Найти в Дзене

«Живописец по эмали» Федор Рюкерт. Шедевры немецкого мастера в коллекции Музея Фаберже

В период расцвета отечественной ювелирной промышленности, во второй половине XIX в. самобытные произведения в «оригинальном русском стиле», украшенные эмалью разных видов (витражной, перегородчатой, выемчатой и живописной), вызывали всеобщий восторг как в России, так и далеко за ее пределами. Сегодня мы расскажем о жизни и творчестве выдающегося представителя этого движения Федора Рюкерта, делового партнера Карла Фаберже. Немец по происхождению, прусский подданный Фридрих Мориц Рюкерт, которого на русский манер называли Федором Ивановичем, родился в 1851 году. Началом работы московской мастерской Федора Ивановича считается 1886 год. Располагалась мастерская Рюкерта по адресу: Воронцовская улица, д. 29 (ныне д. 23/3), на углу с Безымянным переулком (ныне улица Гвоздева). Участком владел А.М. Соколов, имевший в собственном доме серебряное заведение с 30 работниками и годовым оборотом в 25 тысяч рублей. Федор Иванович обосновался в самой консервативной части города, в районе Таганки, где
Оглавление
Письменный прибор (поднос, чернильница, пресс- папье, марочница, коробочка для перьев, нож, ручка, держатель для карандаша). Москва, 1899−1908. Мастер Ф. Рюкерт. Собрание Музея Фаберже
Письменный прибор (поднос, чернильница, пресс- папье, марочница, коробочка для перьев, нож, ручка, держатель для карандаша). Москва, 1899−1908. Мастер Ф. Рюкерт. Собрание Музея Фаберже

В период расцвета отечественной ювелирной промышленности, во второй половине XIX в. самобытные произведения в «оригинальном русском стиле», украшенные эмалью разных видов (витражной, перегородчатой, выемчатой и живописной), вызывали всеобщий восторг как в России, так и далеко за ее пределами. Сегодня мы расскажем о жизни и творчестве выдающегося представителя этого движения Федора Рюкерта, делового партнера Карла Фаберже.

Прусский подданный в купеческой Москве

Немец по происхождению, прусский подданный Фридрих Мориц Рюкерт, которого на русский манер называли Федором Ивановичем, родился в 1851 году. Началом работы московской мастерской Федора Ивановича считается 1886 год.

Федор Иванович Рюкерт со второй женой Евгенией Калистратовной. 1899. Архив семьи Рюкерт
Федор Иванович Рюкерт со второй женой Евгенией Калистратовной. 1899. Архив семьи Рюкерт

Располагалась мастерская Рюкерта по адресу: Воронцовская улица, д. 29 (ныне д. 23/3), на углу с Безымянным переулком (ныне улица Гвоздева). Участком владел А.М. Соколов, имевший в собственном доме серебряное заведение с 30 работниками и годовым оборотом в 25 тысяч рублей. Федор Иванович обосновался в самой консервативной части города, в районе Таганки, где еще встречались «типы Островского», где было старинное гнездо богатого купечества, игравшего немалую роль в торговых оборотах Москвы.

В Рогожской части работало немало ювелирных и серебряных заведений, например фабрика Александра Павловича Овчинникова, а среди арендаторов Соколова помимо Ф. Рюкерта были такие известные московские мастера, как Михаил Яковлевич Тарасов и Дмитрий Лукич Смирнов, впоследствии поставлявший свои изделия к Высочайшему Двору.

Ранние произведения Рюкерта

В конце ХIХ века в «живописном по эмали заведении» Федора Рюкерта работали четыре человека: как видно, дело тогда было небольшое, что и является причиной крайне скудного наследия мастерской периода 1880–1890-х годов. В государственных коллекциях России нет изделий мастерской с клеймом московской городской пробирной части до 1899 года, в то время как Музей Фаберже располагает несколькими произведениями: это чайный сет, кубок, ковш, а также пара бокалов на подносе, выполненные Ф. Рюкертом для известной московской фирмы Ореста Курлюкова.

Неординарный по своим размерам ранний ковш покрыт типичной для мастера болотной матовой эмалью, которую он будет использовать и впоследствии, а также украшен живописным изображением петуха с пестрым радужным переливчатым оперением.

