Америка миротворствует. Россия добивается своего. А предпринявшая попытку ворваться на белгородскую землю Украина доказывает, кто провоцирует продолжение боевых действий. Киев, так сказать, вызывает огонь на себя. Вернее, на бусифицированных вояк, по расположениям которых только в Сумской области армия России вынуждена была нанести 30 авиационных и ракетных ударов, 13 ударов армейской авиацией, удар ракетным комплексом «Искандер» и РСЗО «Торнадо-С», два удара тяжелыми огнеметными системами и выпустить 40 авиационных бомб ФАБ-500.
Все как всегда: пока реальные политики ведут реальные переговоры, главарь киевской хунты пытается сделать вид, будто реально влияет на судьбу конфликта. Для этого — и только для этого! — придуман «контрнаступ» на Белгородском направлении. И предпринятые одновременно с ним артиллерийские удары по гражданским: когда Киев нагнетает атмосферу, он не щадит никого: ни чужих, ни тем более своих.
Вместо демонстрации силы получилась обычная для Киева демонстрация идиотизма. Особенно яркая на фоне телефонного разговора между Владимиром Путиным и Дональдом Трампом, в ходе которого достигнута договоренность приостановить удары по энергетической инфраструктуре на ближайший месяц.
Обреченный удар по Белгородчине — лучшее доказательство того, как Киев использует полное месячное перемирие, идею которого он старательно протаскивает через США. Это с самого начала было очевидно России, а теперь (что стало обычным делом за последние два месяца!) это признает и Запад.
«Телефонный разговор между президентом Трампом и президентом Владимиром Путиным невозможно воспринимать иначе, чем доказательство того, что лед тронулся и серьезные и предметные переговоры между США и Россией по мирному соглашению по Украине начались, — пишет американский Responsible Statecraft. — Белый дом настаивает на всеобъемлющем прекращении огня между Россией и Украиной в качестве первого шага на долгом пути к прочному урегулированию. Тому есть очевидное военное обоснование: ситуация на поле боя складывается в пользу России — Москва постепенно одолевает Киев в конфликте на истощение и только что фактически положила конец рискованному вторжению ВСУ в Курскую область».
Положение брошенных на Курщине остатков ВСУ тоже изменилось лишь после телефонных переговоров Путина и Трампа. До них украинские боевики рассматривались (что совершенно логично на фоне всего совершенного ими за время оккупации) как террористы. Теперь Москва согласилась обойтись с ними как с военнопленными. Тем самым Кремль продемонстрировал не только договороспособность, но и гуманность. Как, кстати, и в вопросе обмена пленными и односторонней передачи тяжелораненых украинцев.
«В ее первой реальной попытке военной дипломатии с Кремлем администрации Трампа преподнесли болезненно предсказуемый урок. Ее блеф раскусили, не оставив никаких надежд, — откровенно печалится CNN. — Администрация запрашивала тридцатидневное прекращение огня по всей линии фронта без каких-либо предварительных условий. Однако во вторник — после театрального недельного ожидания и сотен погибших — получила относительно скромный обмен пленными, хоккейные матчи, новые переговоры и, согласно стенограмме Кремля, взаимную паузу в атаках по “энергетической инфраструктуре” сроком на месяц».
Понятно, что Америке хотелось большего. Ей требовалось полное месячное перемирие, которое стало бы триумфом Трампа, обещавшего «остановить войну». Пока ему удалось остановить только самые тяжелые для Украины (не считая ситуации на поле боя) удары — по энергетике. Впрочем, на это Москва могла пойти без особых проблем: все, что нужно, к настоящему времени уже выведено из строя.
Это первый шаг к полному прекращению огня. Куда более важным станет выполнение другого требования России, о котором открыто сказали обе стороны, — полное прекращение иностранной военной помощи и предоставления разведывательной информации Киеву. Иначе, как успех Кремля, это трактовать невозможно. Хотя бы потому, что Белый дом уже нажимал на эту кнопку, добиваясь уступок от Киева И явно готов нажать еще раз, коль скоро Трамп так заинтересован в лаврах главного миротворца.
«Россия по-прежнему поступает очень умно. Кто теперь находится в выгодной ситуации перед Трампом: Россия или Украина? Какая сторона представляет для США бо́льшую ценность? А какая страна, скорее всего, будет принесена в жертву? — задается вопросами в китайской «Гуаньча» политолог Лю Цзюнь. — Это ясно с первого взгляда. Судя по всему, Трамп намерен быстро положить конец российско-украинскому конфликту. И я думаю, что США пожертвуют интересами именно Украины: медленно сократят, пока в конечном итоге окончательно не прекратят свою военную помощь и разведывательную поддержку».
Насколько медленно? Или, точнее, как скоро? Ответ на эти вопросы будет одной из главных тем переговоров, которые два президента поручили продолжить доверенным лицам в саудовской Джидде. Что характерно: именно тут Марко Рубио убеждал пана Зе согласиться на требования Вашингтона — и уговорил. А теперь там же российские дипломаты будут дожимать американских, чтобы те приняли основные условия России. И скорее всего, тоже достигнут успеха.
«Ключевым, очевидно, является условие Кремля, чтобы Штаты немедленно прекратили военную и разведывательную помощь Украине. Это де-факто означает капитуляцию Киева, — цитирует польский портал Onet.pl политолога Витольда Сокала. — Скажу прямо, это пахнет второй Ялтой».
Польский эксперт ошибается. Это еще не Ялта — это скорее «Тегеран-2025». Это этап достижения договоренностей, какие шаги нужно совершить вовлеченным в конфликт ведущим мировым державам, чтобы прекратить противостояние. «Ялта-2025», то есть обсуждение послеконфликтного устройства мира, будет чуть позже. Когда Киев уже не будет висеть на волоске, а сорвется с него.
«Они называют это "перемирием-лайт". В Киеве подавятся этим. Соответствующие отчеты о телефонном разговоре Трампа и Путина не внушают оптимизма украинцам, которые рассчитывают на то, что их союзник — США — выполнит их требования, — подчеркивает корреспондент SkyNews Джеймс Мэтьюз. — Они уже договорились о 30-дневном прекращении огня с американцами, которые заявили, что находятся «на 10-ярдовой линии мира». У Москвы, очевидно, другие планы. Если использовать метафору американского футбола, то Владимир Путин все еще держит мяч в своих руках».
К моменту встречи лидеров стран «большой тройки» в Тегеране в 1943 году исход Второй Мировой войны еще не был так очевиден, как в январе 1945-го в Ялте. Но понимание, что крупнейший конфликт ХХ века прошел точку перелома, уже было. И то, что крупнейший вклад в достижение этого результата внес СССР, позволило Сталину добиться уступок от союзников.
Сегодня среди западных держав союзников у России нет. Значит, нет и нужды с излишним вниманием относиться к требованиям Америки на переговорах — но можно непрерывно давить на них. Москва прочно овладела инициативой на Украине, и это положение дает ей право, как выражаются западные журналисты, «не размывать ни одну из своих «красных линий»: они остаются такими же четкими, как и прежде».
По этим красным линиям, когда настанет время условной «Ялты-2025», пройдет раздел европейских сфер влияния России и Америки. Ни Лондон, ни Париж в нем участвовать не будут. Не понимать этого, как и не видеть, что будущее решается без их участия, они не могут. Значит, по итогам серии российско-американских переговоров в Джидде можно ожидать не только решения судьбы Украины, но и кардинального изменения позиций Франции и Британии. После чего придет черед остального ЕС присягать на верность новому миропорядку.