Найти в Дзене
Галерея BazArt

ГИЛЬДИИ, ЦЕХИ и МАСОНЫ ч.2

В 1091 году во французское аббатство Сен-Дени родители привезли облатом 10-летнего мальчика. Точно не известно, кем они были - мелкими рыцарями, или крестьянами, - как бы там ни было, но вряд ли ребенок из бедной семьи без связей мог оказаться в одном учебном заведении вместе с юным королем Людовиком VI. А именно так и случилось. Мальчики были ровесниками и очень подружились. Оказывается короли тоже умели дружить с простыми мальчиками и даже оставаться преданными этой дружбе на протяжении всей жизни. Это счастливое стечение обстоятельств навсегда изменило облик Европы. Только вдумайтесь, обычная дружба двух мальчиков, один из которых родился королем, а другой был всего лишь сыном небогатых родителей, стала причиной возникновения архитектурного стиля, который до сих пор вызывает восхищение. Звали мальчика Сюжер (Suger), в истории он остался под латинским именем Сугерий. По окончании школы он принял монашеский постриг, а в 1122 году стал аббатом Сен-Дени. После того, как его старый дру

В 1091 году во французское аббатство Сен-Дени родители привезли облатом 10-летнего мальчика. Точно не известно, кем они были - мелкими рыцарями, или крестьянами, - как бы там ни было, но вряд ли ребенок из бедной семьи без связей мог оказаться в одном учебном заведении вместе с юным королем Людовиком VI. А именно так и случилось. Мальчики были ровесниками и очень подружились. Оказывается короли тоже умели дружить с простыми мальчиками и даже оставаться преданными этой дружбе на протяжении всей жизни. Это счастливое стечение обстоятельств навсегда изменило облик Европы. Только вдумайтесь, обычная дружба двух мальчиков, один из которых родился королем, а другой был всего лишь сыном небогатых родителей, стала причиной возникновения архитектурного стиля, который до сих пор вызывает восхищение.

Аббат Сугерий на витраже в соборе Сен-Дени 12 век
Аббат Сугерий на витраже в соборе Сен-Дени 12 век

Звали мальчика Сюжер (Suger), в истории он остался под латинским именем Сугерий. По окончании школы он принял монашеский постриг, а в 1122 году стал аббатом Сен-Дени. После того, как его старый друг взошел на трон и стал королем Людовиком VI, Сугерий выполнял при дворе различные дипломатические поручения, с 1118 года он был глубоко вовлечен в государственные дела, а после смерти короля, Сугерия избрали регентом малолетнего Людовика VII.

Геза II Венгерский и Людовик VII Французский. Изображение из венгерского «Хронографа» 1358 г.
Геза II Венгерский и Людовик VII Французский. Изображение из венгерского «Хронографа» 1358 г.

Жизнь Сугерия была насыщенной и не спокойной, однако его всегда тянуло в родные пенаты, в аббатство Сен-Дени. И как только появилась возможность вернуться туда, он так и сделал. И занялся реконструкцией аббатства. Идея обновления стареющего аббатства посетила его еще в 1124 году, тогда он начала собирать средства, но осуществить проект удалось лишь 1137 году. Сугерий лично контролировал все работы по реконструкции соборной церкви и даже сам осуществлял необходимые измерения. Церковь строилась в новом стиле, отличном от существовавшего тогда романского, ставшего наследием Рима. Так в мире появился первый собор, построенный в готическом стиле. Этот стиль будет существовать в Европе вплоть до XVI века, когда ему на смену придет искусство эпохи Возрождения. До сих пор соборы, построенные в готическом стиле, не перестают восхищать утонченностью линий, стрельчатыми арками, устремленными в небо, витражами на узких удлинённых окнах, великолепными скульптурами.

