Продолжение. С предыдущей частью публикации можно ознакомиться, перейдя по этой ссылке
«Время собрать камни»
Сценарий к этому фильму был написан ещё в далёком 1981 году, но по идеологически-цензурным соображениям чиновники из Государственного комитета СССР по кинематографии не дали «добро» на запуск картины. А зря. Никакой антисоветчины или клеветы на героическую память доблестных ветеранов-фронтовиков в сюжете картины нет. И этот факт, безусловно, одно из главных достоинств и преимуществ данного фильма.
«Время собрать камни» – это очень добротный, правдоподобный, захватывающий рассказ о фронтовых буднях сапёров, для которых долгожданная Великая Победа не стала концом войны. Напротив, для представителей этой сложнейшей и опаснейшей воинской специальности после 9 мая 1945 года начался новый период службы – не менее сложный, рискованный, полный драматизма, невосполнимых потерь и утрат.
В то время как первые эшелоны с фронтовиками-победителями двинулись из Германии и Восточной Европы домой, военнослужащие инженерных войск – сапёры, минёры, техники-взрыватели и прочие специалисты приступили к обезвреживанию сотен тысяч мин и неразорвавшихся боеприпасов, оставшихся в земле и на её поверхности, в жилых зданиях и на промышленных объектах, случайно оказавшихся там или установленных специально.
Однако «Время собрать камни» – это не только повествование о боевых буднях сапёров. Это жизненная драма, в которой переплелись судьбы самых разных людей, чьи жизни навсегда изменила и покалечила война. Это достоверная и реалистичная реконструкция противоречивых взаимоотношений победителей и побежденных, ведь выполнять задание особой важности главному герою предстоит совместно со вчерашним смертельным и ненавистным врагом – немецким офицером-сапёром, который сам принимал участие в минировании объектов, расположенных на советской территории.
Кинолента «Время собрать камни» представляет собой калейдоскоп самых разных, преимущественно коротких, но очень запоминающихся историй о трагических судьбах солдат Победы вернувшихся с войны, мирных жителей, познавших ужасы оккупации, а также гражданских лиц, угнанных из родных мест в Германию.
Несомненными достоинствами фильма также являются замечательная игра актёров, отличный сценарий, запоминающиеся диалоги, жизненная правда полярных характеров главных и второстепенных героев, качественные натурные съёмки, отсутствие привычных и заезженных штампов, профессиональный показ трудоёмкого процесса разминирования объектов различной сложности.
«Снайпер: Оружие возмездия»
Снайперская тема среди фильмов, посвященных событиям Великой Отечественной войны, уступает по своей популярности только картинам про лётчиков и разведчиков. Однако качественных, добротных, по-настоящему захватывающих и интересных кинолент про снайперов ВОВ на сегодняшний день сняты считанные единицы.
Фильм «Снайпер: Оружие возмездия» как раз относится к этой редкой категории добротно снятых, хорошо поставленных и достоверно реализованных отечественных художественных кинематографических военных проектов ХХI века. Собственно говоря, из всей франшизы под общим названием «Снайпер» (в период с 2011 по 2018 гг. вышли 2-я, 3-я и 4-я части) только первый фильм – «Оружие возмездия» можно отнести к категории «смотрибельных», интересных и динамичных.
Если отбросить лирическую линию сюжета, которая его не портит, но и не слишком украшает, а также не вдаваться в технические тонкости и специфику разработки баллистических немецких ракет дальнего радиуса действия ФАУ-2, то с точки зрения показа снайперского искусства периода ВОВ, фильм практически безупречен. Незаезженный и увлекательный сюжет, качественные масштабные съёмки, хорошая постановка боёв и снайперских дуэлей, добротная игра актёров, минимум ляпов и максимум достоверности – вот главные достоинства данного фильма.
«Брестская крепость»
Этот фильм не нуждается в специальном представлении, анонсе и пересказе его сюжета. «Брестская крепость» по праву считается одной из лучших художественных кинокартин современного российского кинематографа, посвященных теме Великой Отечественной войны. Этот фильм наиболее полно, хронологически точно, достоверно, масштабно, правдиво, проникновенно, всесторонне погружает зрителей в максимально реалистичную атмосферу наиболее запоминающихся эпизодов героической обороны Брестской крепости.
