Нельзя сказать, что Джейсон Стэтем испытывает недостаток предложений или какой-то застой в карьере – в 2020-х у него каждый год выходит по проекту, а то и по два, каждый из которых, как минимум, бурно обсуждается в сети и прессе. При этом актер занят сразу в нескольких крупнобюджетных франшизах, которые, казалось бы, должны сформировать его съемочный график на годы вперед. Однако, менее чем через неделю мы увидим Джейсона в новой роли в боевике "Мастер", и эта картина может стать на карьерном пути Стэтема серьезным поворотом. Успех новой ленты Дэвида Эйра способен обеспечить исполнителя главной роли работой на добрый десяток-полтора лет вперед.
ДАННАЯ СТАТЬЯ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНА И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНА АВТОРОМ, ВЛЮБЛЕННЫМ В КИНО И ОЦЕНИВАЮЩИМ ФИЛЬМЫ, СОДЕРЖАНИЕ, КАДРЫ И СЮЖЕТЫ КОТОРЫХ ИСПОЛЬЗОВАНЫ ВЫШЕ И НИЖЕ, ТОЛЬКО В ПРЕВОСХОДНЫХ ТОНАХ, БЕЗ ЖЕЛАНИЯ ЗАДЕТЬ, ОСКОРБИТЬ ИЛИ УНИЗИТЬ ИХ АВТОРОВ ИЛИ ЗРИТЕЛЕЙ
Зрители любят Стэтема. Его невозмутимость, феноменальная физическая форма, умение развлекать публику самыми жестокими сценами – вот лишь несколько причин востребованности Джейсона не только в отдельных картинах, но и во франшизах. Серии боевиков "Механик". "Перевозчик", "Форсаж", "Неудержимые", "Адреналин", "Мег" без колоритной фигуры британского актера совершенно точно были бы иными, а может, не состоялись бы и вовсе. И очевидно, что Джейсон в каждом образе ощущает себя очень комфортно. Многие на его месте дали бы себе поблажку и притормозили. Но у Стэтема, кажется нет функции понижения передачи – он непременно появится в новом "Форсаже", "Пчеловоде 2", а на днях и в "Мастере".
"Пчеловод", остросюжетная картина об отставном спецагенте, который наводит порядок в теневом бизнесе телефонных мошенников, стал сюрпризом для индустрии в начале прошлого года. Заурядный боевик заработал в мировом прокате более 160 миллионов долларов при стоимости в 40 миллионов – это тот уровень прибыли, который автоматически зажигает "зеленый свет" для производства сиквела. Но прежде чем на экраны вернется Адам Клей, режиссер Дэвид Эйр и актер Джейсон Стэтем объединились для новой совместной работы – экранизации криминального романа Чака Диксона "Сделка Левона", еще одной истории поиска справедливости отдельно взятым крепким мужиком. И если потенциал "Пчеловода" уже примерно понятен, то "Мастер" может удивить.
Синопсис "Левон Кейд – рабочий на стройке, но когда дочь директора стройки похищают неизвестные, он обращается за помощью именно к Левону. Пришло время сбросить маски и проявить свои истинные навыки" поклонников боевиков ничем не удивляет. Прямо скажем, это стандартная завязка для любой картины со Стэтемом в главной роли. Однако важнейшую роль в этом проекте имеют две составляющие – первоисточник для сценария и сценарист. На оригинальное произведение я вам уже указал – "Мастер", это экранизация книги, но не просто книги, а целой серии, в которой бывший агент отдела по борьбе с терроризмом оказывается затянут в смертельно опасное противостояние, вступившись за похищенную девушку. Картина даже называлась изначально, как книга – "Сделка Левона" – но продюсеры, кажется, просчитали наперед возможность появление продолжений и сократили имя до емкого "Мастера", в оригинале "A Working Man".
"Сделка Левона" в печатном виде вышла в 2014 году и моментально стала бестселлером. До тех пор известный работой над комиксами DC Чак Диксон моментально оседлал успех и за последующие восемь лет выпустил одиннадцать (!!!) книг о Левоне Кейде. Не все они, разумеется, получили такие же тиражи, как оригинальный роман, но для Голливуда это уже не имело большого значения – на книжную франшизу уже положили глаз. И не кто-нибудь, а сам Сильвестр Сталлоне! Слай выкупил права на экранизацию и лично занялся адаптацией романа в скрипт будущего фильма. Если вы полагаете, что Сталлоне может только на экране махать кулаками, то вы ошибаетесь – за сценарий к "Рокки" он был номинирован на "Оскар" и "Золотой Глобус", так что писать он умеет.
Как видите, у "Мастера" есть идеальные стартовые условия для того, чтобы стать следующим большим успехом в карьере Джейсона Стэтема. А в отличие от "Хоббса и Шоу", "Мэг" и даже "Пчеловода", экранизация книг о Левоне Кейде предоставляет понятную "дорожную карту" – адаптируй книги и снимай кино в удобном темпе. За подобный "источник вдохновения" в Голливуде многие бы душу отдали – новый "Властелин колец" или "Гарри Поттер" на этом материале не вырастишь, но постоянным источником прибыли такое кино стать вполне может. А запас книг способен обеспечить делом сценаристов, режиссеров и актеров на долгие годы – даже если выпускать по части раз в два года, романов хватит на двадцать лет, к финалу Джейсону уже 80 стукнет!
