Как выглядел мир былин и сказаний глазами Ивана Билибина? Если вы хоть раз держали в руках книгу с его иллюстрациями, вы вряд ли их забудете. В чём же секрет их волшебства?
Детство и становление мастера
Иван Билибин родился 4 августа 1876 года в посёлке Тарховка, что находится неподалёку от Санкт-Петербурга. Искусство стало привлекать его сызмальства. Именно поэтому помимо Первой Санкт-Петербургской классической гимназии он также посещал рисовальную школу Общества поощрения художеств.
Жажда творчества привела его за границу. Билибин отправился в Мюнхен, где два месяца обучался в художественной школе Антона Ашбе.
Затем он начал обучение в мастерской княгини Марии Тенишевой под руководством Ильи Репина. Среди учеников Билибин выделялся особым подходом: не широкими мазками, а кропотливой проработкой каждой детали.
К 25 годам художник выработал свой стиль. Сперва шёл строгий карандашный набросок, а затем — проработка линий. И только после этого он наносил краску на бумагу. За это его и прозвали «Железной рукой».
Как появился стиль Ивана Билибина?
В 1898 году художник посетил выставку Виктора Васнецова и остался под большим впечатлением. Его до глубины души поразила картина «Богатыри». И. Билибин даже написал:
«Сам не свой, ошеломлённый ходил я после этой выставки. Я увидел у Васнецова то, к чему смутно рвалась и о чём тосковала моя душа»
Год спустя художник поселился в селе Ёгна Тверской губернии, где перед его взором раскрылась первозданная русская старина. В тиши лесов он создал свои первые иллюстрации к произведениям:
- «Сказка о Иван-царевиче, Жар-птице и о Сером волке»
- «Василиса Прекрасная»
С 1902 по 1904 годы Билибин путешествовал по Северу России. Там он изучал деревянное зодчество, собирал диковинные предметы старины, костюмы, росписи.
Вдохновлённый этими исследованиями, он создал серию открыток в 1911-1912 годах. Там изображены Царь Морской, Славный град Леденец и Змей Горыныч.
Почему иллюстрации Билибина завораживают?
Сейчас мы попробуем разобраться, почему иллюстрации Ивана Билибина так сильно западают в душу:
- Историческая достоверность: Билибин стремился воссоздать эпоху, тщательно прорабатывая детали архитектуры, одежды и узоров, опираясь на этнографические исследования;
- Глубина и детализация: проработанный фон создаёт эффект многослойности, а ритмичное расположение элементов делает композицию живой;
- Фирменные рамки и орнаменты: славянские узоры, геометрические фигуры, древнерусские символы превращают иллюстрации в цельные произведения искусства;
- Гармония цвета и бумаги: Билибин учитывал особенности печати, чтобы краски сохраняли свою насыщенность даже после тиражирования.
Театральные работы Билибина и оформление книг
Но не одни лишь сказочные лубки вышли из-под руки мастера. Билибин Иван Яковлевич был также известным театральным оформителем.
Он создавал эскизы декораций и костюмов для постановок:
- «Золотой петушок»
- «Борис Годунов»
- «Садко»
- «Действо о Теофиле»
Как Иван Билибин продолжал творить, находясь вдали от родины?
Но в 1917 году мир художника разрушился: произошла революция. Билибин, не принявший новую власть, покинул Россию.
Вначале он перебрался в Каир, а затем — в Париж. Даже находясь в эмиграции, он не переставал творить. Иван Билибин оформлял обложки различных изданий и подготавливал афиши для театральных представлений.
Как Иван Билибин вернулся в СССР?
В 1936 году художник вместе со своей семьёй вернулся в СССР, приняв предложение о работе. Он стал преподавать в Институте живописи, скульптуры и архитектуры в Ленинграде. Также начал работу над иллюстрациями к «Петру I» Алексея Толстого и «Песне про купца Калашникова» Лермонтова.
В 1941 году должна была состояться персональная выставка Билибина, но начало Великой Отечественной войны разрушило эти планы. У него была возможность покинуть блокадный Ленинград, но он отказался:
«Из осаждённой крепости не бегут, её защищают»
Ослабленный голодом и ужасными условиями блокады, в январе 1942 года Иван Яковлевич Билибин умер.
Наследие и влияние творчества И. Билибина на современность
Искусство Ивана Билибина оставило неизгладимый след в культуре и народной памяти. Его рука создавала образы, что ныне стали неотъемлемой частью нашего бытия. Так, с 1992 года билибинский двуглавый орёл венчает герб Банка России.
Всяк жаждущий прикоснуться к наследию мастера да узреть его труды воочию, да направится в Музей Ивана Яковлевича Билибина, что во граде Ивангороде стоит. Там оживают былинные узоры, и в тихом мерцании красок зреет дух русской старины.
Какие из иллюстраций Ивана Билибина вам запомнились больше всего? Делитесь в комментариях!
Больше о славянской культуре и локальных брендах в нашем Телеграм-канале.