Где находился и каким был один из древнейших и самых крупных прудов Москвы? И как он навсегда исчез с карты города?
Что это за пруд?
Когда-то в Москве был пруд с удивительным названием Красный. Думаю, не для кого не секрет, что в старину слово «красный» было равнозначно слову «красивый». И действительно, местность в округе славилась своей красотой. Здесь были и зеленые рощи, и широкие луга. А вода в пруду была кристальной, и рыбы в нем водилось в изобилии. Да и сам пруд был таким огромным, что больше походил на озеро. Только представьте, его площадь в 23 га была почти соразмерна площади Московского Кремля. Если измерять футбольными полями, то это более 30 полей. Не даром издревле этот пруд называли Великим. А упоминается он, действительно, с незапамятных времен – шесть столетий назад.
И если раньше его называли Великим, то впоследствии он стал именоваться Красным по расположенному рядом Красному селу. Это село так же, как и пруд, упоминается с 15 века. Расположение села было очень удачным, ведь именно здесь до появления Владимирского тракта проходила главная дорога на восток страны - Стромынская. Это способствовало росту села. Уже в 16 веке село становится богатым ремесленным поселком, в котором предпочитают селиться состоятельные купцы.
О природе этих мест уже было сказано выше. И именно ее красота и легла в основу названия села. А село дало имя пруду, который вскоре исчезнет с городских карт, оставив после себя лишь частичку имени в названиях улиц и переулков. Да и самого села давно нет. Но его имя на долгие годы отразилось в названии района Москвы – Красносельский.
Где же находился этот пруд?
В современном представлении города пруд находился чуть восточнее Ярославского вокзала, едва ли не за его стенами. Но в прошлом там никакого вокзала конечно же не было.
Давайте посмотрим на карту середины 18 века.
Обратите внимание, Красный пруд был одним из самых больших водоемов Москвы, не считая конечно же реки. На карте видно, что на западном берегу пруда стоит какой-то объект. Это был Артиллерийский двор с пушечным заводом и складом. Во время московского пожара 1812 года снаряды, хранившиеся на складах комплекса, начали детонировать и полностью его разрушили. После пожара это место еще долгое время будет пустовать.
Исчезновение пруда
С развитием железной дороги возникает необходимость в строительстве первого московского вокзала. Место, оставшееся после разрушенного Артиллерийского двора, идеально подходило для этих целей. Таким образом в 1851 году здесь появляется Петербургский вокзал (позже он станет Николаевским, Октябрьским и Ленинградским).
Сразу же следом за Петербургским вокзалом начинают строить Ярославский вокзал. Его границы подходили вплотную к Красному пруду. Создается впечатление, что его просто втиснули в узкий кусочек свободной земли. Вскоре это станет большой проблемой. Но к этому мы еще вернемся.
Потом появляется напротив построенных вокзалов еще один – Рязанский (ныне Казанский).
Сейчас мы привыкли называть это место Площадью трех вокзалов. Она достаточно оживленная и многолюдная. Примерно такая же ситуация была и тогда. Всюду открывались торговые лавки, мастерские, питейные заведения и гостиницы. Это место активно застраивалось и из деревни превращалось в полноценный городской район. Это сказалось и на самом пруде.
Некогда живописное место с широкими полями и зелеными рощами превратилось в городские кварталы, а его кристально чистый пруд стал настолько грязным, что издавал зловонный запах. В него стали сливать отходы и нечистоты. Санитарная ситуация оказалась такой, что соответствующие органы официально запретили купаться и даже стирать белье в пруду. Жители близлежащих квартир стали их покидать. Газеты того времени объясняли это именно состоянием Красного пруда.
Посмотрите, каким Красный пруд изобразил художник Лев Каменев в 1871 году.
Попытки очистить пруд не были реализованы в полной мере.
На запах также стали жаловаться и пассажиры Ярославской железной дороги, вокзал которой прилегал вплотную к воде. Но у вокзала еще была одна проблема - острая нехватка территории под служебную застройку. Договорившись с властями города, представители железной дороги выкупили часть пруда, прилегающую к вокзалу. Эту часть пруда они засыпали и возвели там железнодорожную инфраструктуру.
Еще часть пруда засыпали при расширении Краснопрудной улицы. Таким образом к началу 20 века от некогда огромного пруда в 23 га осталось всего 9.
И эти оставшиеся 9 га полностью засыпят к 1910 году. На этом месте появятся склады, а пруд останется лишь в памяти людей, да на старых картах города.
Ниже фрагменты двух карт 1864 и 1911 годов. Как мы видим огромный Красный пруд навсегда исчез с лица города.
Спасибо, что дочитали статью до конца.
Буду рад Вашему лайку 👍 или комментарию 💬.
И если статья была полезной, прошу подписаться на мой канал, что бы не пропустить что-то новое из хорошо забытого старого.