#valerion #epson #лазерный #4К-проектор
Артем Шамардин
По многочисленным просьбам участников форума AVnirvana в Телеграм мы провели сравнительное тестирование двух проекторов - Valerion VisionMaster Pro 2 и Epson EH-LS12000. Многие сетовали, что проводимые тесты посвящены лишь только премиальной технике, а из поля нашего внимания выпадают модели, которые впору назвать народными. И вот пришло время исправить это упущение.
Итак, приступим. Для начала стоит озвучить основные характеристики проекторов и место каждого из них в модельном ряду производителя. Начнем с проектора Valerion VisionMaster Pro 2 производства нового бренда Valerion - дочернего подразделения американской компании AWOL Vision, основанной в 2020 г.
Это проектор, изготовленный на базе технологии DLP с чипом DMD размером 0.47 дюйма, нативным разрешением FullHD и системой 4К-сдвига XPR.
Он занимает предтоповое место в линейке, которая включает на данный момент пять моделей: флагманскую Max, Pro 2, Pro, Plus 2 и Plus.
Разница между Pro 2 и Max сводится к отсутствию диафрагмы объектива и вертикального его сдвига в Pro 2.
Valerion вызвал волну обсуждений на специализированных форумах, а краудфандинговая кампания на Kickstarter оказалась очень успешной. В чем же дело? Ведь фактически он основан на той же, пусть и несколько усовершенствованной платформе, что и Hisense C1.
Конечно, ажиотаж вокруг этой модели возник ввиду заявленных производителем технических характеристик: тройной (RGB) лазерный источник света и яркость 3000 ANSI люмен; полное покрытие цветового пространства BT.2020; динамический тонмаппинг сигнала HDR; объектив с полностью моторизованным зумом и автофокусировкой; заявленный 4.000:1 нативный и 15.000:1 динамический on/off контраст, а также инновационная система улучшения глубины черного Enhanced Black Level.
Согласитесь – впечатляет, особенно в части контраста, совершенно не типичного для используемого DMD чипа - измерения обычно показывают контрастность в диапазоне от 700 до 1500:1. Насколько это соответствует действительности и в какой степени является лишь маркетинговыми заявлениями мы решили выяснить в ходе тестирования.
Проектор поддерживает форматы HDR10, HLG, HDR10+, Dolby Vision, IMAX Enhanced и 3D - видео с использованием активных очков DLP Link. Процессинг изображения осуществляется силами чипа Mediatek MT9618 с поддержкой алгоритмов искусственного интеллекта, которые используются при обработке изображения (апскейл, усиление четкости и детализации и т.д.).
Дизайн устройства очень стильный – небольшой квадратный металлический корпус с ребрами охлаждения и передней стеклянной панелью выглядит как украшение комнаты, а весит он 7,5 кг.
Размеры аппарата таковы - ширина 260 мм, высота 180 мм и глубина 214 мм. Фактически эту модель можно назвать портативной, особенно с учетом того, что поставляется она в удобном боксе для безопасной транспортировки.
Снизу проектора есть гнездо для штатива, отверстий же под стандартное потолочное крепление не предусмотрено.
Все разъемы скрыты под дверцей сбоку, где можно увидеть два порта HDMI 2.1, порт HDMI 2.0 с eARC, а также два порта USB, оптический и аналоговый аудиовыходы и порт Ethernet.
Беспроводное соединение осуществляется с помощью Bluetooth 5.2 и Wi-Fi 6E. Удобный пульт дистанционного управления имеет столь же элегантный дизайн с металлической поверхностью и подсветку основных кнопок. Соединяться с проектором он может как по инфракрасном каналу, так и по Bluetooth.
Полностью моторизованный объектив проектора имеет коэффициент проекции от 0,9:1 до 1,5:1, однако возможности сдвига линз отсутствуют, что ухудшает гибкость при инсталляции – при таком коэффициенте фокусных расстояний, в зависимости от размера экрана возможно проектор придется устанавливать перед местами для просмотра на уровне верхнего или нижнего края экрана или сразу за головами зрителей. Если проектор будет стоять на столе, это не проблема, но при потолочном креплении он будет висеть практически посреди комнаты.
Проектор оснащен функциями автоматической фокусировки, выравнивания изображения и компенсации геометрических искажений. Для стационарного использования пользоваться цифровым зумом и компенсацией искажений не стоит, дабы избежать потери разрешения и ухудшения равномерности.