Создателям картины удалось рассказать о боевых подвигах практически всех главных участников и действующих лиц этой достопамятной обороны, одновременно эпической и полной трагизма. Перед зрителями предстаёт не просто галерея главных действующих лиц – майора Петра Михайловича Гаврилова (роль исполняет Александр Коршунов), полкового комиссара Ефима Моисеевича Фомина (Павел Деревянко), старшего лейтенанта Ивана Михайловича Почерникова (Евгений Цыганов), лейтенанта Андрея Митрофановича Кижеватова (Андрей Мерзликин), капитана Ивана Николаевича Зубачёва (Сергей Цепов), лейтенанта Анатолия Александровича Виноградов (Кирилл Болтаев).
На экране без ложного пафоса и наигранного опереточного патриотизма показаны истинные подвиги, боевые заслуги, доблесть, отвага и мужество советских бойцов и командиров, врага которые одними из первых встретили врага сильного, опытного, жестокого, беспощадного, отличного подготовленного и вооружённого. Вполне заслужено кинокартина «Брестская крепость» была признана российскими и белорусскими зрителями лучшим современным военным фильмом.
И сегодня, спустя пятнадцать лет после своей премьеры данная кинолента остаётся одним из наиболее достоверных, интересных, реалистичных, масштабных, эпических, проникновенных и зрелищных фильмов о Великой Отечественной войне. «Брестская крепость» едва ли не единственный фильм, который целиком и полностью без каких-либо существенных замечаний соответствует заявленному жанру, являя собой почти эталонный образец современного отечественного и мирового военно-исторического драматического художественного фильма.
Фильм «Брестская крепость» абсолютно заслужено стал победителем, лауреатом и номинантом двух десятков самых различных престижных премий и наград российских и международных кинофестивалей. Различные награды за лучшие мужские роли (главные и второго плана) получили Павел Деревянко, Андрей Мерзликин, Евгений Цыганов. За успешный дебют был награждён Алексей Копашов, сыгравший воспитанника музвзвода Александра Акимова.
К сожалению, не получил призов за великолепно и почти безукоризненно сыгранную роль майора Гаврилова, талантливый актёр Александр Коршунов. Помимо внешнего сходства Александр Викторович блестяще сумел воплотить на экране образ того самого известного, доблестного, неустрашимого, неистребимого и непобедимого настоящего советского патриота. Он превосходно сыграл настоящего боевого офицера, грамотного и умелого командира, хорошего семьянина, обычного человека со всеми присущими ему положительными качествами и недостатками.
«Наркомовский обоз»
В основе сюжета данного фильма, снятого в формате мини-сериала, лежит история о том, как в разгар немецкого наступления под Москвой в одну из передовых частей отправлен «важный груз» – несколько бочек с водкой, предназначенной для последующей выдачи бойцам знаменитых «ста наркомовских грамм».
Охранять и сопровождать обоз предстоит сводному и наспех сформированному отряду, состоящему из четырёх девушек, ещё ни разу не обстрелянных, а потому познавших ужасов войны, а также двух гражданских лиц непризывного возраста – деревенского подростка и пожилого конюха.
По пути следования обозникам предстоит столкнуться и с передовыми наступающими немецкими частями, и с уголовниками-мародёрами, и с дезертирами, и с самыми разными мирными жителями, которым вскоре предстоит оказаться под вражеской оккупацией. Кроме того, на итоговый результат выполнения задания будут влиять и представители командного состава РККА, и функционеры местного партийного руководства.
Нет, нет, фильм вовсе не имеет отношения к антисоветчине. В нём нет оголтелых особистов, невменяемых политруков-фанатиков и бывалых «зэков», которые вносят решающий вклад в разгром врага. В картине достаточно правдоподобно показана атмосфера прифронтового Подмосковья в роковом и страшном октябре 1941 года, когда судьба советской столицы в буквальном смысле висела на волоске.
