Найти в Дзене
Яндекс Путешествия

Лицензия частного пилота: как получить, сколько стоит и зачем нужна?

Оглавление

Самолёт — не только быстрый и удобный способ добраться из точки А в точку Б. Это ещё и очень эмоциональный способ перемещения. Когда земля остаётся далеко внизу, как и доступ в интернет, есть время подумать о жизни и вдохновиться на новые идеи.

Тем, кто уже многократно летал на авиалайнерах, рекомендую попробовать полетать на небольших частных самолётах — это совсем другой уровень эмоций! Кроме того, получить лицензию частного пилота может почти каждый. В чём преимущества частных самолётов и как стать пилотом — расскажу ниже.

Что такое малая авиация

Малая авиация — это небольшие самолёты, рассчитанные на нескольких пассажиров. Некоторые модели могут садиться на маленькие аэродромы, а каким-то даже не требуется полоса. Самолёты малой авиации используют для туризма, тушения пожаров, сельскохозяйственных работ и других задач. Есть у малой авиации и оригинальные сценарии применения. Например, некоторые компании предлагают романтические полёты для пар или с развевающимся баннером «Выходи за меня!».

Одно из главных преимуществ частных самолётов — широкие возможности для путешествий. Можно стартовать с маленького подмосковного аэродрома и приземлиться где-нибудь в Доброграде Владимирской области, где не сможет сесть громадный авиалайнер. Или отправиться через всю страну. Полёты в большие гражданские аэропорты частным пилотам тоже доступны. И всё это — в своём графике.

На маленьком самолёте можно летать над МКАДом, не беспокоясь о пробках внизу. Фото: Игорь Синельников
На маленьком самолёте можно летать над МКАДом, не беспокоясь о пробках внизу. Фото: Игорь Синельников

Второе преимущество — при полётах на короткие расстояния (до 500 километров) частный самолёт может быть быстрее регулярного рейса. Вам не нужно стоять в очередях, проходить досмотр и сдавать багаж. Приехали на аэродром, проверили самолёт, сами загрузили багаж — и взлетайте.

Третье преимущество: виды, которые открываются из кабины. Полёты частных самолётов обычно проходят на уровне нескольких сотен метров, с такой высоты прекрасно заметны леса, поля, реки и города. Пассажирам доступен не только маленький иллюминатор сбоку, но и полноценный обзор вперёд.

Аэродромы для частных самолётов тоже нередко находятся в живописных местах среди лесов и полей. Это подмосковный аэродром Новинки. Фото: Игорь Синельников
Аэродромы для частных самолётов тоже нередко находятся в живописных местах среди лесов и полей. Это подмосковный аэродром Новинки. Фото: Игорь Синельников

Как получить лицензию

Получить право управлять частным самолётом намного легче, чем стать пилотом гражданского авиалайнера. Для этого не нужно много лет учиться, достаточно пройти обучение в АУЦ (авиационном учебном центре) на лицензию PPL (Private Pilot License). В Подмосковье, например, такие лицензии выдают в АУЦ Aero Region Training, S7 Training, «Аэромаг» и «Маг Аеро».

Важный нюанс: обучение в лётной школе в России юридически считается профессиональной переподготовкой. Поэтому его можно пройти только с дипломом о среднем профессиональном или высшем образовании. Неважно, учились ли вы в музыкальном колледже или изучали право, — подойдут оба варианта.

Наиболее распространённый самолёт для обучения в российских АУЦ — американская Cessna 172. Встречаются также итальянский Tecnam 2002, отечественный СП-30 и другие модели. Особой разницы, на чём проходить обучение, нет: все эти самолёты позволяют получить достаточное представление о малой авиации.

Cessna 172 — один из самых распространённых самолётов у любителей малой авиации благодаря надёжности и простоте управления. Этот самолёт разработали в середине 1950-х и производят до сих пор. Фото: Chris Leipelt / Unsplash
Cessna 172 — один из самых распространённых самолётов у любителей малой авиации благодаря надёжности и простоте управления. Этот самолёт разработали в середине 1950-х и производят до сих пор. Фото: Chris Leipelt / Unsplash

В среднем стоимость обучения начинается от миллиона рублей, однако цена варьируется в зависимости от АУЦ и типа самолёта. К базовой стоимости лучше закладывать ещё хотя бы 200–300 тысяч ₽: могут потребоваться дополнительные тренировочные полёты. Пройти обучение можно за несколько месяцев, но каждый будущий пилот обучается в своём темпе.

Перед обучением вас отправят на ВЛЭК (врачебную лётно-экспертную комиссию). Врачи выдадут заключение, можно ли вам управлять самолётом. При некоторых серьёзных заболеваниях (например, эпилепсии) к полётам точно не допустят. Если обнаружатся менее критичные проблемы, будьте готовы к дополнительным обследованиям. После получения положительного вердикта от врачей можно подписывать договор с лётной школой.

Обучение в АУЦ чем-то напоминает учёбу в автошколе. Сначала теория. Преподаватели расскажут все нюансы: начиная от устройства самолёта и влияния погоды на полёты, заканчивая правилами воздушного движения и действиями в аварийных ситуациях.

