понял, что это меня уже не отпустит, и пока я не докопаюсь до истины, сна и покоя мне не будет. Надо было вставать...
Та-ра-та-ра-таааам-та-раам-там... Та-ра-та-ра-таааам-та-раам-там...
Сходил в сортир, где даже покурил, хотя я никогда не курю дома, а только на улице и только во время поездок, месяцами сигарет не касаюсь, но тут не было выбора ввиду полного отчаяния, ибо надвигался ступор. Мелодия выедала меня до конца, я её точно помнил, но не понимал откуда она и что это такое в целом.
Та-ра-та-ра-таааам-та-раам-там... Та-ра-та-ра-таааам-та-раам-там...
Чтобы окончательно не кукукнуться, я решил действовать системно, а именно разобрать свою жизнь на атомы, чтобы понять, где я мог её слышать, где была та наша ключевая точка пересечения, что сейчас привела к таким последствиям, ведь это должно быть что-то очень важное, иначе забылось бы уже в момент появления...
Та-ра-та-ра-таааам-та-раам-там... Та-ра-та-ра-таааам-та-раам-там...
Она играла у меня в голове то скрипкой, то флейтой, а это значило, что первые двадцать лет моей жизни можно смело отбросить - там были только панк-гитары, барабаны и очень сильные удары по башке руками, ногами, а иногда даже прикладами автоматов...
Та-ра-та-ра-таааам-та-раам-там... Та-ра-та-ра-таааам-та-раам-там...
Может, бывшая жена? Да нет, у нас с ней другая была общая песня. ВИАГРА, "что же я наделала пам-па-рам-пам для чего я реку переплыла..." Очень красивая гармония, но ваще не оно...
Та-ра-та-ра-таааам-та-раам-там... Та-ра-та-ра-таааам-та-раам-там...
Голова раскалывалась от непонимания и надрыва. Я уже не мог лежать и сел на кровати. Включил верхний свет. Открутил ещё назад. Второй институт... ГИТР. Там были предметы типа "Теория Музыки", "История Музыки". Это ж вроде было у меня на экзамене...
АГА! ПОПАЛАСЬ!!! 2000 год, январь, сессия. Факультет звукорежиссуры в ГИТРе, первый курс. Это ж мой билет был на экзамене по Теории/Истории Музыки...
Первым вопросом был "кофейник" - контр-фагот, тут я всё про него знал, поскольку, во-первых, играл в оркестре в музыкальной школе, пусть на трубе, но духовые все принципиально схожие и понятные, а во-вторых, внимательно слушал песню ДДТ "Российское Танго", там на нём соло сыграно. Уникальный, кстати, случай. Я не знаю, есть ли хоть одно ещё любое произведение, где солирует контр-фагот, а вот в русском роке - есть...
Второй вопрос не помню, но тоже полностью ответил. И заходил на чистую пятёрку, если бы не третий вопрос: включается музыка, и тебе надо ответить, что это только что играло, автор, название и детали...
А я за весь семестр так ни разу и не послушал ни одной классической музыки, которую раздавали на дисках для домашнего ознакомления. Но мне было простительно, я тогда переживал очень трудный период своей жизни: расстался с Ирой, много работал начальником производства в фирме по изготовлению пластиковых окон, много пил из-за всего этого, потому что сил уже не было, писал новые песни для лучшего альбома своей жизни "Он&Она", который в итоге мы с одногруппниками записали на студии в нашем же институте, и он даже кому-то засчитался, как курсовая работа. В общем, было сильно не до истории музыки...
Короче, получил я на экзамене четвёрку именно потому, что даже не пытался идентифицировать музыкальный отрывок...
Та-ра-та-ра-таааам-та-раам-там... Та-ра-та-ра-таааам-та-раам-там...
Я ж тогда её слушал и не узнал... Точно! Господи, а что же это за музыка?! Мне же потом наша преподавательница озвучила и автора, и название...
Красивая до безумия мелодия, пробирает до мурашек, до слёз... Я даже гармонию аккомпанемента вспомнил, там три-четыре аккорда, ничего сложного.
Та-ра-та-ра-таааам-та-раам-там... Та-ра-та-ра-таааам-та-раам-там...
Ещё минут десять я умозрительно рвал себе лобные доли, пытаясь вспомнить, что же это такое. Необходимо было реанимировать все свои воспоминания двадцати-пятилетней давности...