Кинокартина также вполне достоверно повествует о судьбах женщин-военнослужащих, сражавшихся наравне с мужчинами на разных должностях в первые месяцы Великой Отечественной. Кинолента честно, без прикрас и лишнего нагнетания жути рассказывает о фронтовых буднях интендантской службы, о том, насколько по-разному вели себя жители территорий, которые уже оказались под немецкой оккупацией или вот-вот должны были увидеть на порогах своих домов фашистских захватчиков.
Хорошая и правдоподобная игра актёров, качественно поставленные батальные сцены, добротный реквизит, высокий уровень военно-исторической реконструкции, неожиданные повороты сюжета заметно отличают данный фильм от других проходных кинолент, чья тематика перекликается с основными событиями мини-сериала «Наркомовский обоз».
«Ладога»
Данный фильм, снятый в формате четырёхсерийного мини-сериала, можно смело отнести к категории лучших современных российских кинолент, посвященных одной из самых трагических страниц Великой Отечественной войны – блокаде Ленинграда. Возможно, что кто-то из читателей ещё не видел этой кинокартины, а потому не стоит пересказывать сюжет, тем более, что он весьма насыщенный, динамичный и непредсказуемый, из категории тех, которые нужно видеть воочию, а не читать в чужом пересказе.
Несмотря на достаточно большое количество негативной критики в адрес данного фильма, которую можно встретить на просторах интернета, в фильме достаточно достоверно показаны сразу несколько сюжетных линий – ежедневные трудовые, а зачастую и боевые будни водителей, совершавших рейсы по «дороге жизни», личные трагедии отдельно взятых жителей Ленинграда, поиски немецкого агента-диверсанта, разоблачение должностных лиц, воровавших продукты, предназначенные для ленинградцев.
В фильме нет ничего крамольного антисоветского, нет большинства привычных штампов и клише, заполонивших современные военные фильмы последних лет. Мини-сериал «Ладога» это добротно снятая история о нескольких днях из жизни бойцов и командиров, охранявших «дорогу жизни», тружеников, обеспечивавших её бесперебойное функционирование, а также сотрудников органов госбезопасности, занимавшихся выявлением и нейтрализацией вражеских агентов, диверсантов и пособников.
ПОЛНОСТЬЮ ПУБЛИКАЦИЮ «Российские фильмы о Великой Отечественной войне, за которые не стыдно» МОЖНО ПРОЧЕСТЬ, ПЕРЕЙДЯ ПО УКАЗАННЫМ ССЫЛКАМ:
Часть 1-я
Часть 2-я
Часть 3-я
Все присутствующие в статье изображения символики Вермахта, частей СС, NSDAP, а также прочих военных, идеологических и политических структур нацисткой Германии, а равно цитирование высказываний военно-политических руководителей, самых разных представителей и современников Третьего рейха используются в данной публикации исключительно в историческом контексте и ознакомительных целях, а потому не являются и не могут служить какими-либо аспектами и элементами какой бы то ни было политической пропаганды, идеологии или агитации.
Все изображения, использованные в данной публикации, взяты из открытых источников Яндекс картинки https://yandex.ru/images/ и принадлежат их авторам. Все ссылки, выделенные синим курсивом, кликабельны.
Всем, кто полностью прочитал публикацию, большое спасибо! Отдельная благодарность всем, кто оценил материал, изложенный автором! Если Вы хотите высказать свою точку зрения, дополнить или опровергнуть представленную информацию, воспользуйтесь комментариями. Автор также выражает искреннюю признательность всем, кто своими дополнениями, комментариями, информативными сообщениями, конструктивными уточнениями, замечаниями и поправками способствует улучшению качества и исторической достоверности публикаций.
Если Вам понравилась публикация, и Вы интересуетесь данной тематикой, а также увлекаетесь всем, что связано с военной историей, то подписывайтесь на мой канал! Всем удачи, здоровья и отличного настроения!
ДЛЯ ПРОСМОТРА ПЕРЕЧНЯ ВСЕХ ПУБЛИКАЦИЙ КАНАЛА И БЫСТРОГО ПОИСКА ИНТЕРЕСУЮЩЕЙ ВАС ИНФОРМАЦИИ УДОБНЕЕ ВСЕГО ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПУТЕВОДИТЕЛЕМ-НАВИГАТОРОМ (ПРОСТО НАЖМИТЕ НА ЭТУ ССЫЛКУ)