После прохождения теории вас ждёт короткая подготовка на тренажёре, который воспроизводит приборы и органы управления реального самолёта. Обычно это занимает около восьми часов. Перед тренажёром стоит экран, на который проецируется картинка. Это чем-то похоже на компьютерную игру, только уровень вовлечённости сильно выше. На тренажёре вы будете готовить самолёт к полёту по специальному чек-листу, тренировать взлёт и посадку, а также отрабатывать базовые упражнения: например, полёт вокруг аэродрома.

На тренажёре вы впервые будете взаимодействовать с приборами, показывающими скорость, высоту и другие параметры полёта. Фото: Grianghraf / Unsplash
На тренажёре вы впервые будете взаимодействовать с приборами, показывающими скорость, высоту и другие параметры полёта. Фото: Grianghraf / Unsplash

После тренажёрной подготовки можно садиться за штурвал настоящего самолёта. Вам предстоит провести в учебном самолёте минимум 40 часов. За это время вы вместе с инструктором изучите базовые особенности управления, отработаете действия при отказе техники, полетаете по маршруту и совершите первый самостоятельный полёт без инструктора в кабине. После внутреннего экзамена нужно сдать экзамен в Росавиации — и можно покорять небо. Базовая лицензия называется «самолёт однодвигательный сухопутный». То есть с такой лицензией вы сможете управлять самолётом с одним двигателем, который взлетает и садится на землю (не на воду).

После получения базовой лицензии можно развиваться дальше: например, получить лицензию на многодвигательный самолёт. Примеры таких самолётов — Tecnam P2006T и Diamond DA42. Двухдвигательные самолёты обычно отличаются большей грузоподъёмностью и просторной кабиной, хотя не всегда. Кроме того, на однодвигательном самолёте нельзя летать над водой, так как в случае отказа двигателя безопасно посадить самолёт (при благоприятных обстоятельствах) возможно только на сушу. Посадка на воду точно фатальна для самолёта и может быть опасна для жизни.

На двухдвигательных самолётах отказ сразу двух двигателей — очень маловероятная поломка, поэтому у вас будет больше возможностей для построения прямых маршрутов через водоёмы.

Если получить лицензию на управление гидросамолётом, оборудованным поплавками, можно летать на рыбалку. Фото: Pietro Donà / Unsplash
Если получить лицензию на управление гидросамолётом, оборудованным поплавками, можно летать на рыбалку. Фото: Pietro Donà / Unsplash

Можно не только получать лицензии на разные типы самолётов, но и расширять свои навыки. Например, если пройдёте расширенную программу полётов по приборам, то сможете летать в любую погоду и будете чувствовать себя увереннее при ухудшении метеоусловий в процессе полёта. В Центральной России это очень актуально зимой.

Аренда или покупка

После получения лицензии есть два варианта: аренда самолёта и его покупка. Аренда — более простой вариант: вы просто платите деньги, а взамен получаете обслуженный и заправленный самолёт, когда вам это нужно. В отличие от аренды автомобиля, которая считается в сутках, аренда самолёта считается по моточасам — то есть времени работы двигателя. Для фиксации этого времени в кабине установлен счётчик. Час полёта на арендованной Cessna 172 в 2025 году стоит около 22 000 ₽, Tecnam P2002 — от 17 000 ₽. Двухдвигательные самолёты могут стоить от 50 000 ₽ в час и выше.

Купить самолёт — более сложная задача. Новые самолёты стоят десятки миллионов рублей, хорошие подержанные в зависимости от модели — от 10-15 миллионов, иногда дешевле, но найти стоящий подержанный самолёт непросто. Если захотите это сделать, лучше обращаться к специалистам: например, в том же АУЦ. Вместе с этим не нужно пугаться возрастных самолётов: в отличие от автомобилей, самолёты возрастом 40-50 лет могут быть в очень хорошем состоянии, но только если их грамотно обслуживали. Иначе высок риск, что на ремонт будет уходить больше времени и денег, чем на сами полёты.

Можно сэкономить, купив самолёт в частичную собственность и разделив расходы на обслуживание с другими пилотами. Например, вы выкупите долю в 25% и сможете летать на самолёте четверть всего времени, согласуя это с другими совладельцами. Это хороший вариант, если не планируете проводить в воздухе любую свободную минуту.

Советы желающим получить PPL

  1. Если сомневаетесь, хотите ли учиться на пилота, сначала полетайте на развлекательном тренажёре вне учебных центров. Час на таком тренажёре стоит в среднем от 5000 ₽, но этого хватит, чтобы вдохновиться или отказаться от идеи. Также можно взять ознакомительный полёт на настоящем самолёте с пилотом.
  2. Перед прохождением ВЛЭК лучше решить все проблемы со здоровьем, о которых вы точно знаете (например, сбросить лишний вес). Это повышает шансы пройти медкомиссию с первого раза.
  3. Познакомьтесь с людьми, у которых уже есть лицензия. Вы сможете расспросить их об обучении, а после получения лицензии, возможно, будете вместе летать.

А вы бы попробовали?

Полезные ссылки

Как узнать, где летит самолёт прямо сейчас: 7 сервисов, чтобы отслеживать авиарейсы

Текст: Игорь Синельников для Яндекс Путешествий

Подписывайтесь на наш Дзен и путешествуйте лучше всех!