В 2019 году Европейской комиссией (ЕС) был принят пакет нормативно-правовых документов «Чистая энергия для всех европейцев» (CEP), нацеленный на устранение барьеров, с которыми сталкиваются конечные пользователи при выборе поставщика энергии, инвестициях в распределенную генерацию и хранение, а также участии в работе энергетических рынков. Особенно интересно, что новая европейская правовая база выходит за рамки признания прав и обязанностей отдельных активных потребителей (так называемых просьюмеров) и впервые вводит два конкретных определения энергетических сообществ: гражданские энергетические сообщества (CEC) и сообщества возобновляемых источников энергии (REC).
Предлагаем вашему вниманию краткий обзор статьи "Выход за рамки индивидуальных активных потребителей", вышедшей в 2023 году в журнале Power & Energy (№ 4, т. 21, автор - Николо Россетто), с описанием этой концепции и основных элементов новой европейской правовой базы.
Коллективные участники для поддержки энергетического перехода
Потребители, будь то домохозяйства, предприятия, государственные органы или другие организации, должны участвовать в преобразовании энергетической системы и поддерживать ее. Потребительское участие в энергетике может быть индивидуальным. Например, промышленная компания производит необходимое ей тепло и электричество с помощью газовой турбины, а домохозяйство ставит на свою крышу солнечные панели. Однако, потребительское участие может также принимать форму коллективных действий, когда множество потребителей решают действовать сообща.
Понятие «энергетическое сообщество» определяет энергетические инициативы, возглавляемые группой домохозяйств, предприятий (обычно малых и средних), государственных органов и неправительственных организаций. Эти инициативы часто (но не обязательно) локальны и, как правило, сосредоточены на распределении и поставке энергии или на совместных инвестициях в производство энергии, часто на основе ВИЭ. Энергетические сообщества могут также быть нацелены на энергоэффективность, на предоставление других услуг, таких как подзарядка электромобилей или управление распределенными энергетическими ресурсами.
Главным преимуществом проектов энергетических сообществ по сравнению с индивидуальными инициативами является их масштаб. Если отдельная семья или малый бизнес могут инвестировать в фотоэлектрическую установку мощностью в несколько десятков кВт, то группа семей или малых предприятий может легко установить установку мощностью в несколько сотен кВт или более. Энергетические сообщества также могут извлечь выгоду из возможности инвестирования более, чем в один проект, или объединения нескольких видов деятельности, таких как генерация и поставка. Во всех случаях это снижает средние затраты на проект.
Инициативы на основе сообществ также могут лучше справляться с общественным недовольством по отношению к новым инфраструктурам. Сегодня эта проблема представляет собой серьезное препятствие для строительства новых электростанций, в том числе, работающих на возобновляемых источниках энергии, и электросетей.
Ранее в европейской правовой базе не было понятия «энергетическое сообщество». В 2015 году Европейская комиссия признала масштаб проблем, вызванных энергетическим переходом, и рост расходов на энергию, которые несут европейские граждане и компании. Для их решения комиссией были сформулированы три цели:
- содействовать более эффективному использованию энергетических ресурсов, в частности, на уровне распределения;
- мобилизовать частный капитал для долгосрочных инвестиций в мощности, необходимые для энергетического перехода;
- решить проблему растущего сопротивления жителей строительству новых ВИЭ.
Для достижения этих целей были приняты новые законодательные акты, среди которых наиболее важными являются Директива ЕС 2018/2001 о содействии использованию энергии из возобновляемых источников (RED II), и Директива ЕС 2019/944 об общих правилах для внутреннего рынка электроэнергии, также известная как директива о внутреннем рынке электроэнергии (IEMD). Эти две директивы впервые официально признают право потребителей играть активную роль на рынках электроэнергии и осуществлять переход к декарбонизированной энергетической системе. В них вводятся четыре новых правовых понятия: активные потребители, совместно действующие возобновляемые источники энергии, гражданские энергетические сообщества (CEC) и сообщества возобновляемых источников энергии (REC) (Рис. 1).
На основе новых положений конечные потребители получают следующие права:
- получают доступ ко всем энергетическим рынкам без дискриминации и непрозрачных сетевых сборов;
- могут потреблять, хранить и продавать энергию, произведенную в их помещениях или в других помещениях, и участвовать, индивидуально или коллективно, в схемах гибкости или энергоэффективности;
- могут делегировать третьей стороне управление установками, необходимыми для их деятельности, включая установку, эксплуатацию, обработку данных и техническое обслуживание;
- совместно используют в рамках группы потребителей возобновляемой энергии, расположенных в одном здании или многоквартирном доме, энергию, произведенную из возобновляемых источников на их участке или участках без ущерба для сетевых сборов, применяемых к каждому потребителю возобновляемой энергии;
- становятся членами, при определенных условиях, CEC или REC.
CEC и REC являются новыми коллективными субъектами энергетического сектора, которые пользуются набором прав и должны соответствовать определенным требованиям.
Гражданские энергетические сообщества (CEC)
CEC является юридическим лицом, введенным IEMD с целью предоставления возможности отдельным лицам, местным органам власти, таким как муниципалитеты, и небольшим фирмам брать на себя инициативу в секторе электроэнергии и получать от этого прямую выгоду. CEC могут заниматься производством, поставкой, хранением, распределением и потреблением электроэнергии. Они не ограничены определенной географической зоной или определенным типом источника энергии. Однако их участие должно быть открытым и добровольным, а контроль может осуществляться только отдельными лицами, местными органами власти и малыми предприятиями.
Сообщества возобновляемых источников энергии (REC)
REC – это юридическое лицо, введенное RED II с целью предоставления возможности частным лицам, малым и средним предприятиям и местным органам власти напрямую участвовать в развитии возобновляемых источников энергии и получать от этого выгоду. REC могут производить, потреблять, хранить и продавать производимую ими возобновляемую энергию. Они также могут делиться внутри сообщества энергией, произведенной на принадлежащих сообществу генерирующих мощностях, и получать недискриминационный доступ ко всем подходящим энергетическим рынкам. В дополнение к этим правам, аналогичным правам CEC, REC имеют право на доступ к инфраструктуре, которая способствует их развитию.
***
Энергетические сообщества потенциально могут обеспечить ряд преимуществ для энергетической системы, экономики и общества в целом. Однако, до сих пор эти преимущества не могли быть реализованы из-за ограничений коллективных действий и трудностей работы в энергетическом секторе, правила которого были разработаны с учетом крупных, ориентированных на прибыль организаций. Принятием новых правил ЕС пытается мотивировать правительства стран Европы на создание благоприятной структуры рынка для поддержки энергетических сообществ.
Подробнее читайте статью в IEEE Power & Energy (т. 21, № 4 за 2023 год)
Подготовлено АНО «Центр «Энерджинет» при поддержке Фонда НТИ и Минобрнауки России