И вдруг, как это обычно бывает у особо просвещённых и образованных людей, внезапно прилетел свет далёких планет... В голову отчётливо врезалось "там название было про двух людей"... Да! Там точно было про двух людей... Я лихорадочно начал прокручивать в голове все пары, встречавшиеся мне в музыкальных произведениях... Ромео и Джульетта? Нет. Бонни и Клайд? Нет. Тристан и Изольда? Нет. Ганзель и Гретхель или как их там? Нет. Петя и Волк? Нет, это вообще Прокофьев... "Тангейзер" Вагнера даже зачем-то вспомнил, типа Тан и Гейзер....
Та-ра-та-ра-таааам-та-раам-там... Та-ра-та-ра-таааам-та-раам-там...
Это был тупик. В этот момент я решил сменить тактику взрыхления воспоминаний и попробовал пойти от композитора. Лёгкое для восприятия произведение, всем известное, которое можно переложить на малое количество музыкальных инструментов... Такое могли написать не все, лишь ограниченное число авторов, и я начал крутить в голове всех известных мне композиторов, кто работал с более или менее понятными формами...
Та-ра-та-ра-таааам-та-раам-там... Та-ра-та-ра-таааам-та-раам-там...
И в этот момент у меня на внутренней стенке черепной коробки, где-то в районе затылка, там, где находится условная подкорка, начала истошно набивать текст подключённая к высшему разуму космическая печатная машинка. Кристоф Виллибальд Глюк...
Я последний раз это сочетание букв вслух произносил на уроке сольфеджио в 1988 году в строгинской Детской Музыкальной Школе имени Докшицера на Неманском проезде,5к2...
Та-ра-та-ра-таааам-та-раам-там... Та-ра-та-ра-таааам-та-раам-там...
И я понял: всё! Вот теперь я точно дожму тебя, моя коварная и неистовая мелодия! Тут уже не отпущу. И я сразу же набил в трубе поиск "кристоф виллибальд глюк википедия". А там список его произведений. Опера "Орфей и Эвридика"...
Б...ь!!! Тебе конец!!! Я же с самого начала сказал, что помню! Что там название про двух людей! Орфей и Эвридика...
Ну, а дальше дело техники: поскольку слушать оперу целиком было глупо и несистемно, я просто набрал в поисковике "мелодия из оперы орфей и эвридика" - и первая же ссылка точно в цель.
Просто этот отрывок самый известный. Я сгонял за гитарой и сначала вместе с флейтой, а потом и со скрипкой, проиграл его в очень простом ре-миноре...
На всё это безумие у меня ушло два часа. Час вспоминал, а потом час сидел за компом и писал весь этот текст...
Но я не жалею. Дело в том, что я считаю эту композицию К.В.Глюка самой крутой на свете в части сочетания мелодии и аккомпанемента. В ключевой, самой известной и запоминающейся музыкальной фразе, у него всего три аккорда и четыре ноты, но как красиво и гениально решено. Для середины 18-го века просто-таки революционно и смело, ведь тогда было принято люто наваливать знаков и чтоб сто инструментов громко шарашило...
Вот теперь я с чистой совестью мог снова идти спать. Гештальт закрыт...
Предлагаю вам тоже послушать эти прекрасные ноты.
Здесь мелодия прозвучит в 2:22 и 3:07, но посмотреть видео и послушать рекомендую целиком, иначе будет вырвано из контекста, а музыка изначально неделима сутью своей целостности...
И совсем уж для полноты картины предлагаю ознакомиться с оперой целиком. Она в своё время произвела фурор, поскольку автор предложил инновационные музыкальные и постановочные решения, которых до этого не было, а потом вся мировая симфоническая музыка сильно изменилась как раз из-за этого. Мой фрагмент играется в 48:58 и 49:39. Соло флейта изначально...
Как это воспроизвести самостоятельно? Очень просто. Тональность ре-минор. Аккорды Dm Gm Dm A# Dm A7... Мелодия: фа-соль-фа-соль-ляяяяя-ля-ляяяя-сибемоль (нижний)...
Это потрясающе. Как это может пробирать до костей, даже если слушаешь тысячу раз подряд? Всего четыре ноты. Четыре ноты гения, которые сделали мой день пригодным для ощущения соприкосновения с великим...
Я не помню, как звали нашу очень-очень красивую преподавательницу по Истории/Теории Музыки в ГИТРе, где я больше буи пинал, чем учился, но я буду ей благодарен по гроб жизни за то, что в январе 2000 года она меня познакомила с этой великой музыкой...
За сим вечно ваш
(с) Касым, 2025