Популярные лодочные моторы не нуждаются в представлении. Такие модели, как T5BMS, T9,8BMS, T9,9BMS и подобные им массовые моторы широко известны всем водномоторникам, и даже если вы только начинаете изучать рынок этой техники, выбирая свой первый мотор, вы без труда найдете любой из популярных моторов, предложений великое множество на любой вкус и бюджет.
Как же быть, если вам требуется что-то очень специфичное, что не производится и не завозится массово. Компании Parsun, возможно, найдется, что вам предложить. В широчайшем модельном ряду Parsun есть действительно очень нишевые моторы, и более того, некоторые из них находятся на центральном складе российского дистрибьютора Parsun, и их можно заказать через любого из официальных дилеров. Мы привели краткий обзор таких моторов, возможно, среди них есть именно то, что вы ищете.
Двухтактные моторы:
1. Моторы малой мощности с длинной ногой.
Это модели T5BML и T9,9BML. Редкий мотор, но бывает так, что нужен он и только он. Это моторы мощностью 5 и 15 л.с., под высокий транец 508 мм, используются в основном в двух случаях – в качестве докатки, маневрового мотора к основному на больших катерах или на парусных яхтах с высоким транцем. В особо редких случаях на экзотических корпусах они являются основным мотором, например, на высоких, но относительно небольших катамаранах или на самодельных лодках произвольной конструкции.
2. Моторы с водометным движителем TP25BM Jet и TP30BM Jet.
Водометы в нашей стране весьма востребованы, но мало кому известно, что китайская промышленность уже неплохо освоила и этот сегмент, поэтому пока водометные моторы от Parsun скорее редкость. Силовая часть – проверенный десятилетиями двухцилиндровый блок объемом 496 см³, привод – водомет под транец L – 20” или 508мм. Мощность обеих моделей 30 л.с. на коленвале. Моторы уже имеют опыт работы в каменистых реках сибирского региона, поломками не отмечены, но справедливости ради стоит сказать, что и количество их в эксплуатации укладывается в несколько десятков.
К сожалению, на текущий момент эти две модели – это единственное предложение от Parsun в линейке водометных моторов, и разработка водометов под более высокие мощности не является приоритетной задачей завода. Но зато моторы TP25/30BM Jet в наличии на складе российского дистрибьютора лодочных моторов Parsun и доступны к заказу через дилерскую сеть.
3. Объединим в группу двухтактные моторы высокой мощности – от 60 до 90 л.с.
Эта группа представлена целым рядом моделей, в том числе и весьма экзотических – моторов на румпельном управлении и даже с ручным запуском.
По порядку:
- T60ABML-D – 60 л.с., румпель, ручной запуск, ручная откидка с пневмоцилиндром
- T60ABWL-D – 60 л.с., румпель, электрозапуск, ручная откидка с пневмоцилиндром
- T60AFWL-T – 60 л.с., дистанционное управление, гидроподъем
T75/90BML-D – 90 л.с. румпель, ручной запуск, ручная откидка с пневмоцилиндром
T75/90BEL-D – 90 л.с., румпель, электрозапуск, ручная откидка с пневмоцилиндром
T75/90FEL-T – 90 л.с., дистанционное управление, гидроподъем
Как видно, в этой мощности у двухтактников от Parsun доступно множество вариантов управления и запуска, самые простые модели с ручным управлением могут удивить ценой – это самая доступная мощность. Если вы ищете простой, утилитарный мотор за очень небольшие деньги, возможно, это именно то, что вам надо.
Четырехтактные моторы:
1. Познакомьтесь с самым маленьким четырехтактным мотором от Parsun – F2,6ABMS.
Несмотря на свои размеры и массу всего в 17 кг, это полноценный четырехтактный мотор с водяным охлаждением, не требующий подготовки топливной смеси с маслом, да что там говорить, не требующий даже и бензина в классическом значении этого понятия. Его расход на средних оборотах находится где-то около нуля, а встроенного топливного бака на 1,2 литра смело может хватить на целый день рыбалки. Поставил, завел и поехал. На нем есть даже нейтраль! Действительно, очень интересная и незаслуженно малопопулярная модель.
