О новой выставке в Музее Русского импрессионизма
Что общего между импрессионизмом и японской поэзией? Стремление поймать момент. Уловить его и запечатлеть.
О русском импрессионизме и его особенностях можно узнать на выставке «Изображая воздух», которая открылась 14 февраля и действует до 1 июня этого года. Масштабная и многогранная, выставка занимает все три этажа Музея Русского Импрессионизма и объединяет картины 67 художников. Это знаменитые живописцы, включая В. Поленова, И. Репина, И. Левитана, и новые для большинства посетителей имена: С. Блонская, П. Петровичев, А. Лаховский…
Импрессионизм как направление в живописи зародился во Франции и получил продолжение во многих других странах, в том числе в России, где приобрел некоторые новые черты. Это появляется и в сюжетах: мир импрессионизма обогащается изображениями русских усадеб и городов, колоритными портретами крестьянок, пейзажами русской природы.
И в интерпретации одних и тех же образов. Например, и Э. Дега, и З. Серебрякова пишут балерин. Но какие разные у них картины! Невесомость и бестелесность против жизненного трепета и радостного волнения.
А вот еще несколько параллелей.
Архитектурные шедевры на картинах Моне и Юона.
Пруды Моне и Клодта
Ночной Париж: Писсарро и Коровин.
Новаторским становится и колорит некоторых картин. Отдельный раздел выставки посвящен «черному импрессионизму» – картинам, написанным в темных тонах, с преобладанием черного, серого, коричневого цветов. Как отмечает в одном из интервью куратор выставки Наталья Свиридова, такая гамма не вполне свойственна импрессионизму европейскому, но для русского импрессионизма актуальна, прежде всего, в силу особенностей климата и природного освещения.
Включая около 150 работ, выставка отличается внутренним многообразием. И в то же время всех представленных здесь художников объединяет общее, пожалуй, для импрессионизма как такового желание зафиксировать, воспроизвести тот или иной момент, передать вызванное им впечатление. И мгновения эти прекрасны. Это весенние сады и золотая осень, зелень лета и зимние снега. Пышные букеты, семейные чаепития, прогулки, уютные вечерние кафе…
"Я хочу, хочу отрадного, я буду писать только отрадное…" – признавался В. Серов, который, наряду с К. Коровиным, считается одним из основоположников и самых ярких представителей русского импрессионизма. И это желание – запечатлеть радостное и прекрасное – свойственно если не всем, то большинству русских импрессионистов.
Помимо воздуха, которым наполнены представленные на выставке картины, связующим звеном становится свет – обязательный элемент всех полотен, а иногда и участник изображенных на них сцен. Свет заполняет все пространство («Летнее утро. Усадьба Рождествено» Жуковского), играет на листьях («Голубой куст» Юона), мерцает в вечернем городском сумраке («Парижский бульвар» Кровина и другие его живописные ноктюрны) или солнечным бликом сверкает на поверхности чашки, придавая ей объем, – как это происходит на картине О. Делла-Вос-Кардовской.
Помимо картин, на выставке представлены этюды. Среди них отметить хочется несколько работ И. Левитана – совсем маленьких, но очень выразительных!
Или, например, трогательный этюд Л. Пастернака, на котором изображены его жена и сын Борис – будущий поэт, писатель и переводчик.
Выставка позволяет не только снова «встретиться» с давно знакомыми картинами, но и открыть для себя новое. Для меня настоящим открытием стали работы Серафимы Блонской и Петра Петровичева.
Картины С. Блонской проникнуты мягким светом. Художница находит красоту в самых простых и на первый взгляд непримечательных вещах.
П. Петровичев, ученик И. Левитана, представлен как автор тонко передающих состояния природы пейзажей и насыщенных цветом натюрмортов.
Дополняют выставку ароматы, созданные к некоторым картинам. Помимо информативного аудиогида, подготовлен специальный – «озвучивающий» полотна. Музыка, пение птиц, звуки города, – все это призвано создать эффект полного погружения. Впрочем, его можно ощутить и просто созерцая картины.
Легкость, воздушность, мимолетность ускользающих мгновений... Великолепные впечатления!
* Фотографии автора, если не указано иное.
В. Махортова