Церковь в аббатстве Сен-Дени, первый готический храм
Церковь в аббатстве Сен-Дени, первый готический храм

Кстати, искусствоведы эпохи Возрождения не согласились бы с нами. Они считали этот стиль грубым, несовершенным и даже упадническим. Это именно они придумали этот термин – готический, то есть варварский, поскольку древние римляне называли варваров готами. Вот так варвары, сами того не желая, дали название одному из самых совершенных и изящных стилей в искусстве. Юмор истории не может не восхищать – одним и тем же термином обозначить разрушение и созидание, прекрасное и ужасное, жизнь и смерть. Лишнее подтверждение, что все в этой жизни относительно.

Карл-Фридрих Шинкель  "Средневековый город на воде", 1830 г.
Карл-Фридрих Шинкель "Средневековый город на воде", 1830 г.

Ну а теперь обратимся к тем, кто эти восхитительные соборы и здания строил. Без сомнения, это были настоящие волшебники. Они владели тайнами мастерства, закрытыми от простых смертных, из обычного камня они создавали шедевры, вдувая в грубые неотесанные глыбы душу и жизнь. Это были архитекторы, скульпторы, инженеры, каменщики, каменотесы. В первой части мы рассказывали о гильдиях. Гильдии существовали в рамках только собственного города, где размещалось производства и продавалась готовая продукция. Кожевники, сапожники, гончары, мясники, суконщики и представители других профессий были жестко привязаны к месту работы. И только вольные каменщики, или франкмасоны, были свободны и могли перемещаться.

Каменщик, рукопись 1448 г.
Каменщик, рукопись 1448 г.

И это не удивительно, потому что профессиональных архитекторов и инженеров было не так много, их приглашали не только из других городов, но и стран. Так в 1624 году в Вене случился конфликт между местными и итальянскими строителями, который привел к изменению облика Вены. А в XII веке специалистов такого уровня было крайне мало. Таким образом члены гильдии каменщиков franc-maçons, франкмасоны были свободны от привязки к местности. Здесь нужно все же разделить каменщиков и строителей. Каменщики добывали материал для строительства зданий, строители занимались архитектурными проектами, разрабатывали облик здания и коммуникации, приглашали скульпторов для создания украшений. Но работали они вместе и делали общее дело. Так или иначе, но это все же была гильдия, существовавшая по классической цеховой схеме: мастер, подмастерье, ученик. Только гильдия свободных людей.

Герб гильдии каменщиков с циркулем, молотком, мастихином и чертежным треугольником
Герб гильдии каменщиков с циркулем, молотком, мастихином и чертежным треугольником

Конечно, странствующий характер каменщиков определял их образ жизни. Все зависело от наличия заказа. Их работа была договорной, и закончив на одном месте они могли сразу же уйти на другое или сидеть в ожидании заказа. Все договора о строительстве заключались исключительно мастерами, именно от них зависела и работа, и зарплата подмастерьев. Возможно поэтому присвоение мастерского звания в гильдиях каменщиков растягивалось на долгие, долгие годы. Ученики и вовсе проходили сложный и долгий срок обучения. Помимо практических навыков обработки камня учеников обучали и различным науками, которые назывались общим словом «Геометрия», и включали в себя арифметику, архитектуру, начертательную геометрию и другие науки. По сути, ученики получали полноценное университетское образование.

Переход в подмастерья, иллюстрация 18 век
Переход в подмастерья, иллюстрация 18 век

Как и в других гильдиях, у каменщиков был устав, герб и свои символы. Гильдия каменщиков была самой скрытной, поскольку мастера тщательно охраняли свои секреты и свои инновации. Как правило на строительной площадке возводилось здание, где не только хранились инструменты, но и существовало что-то вроде архитектурного бюро, где создавались эскизы и проекты будущих зданий, проводились расчёты. Эти здания назывались ложами.

Каменщик, рукопись 1448 г.
Каменщик, рукопись 1448 г.

Доменико Квальо "Реймский собор"
Доменико Квальо "Реймский собор"

Все эти термины, символы, знаки в дальнейшем переймет другая организация, в ложах которой будут решаться судьбы мира, одна из самых влиятельных, таинственных и могущественных – масоны.

