Найти в Дзене

Необыкновенная история

Самый известный особняк в Бежецке – Дом Неворотиных, располагается на улице Большой.
Много легенд собралось вокруг этого дома. Говорят, что Николай Неворотин, внук Александра Васильевича Неворотина, купец 1-й гильдии, построил этот удивительный дворец для своей жены Марии. За Марией Вальковой (Сукиной в первом браке) он ухаживал долго.
Мария Александровна происходила из рода «кирилловских купцов» Вальковых. Александр Семенович Вальков (1816-1893 гг.), её дед, был одним из самых состоятельных людей Вологодчины, был выходцем из крестьян деревни Кочевино Бураковской волости Кирилловского уезда. В документах он указывается то крестьянином, то "временным купцом". Сам Николай Неворотин владел лесопильным заводом в Удаже (Покровская волость, Кирилловский уезд). На заводе числилось до 160 работников. В 1897 году владельцем Удажского лесопильного завода уже был Николай Александрович Неворотин, а в 1900 году появилась фирма - "Торговый дом Николая Неворотина и сыновей".
Семья Неворотиных так

Самый известный особняк в Бежецке – Дом Неворотиных, располагается на улице Большой.
Много легенд собралось вокруг этого дома.

Особняк на ул.Большой, Бежецк
Особняк на ул.Большой, Бежецк

Говорят, что Николай Неворотин, внук Александра Васильевича Неворотина, купец 1-й гильдии, построил этот удивительный дворец для своей жены Марии. За Марией Вальковой (Сукиной в первом браке) он ухаживал долго.
Мария Александровна происходила из рода «кирилловских купцов» Вальковых. Александр Семенович Вальков (1816-1893 гг.), её дед, был одним из самых состоятельных людей Вологодчины, был выходцем из крестьян деревни Кочевино Бураковской волости Кирилловского уезда. В документах он указывается то крестьянином, то "временным купцом".

Фотография «М.А. и Н.Н. Неворотины
Фотография «М.А. и Н.Н. Неворотины

Сам Николай Неворотин владел лесопильным заводом в Удаже (Покровская волость, Кирилловский уезд). На заводе числилось до 160 работников. В 1897 году владельцем Удажского лесопильного завода уже был Николай Александрович Неворотин, а в 1900 году появилась фирма - "Торговый дом Николая Неворотина и сыновей".
Семья Неворотиных также владела Спасо-Порозовицким лесопильным заводом рядом с селом Волокославинским и болею 12 тысяч десятин земли в шести волостях Кирилловского уезда.
Еще отец Николая Неворотина поставлял в Горицкий монастырь продукцию Удажского лесопильного завода (доски, тес) по половинной их стоимости. Сам Николай Николаевич являлся "блюстителем по хозяйственной части" Кирилловского духовного училища, почетным членом Кирилловского благотворительного общества.

Сергей Михайлович Прокудин-Горский. Пожарное депо на Удажском лесопильном заводе Неворотина.
Сергей Михайлович Прокудин-Горский. Пожарное депо на Удажском лесопильном заводе Неворотина.

Николай Николаевич Неворотин потратил огромные деньги, чтобы построить для своей супруги «дом мечты» – с колоннами, лепниной, атлантами. Мария Александровна хотела, чтобы их новый дом в Бежецке был отделан, как дом ее отца в Петербурге.
В начале XX века Мария Александровна заболела "базедовой болезнью" (болезнь щитовидной железы). Чтобы спасти любимую жену от страшной, болезни, Николай выписывал лучших врачей и лекарства, возил по курортам, наконец обратился к св. прав. Иоанну Кронштадтскому. Он попросил отца Иоанна посетить посёлок Удаж и исцелить его больную жену.
Сергей Животовский, художник и журналист, сопровождал протоиерея Иоанна Кронштадтского во время его поездки по Архангельской и Вологодской губерниям, оставил записи об этой поездке.