Впрочем, это мы уже заглядываем далеко вперед – до старика Стэтема дело, я думаю, не дойдет. Никто ведь не требует перенести на экран все книги – сюжетную линию главного героя можно сократить, события нескольких романов можно упаковать в одну картину или вообще отказаться от пары-тройки наименее удачных произведений. Да и вообще, Бондиана приучила нас к тому, что даже главного героя можно поменять в нужный момент, а от оригинальных повестей и романов для сценария брать только названия. Чем "Мастер" хуже? Этот герой вполне может зажить собственной жизнью, как это многократно уже случалось на перекрестках литературы и кино.
Но и здесь я опережаю события. Прежде чем задумываться о потенциале франшизы, стоит прикинуть, а насколько успешным должен быть "Мастер", чтобы стать трамплином для линейки последующих лент. Разумеется Amazon MGM не поторопится дать денег на новые фильмы, если оригинальной ленте не удастся заработать в прокате внушительную сумму. Какую – сказать сложно, ведь студия пока не обнародовала производственный бюджет "Мастера". Гадать не будем, но я рискну предположить, что новый фильм Дэвида Эйра стоил чуть больше, чем предыдущий – скажем, 50 миллионов долларов. По упрощенным бухгалтерским правилам Голливуда, лента должна собрать в прокате в 2-2,5 раза больше, чем было потрачено на съемки, чтобы выйти на уровень безубыточности и получить шансы на продолжение. Способен ли Стэтем принести продюсерам 100-125 миллионов сборов? Запросто.
Для Дэвида Эйра, кстати, потенциальный успех "Мастера" тоже может стать заметным достижением, но уже с точки зрения статистики. Мы любим этого режиссера за его впечатляющие "Патруль", "Ярость" и того же "Пчеловода", но за каждым успешным фильмом в его карьере непременно следует провал. То "Саботаж", то "Яркость", то, простигосподи, "Выбивая долги". Высокие оценки критиков и достойные кассовые сборы "Мастера" позволили бы Эйру впервые почувствовать себя на правильном пути – это стал бы второй успешный фильм подряд после "Пчеловода". Поверьте, для постановщика важно ощутить этот воздух под крыльями, дающий и вдохновение, и силы, и стремление продолжать двигаться вперед. Полноценный запуск франшизы "Мастер" может и Дэвида Эйра занять на долгие годы – Крис Маккуори вон уже десять лет снимает "Миссия невыполнима" и радуется.
А теперь самое интересное. В случае успеха "Мастера" Джейсону Стэтему, не сразу, но на каком-то этапе точно, нужно будет сделать окончательный выбор – либо в пользу Левона, либо в пользу всего остального. Всё дело в том, что график у актера весьма плотный. Уже сейчас у него анонсировано шесть новых проектов – на три-четыре года вперед работой актер обеспечен. Но как вписать сюда десять фильмов новой франшизы? Насыщенный график это здорово, и есть все основания, что у Стэтема еще есть пять-семь лет, чтобы "распыляться" по проектам, однако многие из них могут оказаться пустой тратой времени и "журавлем в небе", в то время как "синица" утратит и свою актуальность, и привлекательность для зрителя.
Учитывая всё это, понаблюдать за тем, как "Мастер" себя покажет в прокате, будет крайне любопытно. Я не ожидаю шедевра, но всегда рад появлению новых франшиз – они стимулируют посещаемость кинотеатров, сборы подогревают интерес студий, студии делают для нас новые фильмы. При всей любви публики к Джейсону, его силы ограничены – в одиночку он и в лучшие свои времена не зарабатывал больше 100-130 миллионов долларов для своих картин. Помогут ли ему в новом деле режиссер Дэвид Эйер, сценарист Сильвестр Сталлоне, а также партнеры по "Мастеру" Джейсон Флеминг, Майкл Пенья, Дэвид Харбор и другие – вот это настоящее приключение, достойное большого актера и любимчика публики. В любом случае, я всегда желаю успехов любым начинаниям. Пусть кино радует и зрителей, и создателей.
И мы обязательно обсудим "Мастера" совсем скоро – повторюсь, фильм выходит на большие экраны уже 27 марта, в том числе и в официальном российском прокате. Думаю, перспективы гипотетической франшизы будут очевидны уже к финалу первого уикенда – тогда и встретимся вновь. А пока – надо переключиться на другие темы – интересного в мире кино много и помимо боевиков со Стэтемом. Если вы любите не только смотреть фильмы и сериалы, но и читать о них, заглядывайте на канал Киноведа в штатском регулярно – у нас бывает интересно. А еще лучше – подписывайтесь на нас в телеграме, там вы точно ничего не пропустите. Смотрите, читайте, не болейте, берегите себя и близких, держите при себе кувалду, и...
Увидимся в кино!
Дополнительные материалы: