«Доктора – это люди, которые назначают лекарства, о которых мало что знают, от болезней, о которых они знают ещё меньше, людям, которых они вообще не знают».
(х/ф «План побега», 2013 г.)
Медициной я грезила с самого раннего детства. Ещё в дошкольном возрасте я загорелась идеей стать хирургом и посвятить свою жизнь заботе о здоровье и спасению жизней других людей. Можно даже сказать, что все свои силы и мозги я прямо-таки положила на алтарь этой нелёгкой науки, несмотря на все протесты и недовольство родителей. Однако жизнь распорядилась иначе, и после многих лет учёбы, посещения больниц в качестве пациентки и практикантки, после нескольких лет работы в медицине я окончательно и бесповоротно разочаровалась в этой отросли. Разочаровалась во всём от работы министерств до работы персонала на местах. Это не произошло одним днём. Это копилось долго и порой реально мучительно.
Уже с момента моего рождения (но его я всё-таки пропущу) мне довелось столкнуться с безответственностью, некомпетентностью и наглостью многих медицинских работников. Правда, тогда в силу моего ну оооочень маленького возраста «всех собак спускали» на мою маму, которая, к великому счастью тех самых медработников, в медицине совершенно не разбиралась, а посему не могла дать им полноценный аргументированный отпор.
По мере моего взросления сталкиваться с некомпетентностью и безответственностью врачей мне приходилось всё больше. Тем более что болела я, к сожалению, очень часто. Один из таких моментов произошёл, когда я училась в 6 классе.
Ещё в начале учебного года я слегла с сильным удушливым кашлем. Кашель был настолько ужасным и тяжёлым, что я не могла даже лежать. Стоило мне лечь, как я сразу же начинала задыхаться. Первый диагноз, который мне поставила врач-педиатр после осмотра, был трахеит. Мне назначили антибиотики, ингаляции и другие различные виды так называемой отвлекающей терапии (парить ноги и т.д.). Но спустя месяц никаких улучшений в моём состоянии не было. Тогда она же поставила мне диагноз бронхит. Назначила другие антибиотики, ингаляции и прочее. Ещё месяц. Результат тот же. Куча осмотров, анализов, прогреваний и различных физиопроцедур. Никакого толку. Педиатр снова меняет диагноз. Теперь это коклюш. Назначены новые антибиотики и уйма других лекарств. Прошу прощения за подробности, но от такого количества инъекций моя детская попа была уже похожа на дуршлаг. В итоге родители приняли решение показать меня другому врачу. Это был уже декабрь. Через знакомых родителей я попала на осмотр к молодому, но, как оказалось, очень хорошему специалисту. Он внимательно осмотрел меня и сразу же сказал маме: «У неё третья степень тонзиллита. Нужно срочно оперировать. Плюс аденоидит 1-2 степени. Годика через два лучше удалить и аденоиды». После операции я как заново родилась. И, к слову, если до удаления миндалин и аденоидов я болела каждый год по три раза в год, то после болеть я стала очень редко.
Тогда в детстве я не придавала значения тому, как моя врач-педиатр ставила мне диагнозы. Лишь в студенческие годы, изучая ЛОР-болезни, я задумалась: «Как можно не заметить у ребёнка 3-ю степень тонзиллита?»
Другая история, как результат кумовства и некомпетентности, произошла с моей мамой. Однажды, возвращаясь с работы, она выпала из трамвая (зацепилась каблуком за железяку на ступеньке, когда спускалась, поэтому упала). Коллеги проводили её в травмпункт. Но вот незадача, врач, который её осматривал и являлся заведующим отделением, по образованию был уролог. А заведующим травматологией он стал лишь потому, что он муж главврача. Так вот осмотрел он мамину ногу и, не сделав снимок, отправил её домой, сказав, что у неё растяжение. Однако это самое растяжение причиняло маме адскую боль на протяжении долгого времени, и ходить на работу маме было невыносимо тяжело. На очередных выходных мама не выдержала и поехала в травмпункт снова. На этот раз она попала к другому врачу (дежурному). Сделали снимок. Оказалось перелом! Конечно же, дежурный врач наложил гипс и выписал больничный.
Но эти примеры ничто в сравнении с тем, чем пофигизм и безответственность врачей закончились для моего отца.