2. Карбюраторные двадцатки F9,9BMS PRO/20EBMS и F9,9FWS PRO/F20EFWS.
Инжекторные моторы уже прочно заняли место в этой мощности, широко известны модели F9,9ABMS EFI PRO, F9,9AFWS EFI PRO и аналогичные впрысковые F20ABMS/FWS. Но у Parsun на этом же блоке 362 см³ есть и старые добрые карбюраторные модели. Если качество топлива в вашем регионе грозит вывести из строя форсунки за сезон, а то и быстрее, если вам нужна максимальная простота и ремонтопригодность – это ваш вариант мотора мощностью 20 л.с. Здесь нет сложной электроники, контроллеров, множества датчиков – проверенная десятилетиями конструкция.
Основные характеристики:
- Мощность – 20 л.с.
- Объем блока цилиндров – 362 см³
- Редуктор – 1,85:1
- Максимальный расход топлива – 7,5 л/ч
- Масса – ~50 кг
Карбюраторная модель F9,9PRO не требует раздушки до 20 л.с., и разумеется, этот мотор гораздо доступнее своего инжекторного преемника.
3. Моторы высокой мощности с левым вращением гребного винта F115/130 FEL(X)-T-L.
Эти модели созданы по понятной причине – возможность установки двух моторов на катер. Двухмоторные установки в такой мощности, конечно, экзотика, но имеют право на существование, такие катера штучные, но они есть, и успешно эксплуатируются уже не один сезон.
В целом к надежности линейки моторов F115/130 нет серьезных претензий, в одномоторном исполнении количество катеров с ними в стране уже насчитывает несколько сотен. Если ваш катер предполагает установку двух моторов, и допустимая производителем мощность укладывается в 250-260 л.с. – такой вариант вполне можно рассмотреть. В комплекте с моторами левого вращения идет двухрычажный пульт управления, помимо полного установочного комплекта, стандартного для мотора F115/130 – все, что требуется для установки, поставляется с завода. Чем такая установка может быть интересна. Во-первых, два мотора всегда дают нам запас надежности, если один выходит из строя, на втором можно полноценно дойти до места ремонта или стоянки, вы не потеряете ход вдали от берега. Во-вторых, даже два мотора от Parsun будут заметно дешевле одного брендового мощностью 200-250 л.с., а китайцы такие моторы только-только начинают осваивать, и реально живых образцов китайских моторов в мощности 200+ л.с. в России пока нет. И третье, с такой установкой вы всегда будете объектом внимания на воде, это действительно, очень интересная экзотика.
Электромоторы:
1. Моторы серии Joy - Joy 1.2 S/L.
Невозможно представить себе современного производителя лодочных моторов, не уделяющего внимания развитию направления электрических подвесных моторов. Следуя мировым трендам, компания Parsun представила первый мотор серии Joy еще в 2021 году. Это компактный мотор мощностью 1.2 кВт со встроенным аккумулятором. Его хорошо встретили на европейском и американском рынках, и там он имеет устойчивый спрос, однако, на российском рынке, конечно, до сих пор является редким гостем.
Тенденции к увеличению мощности в сегменте электромоторов подталкивают всех производителей к разработке новых моделей. В 2024 году Parsun представил модель Joy 6.0, мощностью уже 6 кВт – больше 8 л.с. Это новый шаг для компании, качественно новый уровень электрических силовых установок. К сожалению, поставки новой модели Joy 6.0 пока осложнены административными трудностями, а вот моторы Joy 1.2 S/L будут доступны в сезоне 2025 года, причем как под транец S (381мм), так и L (508 мм).
Мотор не требует обслуживания, он практически бесшумный и, главное, – его можно свободно использовать на водоёмах, где запрещена эксплуатация бензиновых двигателей.
Модельный ряд Parsun насчитывает более 70 различных моделей, а в разных их исполнениях общее количество уверенно превышает 300 единиц. И в этой связи радует и то, что российский представитель бренда Parsun поставляет не только массовые моторы, но и закрывает маленькие нишевые сегменты, охватывая практически все возможные сферы эксплуатации и давая возможность найти нужный мотор практически каждому, даже самому взыскательному водномоторнику