14 марта министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Ирек Файзуллин прибыл в Самару и на месте разобрался в непростой ситуации вокруг строительства станции метро «Театральная». Было найдено решение, которое позволит незамедлительно возобновить строительство объекта и сдать полноценный объект с двумя перегонными тоннелями. С начала года из-за бездействия чиновников регионального уровня строительство станции метро затормозилось. Более того, рассматривался вариант «достройки» с одним перегонным тоннелем, реализация которого просто похоронила бы развитие всего самарского метрополитена. Однако благодаря вмешательству федерального министра удалось избежать решения, которое погубило бы самарское метро.
14 марта в Самарскую область с рабочим визитом прибыл министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Ирек Файзуллин. Ключевой темой стало застопорившееся строительство станции метро «Театральная». Прямо на объекте федеральный министр провел совещание, в котором приняли участие губернатор Самарской области Вячеслав Федорищев и члены областного правительства. Глава Минстроя России подчеркнул, что откладывать строительство в долгий ящик недопустимо, так как это обернется удорожанием проекта. «Сегодня тоннельный отряд № 6 Мосметростроя имеет уже фактически полную мобилизацию на объекте, готов к проходке. Все готово, выпущено. Если перенести на какой-то будущий период, это будет, конечно, гораздо дороже», – сказал министр строительства и ЖКХ РФ.
Судя по всему, федеральный центр гарантировал поддержку, необходимую для завершения работ. «Благодаря помощи и поддержке Ирека Энваровича и Министерства строительства и ЖКХ России нашли решение, которое позволяет сказать, что с понедельника начнется проходка по второму тоннелю. Работы возобновляются, будут идти полным ходом, метро будет достроено. Здесь много решений предстоит принять. При поддержке Правительства России обеспечим завершение работ», – подытожил Вячеслав Федорищев.
Необходимо напомнить, что 31 декабря 2024 г. истекли сроки действия контрактов на выполнение строительно-монтажных работ станции метро «Театральная». Строительная готовность станции составила 71%. Выполнена проходка левого перегонного тоннеля. Осталось выполнить правый перегонный тоннель. Однако генеральный подрядчик при недействующем контракте не имеет права осуществлять работы на опасном производственном объекте. Но областные чиновники почему-то бездействовали. Распорядительный акт правительства Самарской области на продление сроков по контрактам не издан, дополнительные соглашения с генподрядчиком не заключались.
Более того, 26 января Вячеслав Федорищев в беседе с ТАСС сообщил о решении отказаться от планов развития самарского метрополитена. По его словам, оно «обрывочно и не отвечает задаче гармоничного распределения транспортного потока в городе».
В конце февраля фракция КПРФ в Самарской Губернской Думе потребовала обратить пристальное внимание на строительство метрополитена в Самаре, указав на необходимость перезаключения контракта для продолжения работ. Руководитель фракции КПРФ Алексей Лескин предупреждал, что простаивающий тоннелепроходческий щит уже в марте могут забрать в Москву, где мэрией столицы принято решение о строительстве 30 новых станций метрополитена, куда привлекаются все незадействованные ресурсы на других объектах страны. Руководитель штаба строительства станции метро «Театральная», председатель правительства Самарской области Михаил Смирнов на заседании думы не смог дать четких ответов на поставленные вопросы.
Между тем, появилась информация о том, что областной минстрой рассматривает вопрос об отказе от проходки второго тоннеля и, соответственно, о работе станции по завершении строительства в «челночном» режиме, по подобию ст. «Алабинская». При таком варианте кратно теряется пропускная способность метро. При полноценном варианте запроектированный пассажиропоток составляет 95 тыс. чел./сут. Однако при сдаче станции метро «Театральная» в усеченном формате, т. е. с одним тоннелем, пассажиропоток сокращается до 8 тыс. чел./сут. Это даже меньше, чем сейчас: 30 тыс. чел./сут. А интервал движения поездов увеличивается с текущих 10 минут до 18 минут! Трудно сказать, каким местом думали чиновники, рассматривая такой вариант, так как такое решение просто погубило бы самарский метрополитен. Страшно представить, какие массы людей могли бы скапливаться на перронах за 18 минут. Особенно в час пик. Как бы не пришлось перенимать опыт Японии, где специальные сотрудники метрополитена заталкивают пассажиров в вагоны метро, чтобы двери закрылись. Возникла бы головная боль о том, как обеспечить безопасность пассажиров, особенно на ст. м. «Российская», где довольно узкий и невместительный перрон. Не исключено, что столпотворения на перронах и многочисленные жалобы привели бы к тому, что по предписанию прокуратуры метрополитен просто пришлось бы закрыть.
6 марта новостные сайты огорошили общественность новостью: начался демонтаж тоннелепроходческого щита на станции «Театральная». На следующий день Алексей Лескин подтвердил мрачные новости. «Чтобы не сеять панику и быть уверенным в информации, связался со строителями. И они, к сожалению, подтвердили, что на днях в Самару приехала бригада на демонтаж. Пока есть договоренность с «Мосметростроем» до понедельника не начинать демонтаж», – отметил Алексей Владимирович на своей персональной странице во «ВКонтакте». При этом он добавил: «Если щит увезут в Москву, то Самара останется минимум до 2030 года перекопанная, с перекрытыми улицами и огромными финансовыми вложениями из бюджета просто на сохранение построенного».
Важно отметить, что все это время официальные лица региона не комментировали ситуацию вокруг станции метро «Театральная» и хранили зловещее молчание.
Спустя три дня появилась первая хорошая новость. Федеральный центр обратил внимание на происходящее в Самаре. «О проблемах в Самаре наконец-то услышали в Москве, и федеральный Минстрой берет на контроль данную ситуацию. К выходным обещают положительно решить вопрос», – известил Алексей Лескин.
Действительно, в Самару пожаловал министр строительства Ирек Файзуллин. Он быстро разобрался во всем. Тут же было найдено решение о возобновлении строительства станции метро. И работа закипела. «В настоящее время на объекте ведутся отделочные работы, монтаж инженерных сетей, устройство конструкций лестничного схода станционного комплекса, а также работы по соединению левого перегонного тоннеля с вентиляционной шахтой на одном из пусковых комплексов», – сообщила пресс-служба правительства Самарской области. Поменялась и риторика у должностных лиц. «Сроки уже сорваны, но мы обязаны сделать все возможное, чтобы минимизировать дальнейшие задержки и завершить проект в максимально сжатые сроки. Станция метро будет однозначно достроена. Других путей нет», – сказал Вячеслав Федорищев на встрече с федеральным министром. Позже губернатор сообщил: «С понедельника возобновляем работы по проходке на втором тоннеле станции».
Андрей НИКИТИН