Папа всегда был спортсменом. Любой спорт: хоккей, футбол, волейбол… и даже гантели и штанги. Если бы не пара-тройка изъянов (но они есть у всех), мне кажется, папа был близок к тому, чтобы стать сверхчеловеком. Но время и возраст не щадят никого. В 2019 году папе поставили несколько неприятных диагнозов по сердцу и сердечно-сосудистой системе. Но жить с этими диагнозами можно при условии соблюдения всех предписаний и лечения. И папа жил, а мама и в меру возможности я следили за его состоянием и подбадривали его. Однако в какой-то момент у папы начал пропадать голос. И я помню, как однажды я сказала ему, что его голос стал звучать точь-в-точь как у больного раком гортани. До чего же хорошо меня обучили мои преподаватели! Я по одному только голосу поставила папе верный диагноз за полтора года до того, как это сделали врачи, которые поставили ему этот диагноз за две недели до его смерти. Но обо всём по порядку…
Моё предположение родители всерьёз не восприняли. Моё мнение, к сожалению, дома редко кто воспринимал и ещё реже с ним считались. Врачи списывали осиплость папиного голоса на сердечную недостаточность и отёк лёгких. Однако примерно спустя полгода папа начал жаловаться на боль в горле. Как назло этот период совпал с пандемией, и папа попал с ковидом в больницу. Посему врачи активно твердили, что боль в горле результат ковида. ЛОРу папу не показывали, только назначали спреи и таблетки от боли в горле. Так прошло ещё полгода. И в какой-то момент всё стало совсем плохо. У папы распухла шея, он стал задыхаться, не мог есть и с трудом пил. Мама вызвала скорую. Папу отвезли в эндокринологию. Однако там сказали, что это не их случай, и посоветовали маме найти хорошего ЛОРа. И мама нашла. Но было уже поздно.
В кабинет на ларингоскопию вместе с папой ЛОР позвал меня, когда узнал, что я работала в эндоскопии и вообще медик. Едва он завёл аппарат в гортань, как всё стало ясно. Мы с врачом просто переглянулись, не сказав ни слова. Любой грамотный медик сразу узнает рак… до сих пор с гневом и бессильной злобой я вспоминаю эти грёбаные «спреи и таблетки от боли в горле». Вспоминаю их регулярно, особенно когда мне или моим знакомым приходится общаться с врачами.
Так в прошлом году я, будучи на больничном, попросила у участкового терапевта направление к ЛОРу, так как вот уже два года испытываю неприятные ощущения в носоглотке. До чего же я ненавижу эту систему, когда, чтобы попасть к одному врачу, надо вымолить направление у другого! Так вот терапевт мне отказал. Он сказал: «Пейте больше чая и гуляйте на свежем воздухе. И всё у вас пройдёт». Что?!! Да, знал бы он, сколько чая я пью! Я уже должна быть бессмертной при такой логике. Когда дома рассказала об этом мужу, сразу вспомнили моего папу и злосчастные «спреи и таблетки от боли в горле».
Пару месяцев назад мне позвонила подруга и тоже, смеясь и плача, сказала, что вспомнила и моего папу с таблетками от горла, и меня с чаем, когда пошла к врачу с температурой и кашлем. Хотите посмеяться? Врач сказала ей: «Это у тебя от уныния. Тебе надо больше веселиться. Сходить в клуб. Развеяться». В общем, подруга загуглила список песен про «не унывай» и теперь веселится. Вот такая она, беспощадная современная народная медицина в действии.
Кто-то скажет: «Ну, не нравится тебе бесплатная медицина, иди в платную клинику». Но вы, ребята, не той это скажите! Там, где вы учились, я преподавала.
Да, да, довелось мне поработать и в платной медицине. Так вот расскажу я вам, ребята, как там филигранно разводят на деньги. Начну с истории, которая случилась много лет назад, когда я работала медсестрой, а ещё санитаркой, администратором и секретарём-референтом одновременно в одной частной клинике нашего города (сейчас, слава Богам, она уже не существует).
Владелица той самой клиники была из весьма обеспеченной и престижной семьи, поэтому некоторые наши пациенты были тоже не так просты. Однажды к нам обратилась беременная невестка одного из депутатов нашей областной думы. Точнее она обратилась непосредственно к владелице клиники, а уж та раздала задания персоналу.
