Как заявил министр внутренних дел Владимир Колокольцев общее количество вакансий за год увеличилось более чем на 33 тысячи и превысило 172 тысячи должностей. Из них 145 тысяч – аттестованные.
Так, в Приморском крае и в Ивановской области нет почти трети личного состава – 27%.
В 39-ти из 96-ти территориальных органов не хватает более 20% сотрудников.
На городском уровне такая же картина: например, в УМВД по Екатеринбургу некомплект – 30%.
Показательно, что 40% уходят со службы, не получив права на пенсию.
В Магаданской области вакантна фактически каждая вторая должность следователя.
В Смоленской – не укомплектовано 40% подразделений по борьбе с незаконным оборотом наркотиков.
В разрезе территориальных органов районного звена ситуация еще сложнее.
Во многих российских райотделах, причём включая столичные, – более половины численности вакансий. Деятельность ведущих служб полиции существенно затруднена.
В среднем по России за последние 5 лет количество выставляемых ежесуточно нарядов сократилось на четверть. Ещё 10 лет назад в меленьких городах, до 10 тысяч населения ППС и ДПС полностью перекрывали город.
В настоящее время 1 наряд на весь город и то только в рабочее время.
Практически полностью обновился состав участковых уполномоченных за 6 лет.Только за минувший год уволился каждый второй опытный сотрудник с выслугой в этом подразделении от 10-ти лет и более.А специфика данного направления подразумевает доскональное знание вверенной территории и ежедневное общение с гражданами.Чтобы наладить контакт с населением требуются годы.
Очевидно, что в таких условиях поддержание контроля за состоянием оперативной обстановки приводит к неизбежным переработкам, вызывая дальнейший отток кадров.
Но даже при сложной кадровой ситуации позиция должна оставаться неизменной: категорически неприемлемо снижение критериев отбора кандидатов на службу в ОВД.
"Эти цифры говорят о том, что один сотрудник органов внутренних дел работает за четверых, если речь идет об обслуживании территорий, например, участковых уполномоченных", - отметил он.
Как показывает практика в России стало проще поступить на службу в полицию. В МВД решили упростить процедуру приема новых сотрудников, введя ряд послаблений. Это произошло после того, как глава МВД России Владимир Колокольцев заявил о критическом некомплекте личного состава в полиции, откуда всего за месяц уволились не менее пяти тысяч человек. По мнению бывших сотрудников МВД, кадровый голод в полиции несет в себе целый ряд рисков — от разгула преступности до набора на службу людей, которые к ней в принципе непригодны. Почему в полиции не хватает кадров и сможет ли упрощенный прием новичков решить эту проблему. Если ранее кандидата не рассматривали если у него близкие родственники судимы, то сейчас на это не обращают внимания.
В то же время кадровый дефицит в любом случае влияет на скорость работы полиции и ее авторитет в глазах населения, который не растет со временем. У полиции просто не хватает сил на то, чтобы полноценно общаться с людьми.
Главной причиной массовых увольнений из полиции в последние пять лет многие считают неэффективную систему управления и плохое отношение начальства к подчиненным. Однако всем известно, что соль кроется в финансировании т.е. в получении денежного довольствия сотрудниками полиции. Денежное довольствие сотрудника, только что поступившего на службу составляет: следователь-35 тыс. рублей, оперуполномоченный-38 тыс. рублей, патрульный постовой-28 тыс.рублей, инспектор ГИБДД-34 тыс. рублей. Вместе с тем продавец магазина Пятерочка-45 тыс. руб при графике два через два, водитель автобуса на городском маршруте от 70 тыс. руб при графике два через два и тд.
Проблему полиции может решить только высокое денежное довольствие. По настоящим ценам на 2025 год денежное довольствие должно выглядеть так:
Сотрудник ППС-120 тыс. рублей
Оперуполномоченный -150 тыс. рублей
Инспектор ГИБДД- 150 тыс. рублей
Следователь – 200 тыс. рублей
В первую очередь рапорты на увольнение из полиции подают либо новички, отработавшие год-полтора, либо те, кого от полицейской пенсии с ее льготами отделяет не меньше десяти лет. А те сотрудники МВД, которым до пенсии осталось два-три года, напротив, держатся за службу, но сразу уходят, достигнув пенсионного возраста так как пенсионеров система держать не желает. Необходимо лицам, достигших пенсионного возраста доплачивать к денежному довольствию сумму предполагаемой пенсии.
Кроме выше сказанного необходимо провести реформу МВД. Провести перераспределение функций и алгоритмов работы. Нужно убрать всё ненужное и лишнее.
Например: сейчас заявитель приходит пишет заявление на хищение у него какой-либо вещи. После чего с него берет объяснение участковый. В ходе опроса выясняется, что материал проверки должен по тяжести попасть в уголовный розыск. Оперуполномоченный вызывает потерпевшего на другой день и берет с него снова объяснение. После сбора материала потерпевшего в другой день вызывают в следствие и снова берут с него показания. 3 раза потерпевший говорит одно и тоже под протокол. Это по мнению многих таксистов расточительство служебного времени. А если сотрудник молодой, то потерпевший может прописаться в стенах ОВД. И таких примеров тысячи.
Институт понятых нужно убирать. В настоящее время столько технических возможностей, что понятые не требуются.
Вместе с тем заполонили совещания ВКС. Сидят только и совещаются, а работа стоит. Доходит до того, что каждый день ВКС на котором генерал разбирает каждое преступление, что по нему сделано и что планируется (это не работа генерала!!). Можно подумать, что это происходит от безысходности, беззубости и не знания как руководить личным составом. При этом алгоритмы давно разработаны. Хочется спросить, а где заместители.
До реформы остались считанные месяцы, руководству МВД стоит заняться повышением престижа полиции, повышения зарплат полицейских: эта мера вкупе с повышением престижа полицейской службы способна исправить ситуацию с кадровым голодом в системе МВД России и тогда молодые люди сами туда потянутся. Будет выбор. Повысится уровень профессионалов.