Отдельно стоит упомянуть то, что Valerion оснащен встроенной аудиосистемой в виде двух динамиков. Конечно, не стоит ждать от нее хорошего звучания, но для целей использования проектора, скажем, в поездках, она будет очень удобна.
Valerion VisionMaster Pro 2 – это настоящий медиакомбайн, т.к. он выполнен на базе операционной системы Android с GoogleTV, оснащен 4 ГБ оперативной памяти и 128 ГБ постоянной, поддерживает голосовой ввод, Airplay 2 и Chromecast.
Иначе говоря, аппарат вместе со встроенными колонками и гибкой операционной системой, позволяющей установить любые приложения для доступа к стриминговым сервисам, является законченным устройством, которое можно использовать в любом помещении без дискретной акустики, процессора, усилителя и плеера. Его можно взять с собой в путешествие и смотреть видео и играть на большом экране где угодно – главное найти ровную белую поверхность для проекции.
Немаловажно, что проектор обладает всеми необходимыми для калибровки настройками изображения, включая быструю двухточечную и более детальную двадцатиточечную настройку баланса белого и гамма-коррекцию.
Стоит сразу сделать замечание по поводу одного очень важного ограничения, которое ставит под вопрос использование Valerion в качестве основы для домашнего кинозала – используемый в нем DMD чип в режиме 4К «залочен» на частоту 60 Герц, что в теории не должно позволять ему отображать сигналы, отличные от 60 кадров в секунду без преобразования. При тестировании мы, разумеется, проверили, как проектор на практике справляется с этим ограничением при отображении контента, записанного с частой 24 и 25 кадров в секунду. Выводы - чуть ниже.
Что касается контента в 1080р, то здесь проектор может стать очень интересным решением для геймеров, т.к поддерживает игровой режим с частотой 240 Герц и задержкой в 4 миллисекунды, а также автоматический режим с низкой задержкой.
Нельзя не упомянуть и двух других потенциальных проблем, связанных с технологией одночипового DLP проектора с тройным лазерным источником света - это возможная заметность т.н. "эффекта радуги" и лазерного микромерцания (спекла).
Что касается шума при работе, то Valerion работает несколько тише, чем куда более крупный конкурент от Epson и это при более высокой яркости. Но сам звук кулера не очень приятный.
Второй наш участник - проектор, основанный на технологии 3LCD - Epson LS12000.
Сразу замечу, что недавно компания Epson обновила линейку своих проекторов и к лазерным моделям добавились проекторы серий QB и QL с увеличенной яркостью.
Младшая модель, QB1000, внешне отличается от LS12000 лишь золотистым кольцом вокруг оптики и имеет аналогичный объектив, но заявленная яркость составляет уже 3300 ANSI люмен и новая модель оснащена системой динамического тонмаппинг HDR-сигнала и новым процессором обработки изображения - QZX.
Тем не менее, модель LS12000 все еще сохраняет свою актуальность и не снята с производства. В отличие от Valerion, этот проектор по формальным признакам можно отнести к полноценным кинотеатральным моделям. У него крупный черный матовый корпус с текстурой "под кожу" шириной 520 мм, высотой 169 мм, и глубиной 447 мм и весом 13 кг.
Внушительного диаметра объектив японского производства, состоящий из 15 элементов с полной моторизацией и огромным диапазоном сдвига +/-96% по вертикали и +/-47% по горизонтали с функцией "памяти линз", а диапазон проекции от 1,35:1 до 2,84:1 не принесет особых проблем при инсталляции.
Причем объектив закрывается автоматической шторкой при выключении проектора.
Три ЖК - панели, работающие "на просвет" размером 0.74 дюйма для каждого из основных цветов исключают "эффект радуги", а производитель заявляет, что твердотельный фосфорный люминофор избавляет проектор от такого недостатка, как спекл.
Epson LS12000, разумеется, поддерживает весь спектр частот входного сигнала, включая 24, 23.976, 25 и 50 герц, и может работать на частоте 120 герц при входном сигнале 4К и минимальном input lag 20 миллисекунд, однако, в отличие от Valerion не поддерживает на вход сигнал Dolby Vision.
Проектор японского производителя не оснащен системой динамического тонмаппинга HDR-сигнала и для подстройки алгоритма тонального отображения под видеоряд и предпочтения пользователя в меню есть соответствующий ползунок. В дополнение к нему в проекторе имеется функция адаптивной гаммы сцены для акцентирования ярких и темных участков кадра, но это не динамический тонмаппинг, т.к. эта функция работает также и с SDR-контентом.
Цветовой охват LS12000, в отличие от конкурента не только не достигает BT.2020, но и не полностью покрывает цветовое пространство DCI-P3 - при одноканальном лазерном источнике света и в отсутствие специального цветофильтра он способен отобразить порядка 93% пространства DCI, что, впрочем, характерно даже для всех актуальных проекторов от Sony, кроме флагмана - модели GTZ380. Кроме того, Epson не поддерживает 3D-видео, что может разочаровать многих адептов этого формата, имеющих обширную коллекцию таких релизов.
Epson LS12000 имеет два входа HDMI 2.1, однако они не поддерживают полную пропускную способность 48 Гбит/с, на которую способен HDMI 2.1, а только лишь 40 Гбит/с. Тем не менее, этого все равно достаточно для поддержки 12-битного 4К-сигнала с частотой 60 герц и полным цветовым разрешением и 120 герц при неполной цветовой дискретизации 4:2:2. Также на задней панели можно увидеть два USB порта, порт Ethernet, RS-232, триггерный выход и сервисный порт мини-USB.
Крупный пульт дистанционного управления с полной подсветкой и быстрым доступом почти ко всем настройкам очень удобен.
Что касается яркостных характеристик, то производитель заявляет максимальный световой поток в 2700 ANSI люмен, а вместо значения нативной контрастности указывает лишь динамическую с довольно оптимистичным значением в 2.500.000:1.
Проектор работает достаточно тихо, но все же шум заметнее, чем у Valerion, особенно на полной мощности лазера. В чем эти два очень разных проектора похожи, так это в том, что оба они не имеют в основе матриц с нативным UltraHD - разрешением, последнее достигает за счет системы оптоэлектронного сдвига по четырем направлениям с частотой 240 герц. Интересно будет посмотреть, какому проектору лучше удается сохранить исходную четкость и детализацию изображения.
Так же, как и Valerion, Epson LS12000 не оснащен динамической диафрагмой, усиление контрастности в нем достигается с помощью лазерного димминга. Корректность работы этой системы у обоих проекторов также предстоит выяснить при тестировании.
Мы измерили яркостные характеристики обоих проекторов и получили следующие значения.
Яркость проектора Valerion на максимальном лазере и в динамическом режиме, не приспособленном для просмотра кино, составила 2990 люмен. В режиме Filmmaker яркость существенно снизилась и составила уже 2500 люмен.
On/off контраст Valerian при максимальном зуме составил 1720:1. Здесь стоит заметить, что у данной модели проектора на черном поле димминг не отключаемый во всех режимах, кроме режима PC, и цифры нативного контраста в 4000:1, которые заявляет производитель, объективно не соответствуют действительности, поэтому нам пришлось измерять контраст на черном шаблоне с двумя белями пикселями, которые препятствуют отключению лазера. Контрастность на шаблоне с яркостью 1% составила 1600:1. Измеренная ANSI-контрастность составила очень внушительные 530:1. Впрочем, для технологии DLP этот контраст вполне типичный.
Яркость проектора Epson LS12000 в динамическом режиме, на максимальном зуме и полной мощности лазера составила 2675 люмен. В режиме Natural яркость уже не так впечатляет и составляет 1900 люмен. Нативный on/off контраст в режиме Natural и на максимальном зуме - 5550:1. На шаблоне 1%ADL измеренная контрастность составила 4300:1. И, наконец, на шаблоне ANSI мы измерили контраст 440:1.
Перед началом сравнительного тестирования мы выровняли проекторы по целевой яркости. Изображение выводилось одновременно на оба проектора через сплиттер. При сравнении световой поток попеременно перекрывался на одном из проекторов, но для наглядности и удобства просмотра мы сведем изображение с обоих проекторов на одном экране.
Традиционно начали тестирование мы с четкости и равномерности фокусировки. Шаблон Quick Brown Fox на обоих проекторах демонстрирует то, что оба аппарата не достигают полного UltraHD - разрешения.
На проекторе Epson квадратики с узорами толщиной в пиксель содержат явные артефакты, между тонкими полосками под черно-белым шрифтом появляются промежуточные линии, а на видео с камеры заметна работа 4К-сдвига в виде характерного мерцания. Равномерность фокусировки удовлетворительная, а четкость шрифта трудно назвать выдающейся. Хроматических аберраций нет, как и заметных проблем с несведением панелей.