Доменико Квальо  "Руины готической церкви на побережье"
Доменико Квальо "Руины готической церкви на побережье"

Средневековая гильдия вольных каменщиков не обладала той властью, которая перейдет к их последователям. Но они тоже владели тайнами, не доступными простым смертным. Разрабатывая проекты средневековых дворцов и храмов, с помощью знаний хоть и тайных, но никаких не мистических, а вполне научных, они создавали облик современных городов, которым мы любуемся до сегодняшнего дня. Им были не доступны современные технологии, что не мешало создавать такой высоты соборы, что они до сих пор парят над крышами современных городов. Эти монументальные строения благополучно проплыли через столетия и ныне являют собой образец качества и красоты, чего так не хватает многим современным зданиям.

-11

Корнелис Спрингер "Старый городской рынок в Брауншвейге"
Корнелис Спрингер "Старый городской рынок в Брауншвейге"

Свободно перемещаться в средневековье было не так-то просто, и гильдия или ложа вольных каменщиков очень привлекала своей возможностью абсолютно легально покидать города и колесить по стране. Это привело к тому, что к XVII веку в Англии в ложу стали вступать люди самых разных сословий и профессий, от философов и ученых до прогрессивных мыслителей, военных и священнослужителей, которые к строительству особого отношения не имели, но зато очень хотели свободы. В ложе каменщиков появились не-каменщики, или «принятые каменщики» (accepted masons), как они себя называли, которые стали формировать свою субкультуру, свои ритуалы и регламенты. Произошло закономерное разделение лож на ложи каменщиков и ложи джентльменов. Это время, когда ремесленные гильдии в старом формате стали распадаться, в то время как братство каменщиков пользовалось покровительством весьма высокопоставленных людей. Например таким покровителем стал сам король Вильгельм III Оранский, ставший членом одной из лож. Естественно в таких ложах люди собирались с целью – а поговорить. Ну не будет же сам король работать на стройке, замешивая цемент и ловко орудовать мастерком! Там обсуждались прогрессивные и не очень идеи, очень волновали членов лож различные мистические учения. Конечно же обсуждать все эти крамольные вещи было не безопасно, поэтому в ложах царила атмосфера таинственности, и члены ложи приносили клятву молчания, даже уставы и правила передавались друг другу исключительно устно, никаких записей. Эта атмосфера таинственности впоследствии станет визитной карточкой всех мировых масонов.

"Ритуал великого мастера" Гравюра на меди, начало 18 века
"Ритуал великого мастера" Гравюра на меди, начало 18 века

Разумеется, старым классическим мастерам из гильдий вот такая надстройка совершенно не нравилась, тем более, что они привыкли всем распоряжаться сами, а тут какие-то выскочки и бездельники пытаются ими управлять. Так что разъединение ложи каменщиков и не-каменщиков или джентльменов было неизбежно. Господа из ложи джентльменов махать лопатой категорически не хотели, поэтому превратили свою организацию в мистико-философское учение. И даже прежние символы, такие как молоток, циркуль и наугольник приобрели совершенно иное значение. Произошел переход от оперативного (связанного с цеховой деятельностью) к спекулятивному (умозрительному) масонству.

Таверна "Гусь и вертел"
Таверна "Гусь и вертел"

Наконец 24 июня 1717 года в день Святого Иоанна Богослова в лондонской таверне «Гусь и вертел» во дворе церкви святого Павла собралась группа товарищей, представлявшая четыре ложи: «Гусь и вертел», «Кубок и виноград», «Яблоня» и «Корона», собственно, названия лож совпадают с названиями таверн, где они обычно собирались. Там джентльмены учредили Великую Ложу Вольных и Принятых Каменщиков для Лондона и Вестминстера и за их пределами. Первым магистром был избран Энтони Сейер. А в 1725 году ложа была официально переименована в «Великую Ложу Англии».

Энтони Сейер
Энтони Сейер

Так начиналась история самого таинственного и влиятельного общества в мире.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