Можно говорить об этой лодке, как о первой любви завода, как о первом пороге и испытании, как о первом значимом и откликнувшемся успехе завода… И все будет правильно.
В марте 1974 года «Нерпа» приняла в средний ремонт и на модернизацию первую атомную подводную лодку проекта 671 - второй заказ из серии АПЛ, спроектированных СПМБМ «Малахит». Торпедный атомоход сошел со стапелей Адмиралтейских верфей под тактическим номером К-69 вслед за своей предшественницей - головной подлодкой К-38. Советские лодки редко имели имена. Их заменяли двухзначные и трехзначные числа после литер, обозначавших класс той или иной субмарины. Если имена присваивались - это были, как правило, сухие официальные словосочетания - «Ленинский комсомол», «50 лет СССР», «Имени 60-летия ВЛКСМ».
Шифр и наименования советских атомных подлодок были окутаны мраком государственной тайны. Многие специалисты, и советские, и западные, путались в бесконечных рядах трехзначных чисел, а когда дело доходило до литер, путаницы становилось еще больше. На Западе была принята собственная классификация подводных кораблей. Проекты подлодок получали обозначение по одной из литер фонетического алфавита. Для удобства понимания каждая латинская буква обозначалась словом. Одной из таких коммунальных литер стала V. После информации о строительстве в СССР новой атомной подводной лодки, ее назвали Victor. Редкая советская подводная лодка кроме официальной литеры получила еще собственное прозвище. За элегантную внешность и отличные тактико-технические характеристики «Викторы» удостоились уважительного имени «Черный принц».
Много проектов лодок было в Советском Союзе, много лодок разного назначения под разными флагами есть в мире сегодня. Но, загляните в справочники и каталоги! Общепризнано, что по конструктивной красоте и гидродинамической эффективности ее форм, не было прекраснее лодок, чем у СПМБМ «Малахит». В формах и красоте этих лодок, как во французских платьях, ничего лишнего, все просто и изящно.
К-69 была помладше своей предшественницы, но эксплуатировалась более напряженно, как серийная лодка этого проекта. Из-за необходимости ремонта в марте 1974 года она прибыла в акваторию судоремонтного завода «Нерпа». Эта лодка стала первой во многих отношениях. С полным объемом работ по ремонту и модернизации ее систем, оборудования и вооружения, со своими сложностью и новизной. До этого в короткой жизни завода был ремонт дизельных подводных лодок в Полярном.
Основной производственной базой строящейся «Нерпы» тогда были площади сегодняшнего трубомедницкого цеха. Здесь зарождались участки самых разных направлений работ, которые позже перемещались в новые здания появляющихся цехов. Первые станки в помещения цеха закатывали на веревках и по канатам. Эллинг еще строился, поэтому лодку начали ремонтировать на плаву и в доке. После «дизелюх» на заказе № 601 все было гораздо сложнее. Для молодых специалистов того времени лодка стала возможностью применения свежих вузовских знаний на реальном значимом государственном объекте. Костяк бывалых специалистов был создан за счет приезда работников, получивших опыт судоремонта на верфях Северодвинска, Зеленодольска, Севастополя и Ленинграда, на заводах Горького и Николаева. В ту пору на завод пришли многие молодые и опытные работники, ставшие основой и основателями будущих служб завода.
Материальная часть изучалась исключительно досконально. Чертежи разрабатывались и разбирались до последнего шплинта и шайбы в части наличия документации и обновления нормативов. Полной разборке на составляющие детали подвергалось все основное и второстепенное оборудование. Заводчане, занятые в ремонте, с гордостью брались за порученное дело. Принимались сложные и нестандартные решения. Лучшие инженеры, как вдохновители, авторы и организаторы, стояли за спинами лучших рабочих, создавая новую оснастку, стенды и оборудование. В цехах шел агрегатный ремонт механизмов, арматуры, трубопроводов, которые были демонтированы с заказа. Возникало много неувязок с чертежами. Техдокументация не соответствовала тому, что было установлено на лодке. Вопросы по заказу возникали ежедневно. Нет чертежа, узла, детали, значит надо срочно рисовать эскиз и параллельно запрашивать чертеж у проектанта. Нет необходимого материала, значит надо срочно рассмотреть и согласовать замену. Если эксплуатационные документы не подходят к ремонтируемой матчасти, надо срочно запросить у проектанта комплект документов и внести нужные изменения.
Когда обнаруживались недочеты в ремонтных ведомостях, что могло повлечь за собой лишние затраты и изменение сроков, в процессы включалась комиссия Технического управления флота во главе с заместителем начальника Николаем Мормулем, который лично прибывал на завод, чтобы провести ревизию. Он сам ходил по отсекам подводной лодки с приборами, проверяя состояние систем, заявленных в ремонтных ведомостях. Главным итогом проверки, получившей название «мормулизация», были, прежде всего, грозные телеграммы ТУ СФ, призывающие к осмотрительности и объективности при оформлении ремонтных документов.
К-69 сдавали весной 1978 года. АПЛ зав. № 601 стала первой подводной лодкой, для которой потребовалась разработка собственных программ испытаний, адаптированных к условиям завода и техническим средствам Северного флота. Ремонтным и монтажным работам завод обучался сам, и обучался успешно. Но придя к швартовным и ходовым испытаниям, столкнулся с отсутствием сдачи АПЛ и опытной сдаточной команды. Для этой цели генеральный директор ПО «Север» Александр Зрячев командировал на «Нерпу» небольшую группу сдатчиков. Им были даны чрезвычайные полномочия, под пресс которых не раз попадал директор «Нерпы» Валентин Мурко. Учеба была жесткой, скорой и без оглядки на жалобы. Комплексные испытания прошли успешно. 7 июня в кабинете директора завода в присутствии членов приемной комиссии был подписан приемо-сдаточный акт.
Можно находить много выразительных сравнений со словом «первая» для первой атомной подводной лодки, прошедшей весь комплекс среднего ремонта и модернизации на «Нерпе», и все они будут верными. Для молодых специалистов завода - это первое приложение ума, творчества, способностей и рук в самом начале трудовой карьеры. Для бывалых специалистов, которые набирались опыта в ремонте надводных кораблей и дизельных подводных лодок, К-69 тоже была первая. Первый успех достойной и качественной сдачи атомного подводного корабля стал зычным известием и привлек новых специалистов. Ремонт такого корабля для многих явился хорошим уроком: для молодых руководителей строящегося завода, которые доказали свои управленческие компетенции, для Технического управления, которое, может быть, не на том сэкономило, для дивизиона ремонтируемых подлодок, чтобы держали ухо востро. Сдача первой АПЛ показала много недостатков в подготовке завода к работам на таких серьезных заказах. Надо было правильно оценить эти недостатки и принимать меры. Ведь в эллинге стояли уже две АПЛ проекта 671.
Так случилось, что первая лодка, сделавшая лицо заводу, после долгих морских дорог вернулась на «Нерпу» на распил. У заводских ветеранов, принимавших в ремонт первые атомоходы, замирало сердце, когда субмарины выходили из воды на свой утилизационный эшафот. Участников тех работ объединяла немногословная солидарность, негромкое внутреннее достоинство и память тех событий. Проходя мимо утилизационной плиты, благодарно и памятливо глядели они на исчезающий корабль, первый «шестьсот первый», и мысленно благодарили тело стального дельфина, корабелов, проектантов, моряков флота, что у этой АПЛ была большая и долгая судьба. В 2007 году, дождавшись своего международного контракта, благотворного для экономической жизни завода, К-69 была утилизирована.