Найти в Дзене
Всё в прошлом

Красный пруд: куда исчез самый крупный пруд Москвы?

Где находился и каким был один из древнейших и самых крупных прудов Москвы? И как он навсегда исчез с карты города? Когда-то в Москве был пруд с удивительным названием Красный. Думаю, не для кого не секрет, что в старину слово «красный» было равнозначно слову «красивый». И действительно, местность в округе славилась своей красотой. Здесь были и зеленые рощи, и широкие луга. А вода в пруду была кристальной, и рыбы в нем водилось в изобилии. Да и сам пруд был таким огромным, что больше походил на озеро. Только представьте, его площадь в 23 га была почти соразмерна площади Московского Кремля. Если измерять футбольными полями, то это более 30 полей. Не даром издревле этот пруд называли Великим. А упоминается он, действительно, с незапамятных времен – шесть столетий назад. И если раньше его называли Великим, то впоследствии он стал именоваться Красным по расположенному рядом Красному селу. Это село так же, как и пруд, упоминается с 15 века. Расположение села было очень удачным, ведь именно
Оглавление

Где находился и каким был один из древнейших и самых крупных прудов Москвы? И как он навсегда исчез с карты города?

Что это за пруд?

Когда-то в Москве был пруд с удивительным названием Красный. Думаю, не для кого не секрет, что в старину слово «красный» было равнозначно слову «красивый». И действительно, местность в округе славилась своей красотой. Здесь были и зеленые рощи, и широкие луга. А вода в пруду была кристальной, и рыбы в нем водилось в изобилии. Да и сам пруд был таким огромным, что больше походил на озеро. Только представьте, его площадь в 23 га была почти соразмерна площади Московского Кремля. Если измерять футбольными полями, то это более 30 полей. Не даром издревле этот пруд называли Великим. А упоминается он, действительно, с незапамятных времен – шесть столетий назад.

И если раньше его называли Великим, то впоследствии он стал именоваться Красным по расположенному рядом Красному селу. Это село так же, как и пруд, упоминается с 15 века. Расположение села было очень удачным, ведь именно здесь до появления Владимирского тракта проходила главная дорога на восток страны - Стромынская. Это способствовало росту села. Уже в 16 веке село становится богатым ремесленным поселком, в котором предпочитают селиться состоятельные купцы.

О природе этих мест уже было сказано выше. И именно ее красота и легла в основу названия села. А село дало имя пруду, который вскоре исчезнет с городских карт, оставив после себя лишь частичку имени в названиях улиц и переулков. Да и самого села давно нет. Но его имя на долгие годы отразилось в названии района Москвы – Красносельский.

Где же находился этот пруд?

В современном представлении города пруд находился чуть восточнее Ярославского вокзала, едва ли не за его стенами. Но в прошлом там никакого вокзала конечно же не было.

Давайте посмотрим на карту середины 18 века.

Фрагмент карты Москвы 1739 г. С сайта: etomesto.ru
Фрагмент карты Москвы 1739 г. С сайта: etomesto.ru

Обратите внимание, Красный пруд был одним из самых больших водоемов Москвы, не считая конечно же реки. На карте видно, что на западном берегу пруда стоит какой-то объект. Это был Артиллерийский двор с пушечным заводом и складом. Во время московского пожара 1812 года снаряды, хранившиеся на складах комплекса, начали детонировать и полностью его разрушили. После пожара это место еще долгое время будет пустовать.

Исчезновение пруда

С развитием железной дороги возникает необходимость в строительстве первого московского вокзала. Место, оставшееся после разрушенного Артиллерийского двора, идеально подходило для этих целей. Таким образом в 1851 году здесь появляется Петербургский вокзал (позже он станет Николаевским, Октябрьским и Ленинградским).

Сразу же следом за Петербургским вокзалом начинают строить Ярославский вокзал. Его границы подходили вплотную к Красному пруду. Создается впечатление, что его просто втиснули в узкий кусочек свободной земли. Вскоре это станет большой проблемой. Но к этому мы еще вернемся.

Потом появляется напротив построенных вокзалов еще один – Рязанский (ныне Казанский).

Красный пруд и Алексеевский монастырь. Вид с Краснопрудной улицы. 1887 - 1893. Фото: pastvu.com
Красный пруд и Алексеевский монастырь. Вид с Краснопрудной улицы. 1887 - 1893. Фото: pastvu.com

Сейчас мы привыкли называть это место Площадью трех вокзалов. Она достаточно оживленная и многолюдная. Примерно такая же ситуация была и тогда. Всюду открывались торговые лавки, мастерские, питейные заведения и гостиницы. Это место активно застраивалось и из деревни превращалось в полноценный городской район. Это сказалось и на самом пруде.

Краснопрудная улица. 1905 - 1907 гг. Примерно так выглядила главная улица возле пруда. Фото: pastvu.com
Краснопрудная улица. 1905 - 1907 гг. Примерно так выглядила главная улица возле пруда. Фото: pastvu.com

Некогда живописное место с широкими полями и зелеными рощами превратилось в городские кварталы, а его кристально чистый пруд стал настолько грязным, что издавал зловонный запах. В него стали сливать отходы и нечистоты. Санитарная ситуация оказалась такой, что соответствующие органы официально запретили купаться и даже стирать белье в пруду. Жители близлежащих квартир стали их покидать. Газеты того времени объясняли это именно состоянием Красного пруда.

Посмотрите, каким Красный пруд изобразил художник Лев Каменев в 1871 году.

Картина Льва Каменева "Туман. Красный пруд в Москве осенью" 1871 г. Третьяковская галлерея
Картина Льва Каменева "Туман. Красный пруд в Москве осенью" 1871 г. Третьяковская галлерея

Попытки очистить пруд не были реализованы в полной мере.

На запах также стали жаловаться и пассажиры Ярославской железной дороги, вокзал которой прилегал вплотную к воде. Но у вокзала еще была одна проблема - острая нехватка территории под служебную застройку. Договорившись с властями города, представители железной дороги выкупили часть пруда, прилегающую к вокзалу. Эту часть пруда они засыпали и возвели там железнодорожную инфраструктуру.

Вид на паровозное депо Николаевской железной дороги. Справа виден не до конца засыпанный Красный пруд. 1862-1864 гг. Фото: pastvu.com
Вид на паровозное депо Николаевской железной дороги. Справа виден не до конца засыпанный Красный пруд. 1862-1864 гг. Фото: pastvu.com

Еще часть пруда засыпали при расширении Краснопрудной улицы. Таким образом к началу 20 века от некогда огромного пруда в 23 га осталось всего 9.

И эти оставшиеся 9 га полностью засыпят к 1910 году. На этом месте появятся склады, а пруд останется лишь в памяти людей, да на старых картах города.

Ниже фрагменты двух карт 1864 и 1911 годов. Как мы видим огромный Красный пруд навсегда исчез с лица города.

Фрагменты карт Москвы за 1864 и 1911 гг. С сайта: retromap.ru
Фрагменты карт Москвы за 1864 и 1911 гг. С сайта: retromap.ru

Спасибо, что дочитали статью до конца.

Буду рад Вашему лайку 👍 или комментарию 💬.

И если статья была полезной, прошу подписаться на мой канал, что бы не пропустить что-то новое из хорошо забытого старого.