Найти в Дзене

Не вышедший из сумрака

Микеланджело Меризи да Караваджо остался в истории под именем места, откуда был родом, а именно из города Караваджо. Оно и понятно: один великий Микеланджело (Буанаротти) в искусстве уже был. В жизни Караваджо, как и на его картинах, много «темных пятен». Новаторство его живописи и заключается в том, как умело он начал использовать свет - не только в качестве источника освещения, но и как часть сюжета: именно световой луч, пробивающийся сквозь тьму, порой, является главным, что происходит на полотне. Вспомним, например, «Призвание апостола Матфея», сосчитайте: сколько перстов указывают на Матфея на этой картине? Правильно: три, но ещё и четвёртый перст самого Господа, который художник метафорически изобразил в виде яркого луча света. Свет, свет и ещё раз свет показывает все, что происходит на композиции «Обращение Савла». Причём (вот он бунтарский дух Караваджо, не признававший никаких канонов, кроме натуры), первое, что бросается в глаза - это… круп лошади. То есть ещё раз: на картине

Микеланджело Меризи да Караваджо остался в истории под именем места, откуда был родом, а именно из города Караваджо. Оно и понятно: один великий Микеланджело (Буанаротти) в искусстве уже был.

В жизни Караваджо, как и на его картинах, много «темных пятен». Новаторство его живописи и заключается в том, как умело он начал использовать свет - не только в качестве источника освещения, но и как часть сюжета: именно световой луч, пробивающийся сквозь тьму, порой, является главным, что происходит на полотне.

Вспомним, например, «Призвание апостола Матфея», сосчитайте: сколько перстов указывают на Матфея на этой картине? Правильно: три, но ещё и четвёртый перст самого Господа, который художник метафорически изобразил в виде яркого луча света.

Караваджо, "Призвание апостола Матфея"
Караваджо, "Призвание апостола Матфея"

Свет, свет и ещё раз свет показывает все, что происходит на композиции «Обращение Савла». Причём (вот он бунтарский дух Караваджо, не признававший никаких канонов, кроме натуры), первое, что бросается в глаза - это… круп лошади.

Караваджо, "Обращение Савла"
Караваджо, "Обращение Савла"

То есть ещё раз: на картине о призвании Иисусом одного из апостолов на первом плане огромная лошадиная… э… задняя часть. Но! Никакого неуважения к церкви и сюжету. Такой ракурс нужен для того, чтобы максимально приблизить изображение к зрителю, вовлечь его в сцену и сделать одним из участников происходящего. Поэтому и лошадь стоит так, как бы она стояла, будь мы рядом с нею. Кстати, находится эта картина не где-нибудь в музее, а в капелле римской церкви Санта-Мария дель Пополо.

Манера письма Караваджо породила множество последователей, и не только в Италии. Караваджисты были в Нидерландах, Фландрии, Франции и Испании. Многие из них стали довольно известными самостоятельными авторами (Хусепе Рибера, Геррит ван Хонтхорст, Симон Вуэ, Орацио Джентилески).

Но был среди них один, имя которого так и осталось неизвестным. Искусствоведы дали ему романтическое прозвище Мастер света свечи. Сюжет большинства его работ строится именно вокруг этого источника света.

Мастер света свечи, "Девушка, заправляющая маслом лампу"
Мастер света свечи, "Девушка, заправляющая маслом лампу"
Мастер света свечи, "Мальчик слетучей мышью"
Мастер света свечи, "Мальчик слетучей мышью"
Мастер света свечи, "Святой Франциск в молитсве"
Мастер света свечи, "Святой Франциск в молитсве"