пароход Неворотина , предоставленный для Иоанна Кронштадского
пароход Неворотина , предоставленный для Иоанна Кронштадского

«Перегрузив багаж на подоспевшего к этому времени «Шестовца» и новый пароход «Кему», предоставленный батюшке купцом Неворотиным, мы отправили оба парохода за несколько часов до нашего отъезда вперед…
Пройдя с большими задержками шлюзы св. Петра, св. Георгия и св. Александра, мы вошли в р. Ковжу и к 3 часам ночи пришли к устью речки Удашки, где находится большой лесопильный завод Неворотина, выделывающий досок при 120 рабочих слишком на 90 тысяч рублей.
При заводе имеется образцовая пожарная команда и большой дом с садом владельцев завода братьев Неворотиных.
Здесь мы остановились.
Так как было уже три часа ночи, то мы остались до утра на пароходах. Утром отец Иоанн служил обедню в 9-ти верстах от завода, в Воскресенском приходе, где сказал проповедь на тему – как мы должны жить в любви и согласии. После обедни батюшка, по обыкновению, зашел к местному священнику. В это время у дома Неворотиных уже собралась толпа рабочих с женами и детьми.
Здесь отец Иоанн отслужил молебен, после которого очень долго благословлял и утешал страждущих…
После молебна нам был предложен обед, во время которого хор местных любителей пел духовные вещи.
Когда подали шампанское, начались тосты за отца Иоанна, хозяев, местное духовенство и проч., отец Иоанн вспомнил и бедняков, в поте лица своего зарабатывающих кусок хлеба, и взяв бокал с шампанским, пошел в соседнюю комнату, где из-за спин хористов глядело на нашу трапезу несколько десятков глаз рабочих, женщин и детей.
Нужно было видеть, с каким благоговением эти труженики крестились и отпивали по глотку вина из рук глубокочтимого пастыря.
Около двух часов пополудни под сильным дождем отправились мы в дальнейший путь, сопровождаемые владельцами наших пароходов гг. Неворотиным и Лопаревым…»


О встрече Марией Александровной и св. Иоанна Кронштадтского С. В. Животовский рассказывает так:
"Войдя в дом, о. Иоанн направился в комнату, где находилась больная, поговорил с ней очень сердечно, сказал, что будет просить Бога о ее исцелении, потом обратился лицом к иконам и стал молиться. Молился долго и горячо. Когда закончил, снова подошел к болящей и сказал, что она будет здорова. Вскоре Мария Александровна поправилась и прожила довольно долго, до 1953 г. Сохранились фотографии с дарственной надписью: “Николаю Николаевичу и Марии Александровне с дочерью Екатериной в благословение. Протоиерей Иоанн Кронштадтский. 4 июня 1896. Удаж».
Большинство этих материалов, в том числе и фотография, сейчас в Кирилло-Белозерском музее, которые были переданы внучкой Марии Александровны и Николая Николаевича Неворотиных – Марией Дмитриевной Буйняковой.

личная печать  Марии Александровне Неворотиной (Вальковой), дочери 
кирилловского купца Александра Валькова. На печати имеются 
фамилия и инициалы «НЕВОРОТИНА М.А.».
личная печать Марии Александровне Неворотиной (Вальковой), дочери кирилловского купца Александра Валькова. На печати имеются фамилия и инициалы «НЕВОРОТИНА М.А.».

Однако затем дела Н. Неворотина расстроились, пожар погубил и завод, и фабрику в Вологодской губернии, поэтому он вынужден был объявить себя банкротом, а роскошный дом в Бежецке пошел с торгов. Можно сказать, что не помогли ему Меркурий (бог торговли) и Фортуна (богиня удачи) (Гермес и Тюхэ в греческой мифологии), гордо восседавшие на крыше дома…. Однако возможно в этом был и особый Промысел, т.к. потеряв все свое состояние, уже после революции он не считался «классово чуждым элементом», что возможно и сохранило жизнь ему и его семье. После разорения Мария и Николай Неворотины переехали в Москву, где жили очень скромно. Они пережили Первую мировую войну и Октябрьскую революцию…Бывший купец умер в 1936 г., а его жена, ради которой он шикарный особняк в стиле петербургского модерна, ставший украшением Бежецка, скончалась в 1953 г., пережив своего мужа почти на 17 лет.

Фото: «КИРИЛЛО-БЕЛОЗЕРСКИЙ ИСТОРИКО-АРХИТЕКТУРНЫЙ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК»

М.А. Неворотина с детьми
М.А. Неворотина с детьми