Поначалу всё шло спокойно, как и должно быть в любой клинике или больнице. Девушка пришла, её осмотрел врач, дал направления на анализы и назначил дату следующего посещения. Я, как медсестра клиники, произвела забор крови из вены на все указанные в направлении показатели. Затем, как обычно по графику, я стала готовить пробы для транспортировки в лабораторию. Именно в этот момент в процедурную забежали владелица и гинеколог (они были лучшими подругами ещё с университета). Дверь за собой владелица закрыла на замок, меня усадили и практически в стиле НКВД начали инструктировать, что и как я должна сделать. Мне было велено выбросить взятые у девушки образцы крови и молчать. Конечно же, всё это было приправлено угрозами в мой адрес. Честно признаюсь, я испугалась, ведь была ещё совсем молоденькой, и это было всего лишь моё второе место работы. Я сделала всё, как мне велели. Но любопытство брало верх, и я продолжила отслеживать ситуацию, желая понять, для чего это нужно.
Когда девушка пришла в другой раз, гинеколог предъявила ей «липовый» результат анализа и, наговорив пациентке уйму всяких страстей-мордастей, прописала ей какие-то дорогущие лекарства. И вот прямо-таки по «случайному стечению случайных обстоятельств» эти лекарства были в наличии именно в аптеке, принадлежащей этой самой клинике, то есть той же владелице. В общем, коварный план был мною раскрыт и он был до безобразия примитивен: тупо нарубить бабла на доверчивой и неподкованной в вопросах медицины пациентке.
Вскоре после этого я уволилась, потому что раскрыла ещё несколько злостных надувательств со стороны руководства клиники. Не к этому я стремилась, когда выбрала путь медицины!
Что касается хамства, то это уже давно стало «Ахиллесовой пятой» бюджетной медицины. Крики, а порой и оскорбления от медработников можно услышать везде: в поликлинике, от сотрудников скорой, а порой и у «частников».
Так, когда мой папа уже лежал с раком дома после операции (трахеостомия), у него открылось кровотечение из послеоперационных швов. Мама вызвала скорую, но в ответ получила: «Мы к вам не поедем. Он всё равно у вас умрёт».
Ещё случай. Как-то одна знакомая сломала ногу, но врач не хотел ставить ей «перелом». Снимок делать он отказался со словами: «Вы не балерина, не танцуете».
Вообще истории о хамстве, безответственности и некомпетентности медработников можно рассказывать очень долго. Грустно ещё и то, что все «косяки» больниц и клиник, особенно крупных, тщательно покрываются министерствами и учреждениями здравоохранения по надзору в сфере защиты прав потребителей. Пример этого из личного опыта у меня тоже имеется, но там история длинной на целую отдельную статью (публиковать её или нет, я ещё не решила).
На самом деле для меня удивительно то, как люди, которые учатся и затем становятся медработниками, сами же портят всё. Ведь в процессе обучения преподаются такие замечательные дисциплины, как Деонтология, которая, по сути, является медицинской этикой. Если коротко, это наука о том, как общаться с пациентами надо, а как не надо. Эта наука объясняет, что слово порой лечит, а порой калечит, и в зависимости о того, что и как сказать, можно либо облегчить состояние пациента, либо усугубить. И вот, вроде, все медики этому обучаются, но приходишь в лечебное учреждение и думаешь: «У большинства, наверно, по деонтологии двойки были».
На самом деле я стараюсь вообще не обращаться к врачам. В больницу иду только, когда мне нужен больничный лист на работу. К счастью, сама медик и, причём, довольно неплохой. Посему лечу себя и своих близких сама, ну, хотя бы от элементарных болезней, диагностика и лечение которых не требует каких-либо спецсредств.
Нет, я не говорю, что абсолютно все медики плохие! Есть хорошие специалисты, добрые, отзывчивые, компетентные и внимательные. Но шанс, что попадёшь именно к такому медработнику, к сожалению, крайне мал.
Мне, правда, очень страшно обращаться в больницы, в скорую и даже платные клиники, особенно когда я вспоминаю некоторых своих однокурсников, которые учились кое-как, а теперь работают по профессии. И мне искренне стыдно за тех медработников, которые хамят пациентам, за тех, кому плевать на состояние пациентов, за тех, по чьей вине погибают люди из-за неправильно поставленного диагноза или неправильного лечения. По возможности я стараюсь помогать своим близким и знакомым своими знаниями. Но мне безумно жаль, что такая жизненно важная отрасль, где сострадание, человечность, ответственность и компетентность должны быть превыше всего, рассыпается подобно карточному домику и превращается в обычную корыстную озлобленную бюрократическую машину.
Автор: Кашина Дарья (Daria Flame Princess)
P.S. Статья основана на личном опыте. Все ситуации взяты из реальной жизни.