Вполне логично, что, обосновавшись в Рогожской части, Федор Иванович начал сотрудничать с фирмами, находившимися неподалеку. Предприятие Курлюкова размещалось на той же Воронцовской улице. Их сотрудничество, оказавшееся долгим и плодотворным, длилось почти 20 лет. Бокалы на подносе, выполненные для Курлюкова в период с 1888 по 1899 год, достаточно традиционны для московской ювелирной школы конца ХIХ столетия: они декорированы ординарным бирюзовым жемчужником и пышным стилизованным растительным сканым узором.

Прибор для шампанского. Москва, 1888–1889. Фирма О. Курлюкова. Мастер Ф. Рюкерт. Собрание Музея Фаберже
Прибор для шампанского. Москва, 1888–1889. Фирма О. Курлюкова. Мастер Ф. Рюкерт. Собрание Музея Фаберже

В эмалевую гамму включена распространенная в работах московских мастеров прозрачная красная эмаль с искрами золотой фольги, которую Ф. Рюкерт применял крайне редко. В отделке сета также использована и полупрозрачная красная эмаль цвета «бычьей крови», которая украшает немало произведений мастера. Эмали Рюкерта отличаются богатством тонов, полихромных тающих теней и живописных оживок.

Федор Рюкерт & фирма Овчинникова

Предприятие А.П. Овчинникова было одним из главных заказчиков вещей мастерской Ф. Рюкерта в конце XIX – начале XX века. После смерти Павла Акимовича в 1888 году фабрикой в Москве заведовал его сын Александр Овчинников, который, судя по всему, ценил великолепную технику, применяемую Рюкертом, и самобытность стиля, поэтому заказывал ему немало продукции, несмотря на богатые возможности собственной фабрики.

Примером их сотрудничества является чаша с тремя ручками, выполненная в период с 1899 по 1902 год. Ее оригинальная форма, возможно, восходит к древнеславянским трехручным чарам. Ее корпус сплошь затянут эмалью по скани на эмалевых разноцветных фонах. Сказочные птицы привольно расположились среди цветистого фантазийного орнамента. Их контуры наведены сканью, в то время как оперение, черты «личин» исполнены живописью по эмали с использованием оживок и легких теней.

Федор Рюкерт & фирма Фаберже

Наиболее успешным было сотрудничество Федора Ивановича со знаменитой фирмой Карла Фаберже, филиал которой в Москве начал свою деятельность в 1887 году. С сентября 1890 года при магазине фирмы на Кузнецком Мосту, в пассаже Сан-Галли, было открыто отделение серебряных вещей; в это же время в древней столице заработала и фабрика с серебряным цехом в составе. Поначалу цех не выпускал сколько-нибудь значительного количества изделий с эмалью по скани. Неудивительно, что руководство отделения фирмы в древней столице привлекло Федора Ивановича к сотрудничеству.

Федор Иванович обрел известность не только среди российских, но и зарубежных клиентов Фаберже, включая августейших особ. Примером тому служит великолепная коробка с живописной панорамой Московского Кремля, которую приобрела Мария Александровна, герцогиня Саксен-Кобург-Готская.

Другим престижным заказом стал ковш, подаренный в 1909 году американскому промышленнику Корнелиусу К. Г. Биллингсу (1861–1937) от Императорского Московского общества поощрения рысистого коннозаводства. Об этом свидетельствует плакетка с гравированной надписью под гербом империи, прикреплённая на футляре этого ценного приза, который американец получил за триумфальное выступление на московских бегах его лошади Лу Диллон.

Презентационный ковш Дар Императорского Московского общества поощрения рысистого коннозаводства американскому магнату Корнелиусу К.Г. Биллингсу. Москва, 1909. Фирма К. Фаберже, мастер Ф. Рюкерт. Собрание Музея Фаберже
Презентационный ковш Дар Императорского Московского общества поощрения рысистого коннозаводства американскому магнату Корнелиусу К.Г. Биллингсу. Москва, 1909. Фирма К. Фаберже, мастер Ф. Рюкерт. Собрание Музея Фаберже

Крупный и подчеркнуто декоративный, этот ковш приподнят на достаточно высокое основание, имеет чеканный корпус в виде стилизованной утицы, выполненный в соответствии с принципами неорусского стиля. Его полихромный орнамент, в котором преобладают приглушенные, крапчатые эмали, демонстрирует влияние художников абрамцевского кружка и талашкинских мастерских.

