В ночь на 5 сентября 1944 г. под Гжатском сотрудники НКВД остановили мотоцикл М-72, которым управлял старший лейтенант. И как офицер не убеждал патруль, что выполняет срочное и важное задание, его доставили в комендатуру. Вскоре задержали и немецких летчиков со сбитого в том же районе транспортника люфтваффе Арадо 232. На допросе те показали, что старший лейтенант – особо важный агент абвера, которого они доставили за линию фронта.
Лишь после этого офицер, он же немецкий агент Таврин стал сотрудничать с НКВД, чтобы спасти свою жизнь. Оказалось, он заброшен в советский тыл с целью совершить покушение на товарища Сталина во время приема в Кремле. Таврин прошел подготовку под руководством штурмбаннфюрера Отто Крауса. Он курировал операцию Кальтенбруннер, все было очень серьезно. Ну а чтобы ему больше верили, Таврин использовал звезду Героя СССР и орден Ленина. Выяснилось, что данные награды прежде принадлежали комдиву Ивану Шепетову – герою из героев.
С 15 лет в РККА
Ваня вырос в поселке Каменское (с 1936 г. Днепродзержинск) и весной 1918 г. в 15-летнем возрасте вступил в рабочий отряд РККА. Воевал он против войск генерала Краснова, а затем Деникина, подавлял восстание атамана Григорьева. В 1920 г. юношу зачислили в пехотную школу в Полтаве, где курсанты не столько учились, сколько боролись с бандитизмом. С 1924 г. по 1926 г. командир эскадрона Шепетов бил басмачей в Туркистане, был ранен. В дальнейшем Иван много учился, в 1934 г. окончил Академию им. Фрунзе. Перед ВОВ в звании полковника он командовал 96-й горнострелковой дивизией, базировавшейся в районе города Черновцы.
Спаситель 18-й армии
Дивизия Шепетова приняла боевое крещение днем 22 июня в районе города Герцы. В ночь на 24 июня она вместе с 60-й СД выбила румын и немцев за госграницу. Разведчики 96-й ГСД совершили рейд по территории Румынии и взяли трех "языков". Правда их соседи оказались еще более дерзкими. Чуть южнее 51-я СД и Дунайская флотилия захватили в Румынии плацдарм 280 кв. км и удерживали его несколько недель. 25 июня был образован Южный фронт и 96-ю ГСД передали 18-й армии, которую в 1941 г. она спасала несколько раз.
В середине августа по приказу Ставки 9-я и 18-я армии до последнего пытались удержать Николаев. Немцы не стали атаковать город в лоб, 1-я танковая группа Клейста ударила с юга по обескровленной 223-й СД. В результате обе армии попали в окружение. Ситуация была безвыходной. И тут 96-я ГСД совершила неожиданной манёвр. Она обошла станцию Грейгово, ударила немцам в тыл и её захватила.
"За время боев за станцию Грейгово части дивизии Шепетова уничтожили 475 солдат и офицеров противника, захватили 120 пленных, 35 автомашин, 6 противотанковых орудий, подбили 4 танка".
Руслан Иринархов, "Непростительный 1941".
В образовавшееся окно вышла вся 18-я армия. 96-я ГСД обеспечила переправу войск через Днепр и прикрывала отход. Полковнику Шепетову присвоили звание Героя Советского Союза – подвиг, действительно, уникальный! Вскоре Иван его повторил. В конце сентября по приказу Ставки 9-я и 18-я армии начали авантюрное наступление на Мелитополь, а 7 октября они оказались в полном окружении. И вновь 96-я дивизия прорвала оборону немцев.
В результате штаб 18-й армии во главе с генералом Колпакчи и остатки двух дивизий вырвались из кольца. За этот подвиг Иван Михайлович получил орден Красного Знамени и ему присвоили звание генерал-майора. Вскоре он снова отличился, на этот раз в ходе наступления под Ростовом. Там 96-я ГСД разгромила два полка элитной дивизии "Викинг", прорвала оборону врага и вышла к реке Тузлов.
Во вражеском плену
1942 год начался для генерала удачно. Его дивизии присвоили звание Гвардейская и она стала называться – 14-я Гв. СД. 15 апреля комфронта Малиновский выдвинул комдива на должность комкора, только "Аннушка уже разлила масло". В конце мая под Харьковом в окружение попали три наших армии, в том числе 57-я, в состав которой и входила 14-я Гв. СД. Как итог, 240 тыс. солдат и офицеров РККА угодили в плен, в том числе Шепетов. Сам комдив был тяжело ранен при попытке вырваться из кольца.
Немцы вылечили генерала, надеясь, что он станет работать на них. После госпиталя Ивана перевели в офицерский лагерь Хаммельбург, где создали хорошие условия содержания. Вот только Шепетов категорически отказался сотрудничать с фашистами. Более того, он вступил в подпольную организацию, которую возглавлял генерал Тхор. Иван стал его помощником. Под их руководством началась подготовка к массовому побегу, были назначены старшие групп и удалось раздобыть топографическую карту местности.
К сожалению, заговорщиков выдал фашистам генерал Андрей Наумов, который до плена командовал 13-й СД (в 1950 г. его расстреляли по статье 58-1 п. "б"). Ну а Шепетова этапировали в тюрьму, затем в лагерь Флоссенбюрг, где условия содержания были крайне суровые. Иван Михайлович попытался из него бежать, но его поймали и расстреляли в мае 1943 г. Далее высокие награды комдива передали абверу – так они, собственно, и оказались у Таврина. Именем генерала-героя названы улицы в Николаеве, Днепродзержинске и в поселке Грейгово. Настоящая легенда!
Не стесняйтесь ставить лайк, если согласны с автором канала. Ну а если нет – напишите своё мнение в комментариях.