Живопись по эмали

Самыми ценными произведениями Федора Рюкерта являются работы, украшенные миниатюрными панно, выполненными в технике живописи по эмали. В уникальном собрании Музея Фаберже хранится значительное количество подобных предметов, разнообразных по своим формам и назначению. Это, например, портсигары и коробки, украшенные воспроизведениями полотен Виктора Васнецова, который, как и Федор Иванович, наслаждался «стариною, национальностью, русской жизнью», интерпретируя ее в своих фантазийных работах.

Удивительное совпадение: на участке А. Соколова в Рогожской части Москвы, где обосновался Рюкерт со своим производством, ранее было множество разнообразных строений. В одном из них в начале 1880-х годов некоторое время жил и работал Виктор Васнецов. Здесь он закончил картины «Аленушка», «Битва скифов со славянами» (ее копия в эмали украшает шкатулку Рюкерта, сделанную, видимо, по заказу заведения С. Моносзона), переписал «Витязя на распутье». Миниатюрное воспроизведение этой знаменитой картины украшает несколько портсигаров Музея Фаберже, а живописная композиция «Иван-царевич на сером волке» — крышку изысканной круглой коробочки.

Если повторения картин Васнецова часто встречаются на предметах «живописного по эмали заведения», то выбор работы Василия Поленова «Право господина» — скорее исключение. Шкатулка, украшенная миниатюрой на тему европейского Средневековья, декорирована на стенках пышными розанами.

Поверхность этой финифтяной миниатюры — блестящая, стекловидная, в то время как большинство других живописных эмалевых вставок — матовые, мягко мерцающие (так называемая эмаль en plein, покрывающая плакетку от края до края). Подобного эффекта достигали, опуская миниатюру, покрытую фондоном, в плавиковую кислоту; ее пары и создавали матировку. Так, миниатюры, созданные по мотивам пленительных, романтических фантазий Сергея Соломко, имеют шершавую, как бумага, поверхность с «акварельной» живописью. Сценка «Вечерняя прогулка» умело размещена среди полихромной эмалевой материи, затягивающей корпус небольшой квадратной коробочки, выполненной мастерской Ф. Рюкерта для фирмы К. Фаберже.

Столь же часто, как Васнецова и Соломко, художники-эмальеры мастерской Рюкерта цитировали Константина Маковского, реконструировавшего «пеструю пышность боярских веков» и достоверно изображавшего исторические аксессуары. Фрагмент его знаменитой «Боярской свадьбы» украшает нарядный ларец, а картина «Слушают бандуриста» — крышку шкатулки, края которой, создающие богатую раму для живописи, обильно украшены золоченой амальгамой, вплавленной в верхний слой эмали.

Редкостью своего рода является серебряная шкатулка с эмалевым изображением крупнейшего в Российской империи памятника императору Александру II в Киеве — драгоценное свидетельство ушедшей эпохи. Предмет выполнен мастерской Ф. Рюкерта по заказу киевской фирмы Иосифа Маршака — крупнейшей на юге России.

Миниатюрная живопись по эмали достоверно передает все детали грандиозного монумента: фигуру императора, опирающегося на трон, наброшенную на его плечи мантию, двуглавого орла и надпись на постаменте «Царю-освободителю», барельеф на нижнем пьедестале с изображением крестьян — представителей народов империи в национальных костюмах. Хорошо различимы скульптурные композиции Милосердия и Правосудия, установленные на боковых пьедесталах. Чрезвычайно живописно изображен пейзаж — деревья Купеческого сада с зеленой, серебристой и желтоватой листвой, а также стоящие около памятника группы людей с тонко выписанными деталями костюмов.

Коллекция произведений Ф. Рюкерта в Голубой гостиной Шуваловского дворца. Музей Фаберже в Санкт-Петербурге
Коллекция произведений Ф. Рюкерта в Голубой гостиной Шуваловского дворца. Музей Фаберже в Санкт-Петербурге

Коллекция произведений знаменитого московского «живописца по эмали» является, как и драгоценная череда императорских пасхальных яиц, ядром Музея Фаберже, ее подлинным украшением. Собрание насчитывает 140 изделий, являясь одним из крупнейших в мире.