На Valerion также присутствуют артефакты, зато общая воспринимаемая чёткость лучше, а равномерность фокусировки практически безупречная, но вот цветной шрифт в режимах, предназначенных для просмотра кино, выглядит значительно хуже, чем на Epson что свидетельствует о потере цветового разрешения.
Однако в режиме PC/Game цветовая субдискретизация уже полная - 4:4:4 и цветной шрифт выглядит значительно лучше.
Далее мы включили на обоих проекторах фотографию в разрешении 4K и сравнили, как работают алгоритмы усиления четкости. Четкость проектора Valerion практически безупречная, но в сравнении с оригиналом видно, что проектору удается сохранить не все детали. На проекторе Epson изображение выглядит мягче, но тонкие линии более гладкие.
За счет системы усиления четкости Super Resolution ее удается довольно существенно поднять. Причем алгоритм можно тонко и эффективно настраивать с помощью двух ползунков - Fine Line Ajust и Soft Focus Detail.
На проекторе Valerion есть только один ползунок - Sharpness, но изображение настолько резкое, что хочется оставить его на нуле. Тем не менее усиление четкости работает корректно и не порождает ложных контуров. Уже на этом этапе обратило на себя внимание явная нехватка насыщенности цвета у Valerion, что особенно удивляет с учетом его цветового охвата.
Далее мы проверили равномерность проекторов.
Шаблоны с белой и серой заливкой демонстрируют, что проектор Valerion имеет практически идеальную равномерность. Epson же не так хорош в этой дисциплине - заметны цветные пятна на изображении, что, по-видимому, связано с работой люминофорного элемента, однако в этой модели есть возможность цифровой коррекции неравномерности.
На черной заливке у проектора Valerion все также практически идеально, а глубина черного довольно хороша благодаря неотключаемому диммингу.
А вот у Epson можно увидеть традиционную проблему с загрязнением оптического блока. На черном фоне заметны несколько круглых светлых пятен. В реальном контенте их также можно увидеть в самых темных сценах, особенно при панорамировании. Да и сам черный фон имеет синеватый оттенок.
Правда, при просмотре в браузере на не самом высококонтрастном дисплее трудно будет все это увидеть, поэтому я рекомендую установить расширение типа Dark Reader, или аналогичное, которое позволяет сделать фон Дзен черным (при чтении на смартфоне нужно, соответственно, выбрать темную тему приложения Дзен - "Настройки", "Тема оформления" - "Темная" и установить максимальную яркость экрана).
Заливка с белым квадратом на черном фоне лучше выглядит на проекторе Valerion - никаких проблем, связанных с переотражением внутри оптического блока нет совершенно. У Epson же можно увидеть слабо выраженный стрикинг слева.
На цветных заливках лазерных спеклов на экране Stewart Cima с полотном Neve и усилением 1.1 мы не увидели ни на одном из двух проекторов.
Следующий этап - сравнение тонмаппинга HDR.
На самом сложном тесте с огромным диапазоном яркостей в одном кадре проектор Valerion одержал сокрушительную победу над соперником, что, впрочем, неудивительно, так он оснащен, в отличие от Epson, системой динамического покадрового тонмаппинга HDR сигнала.
На проекторе Epson при желании можно увидеть все плашки, для чего придется вручную переместить ползунок параметра HDR Setting. В реальном материале это неизбежно повлечет за собой снижение общей яркости кадра.
Посмотрим, как оба проектора поведут себя не на синтетическом тесте, а на реальном материале. Фрагмент из фильма "Мег", записанный с пиковой яркостью 4000 нит, показал, что оба проектора справляются с тонмаппингом далеко не идеально. На проекторе Valerion картинка была очень яркой, при этом детализация в светах хорошо сохранялась, однако, сразу обратило на себя внимание явное снижение насыщенности по сравнению с Epson в режимах Theatre и Filmmaker. Еpson тоже показал яркую и насыщенную картинку, но хуже сохранял детали в самых ярких участках.
А вот ролик с диска Spears & Munsil с яркостью 10.000 нит проектор Valerion неожиданно для нас провалил, пересветив яркие участки в самом начале ролика.
Судя по всему алгоритм ориентирован на сохранение общей яркости кадра в ущерб детализации в светах. На проекторе же Epson удалось добиться приемлемого баланса между яркостью и детализацией ярких участков только при установке ползунка HDR на значение 12, что повлекло ощутимое снижение общей яркости. При смене настроек вывода ролика с HDR10 на HDR10+ на проекторе Валерион все вернулось в норму благодаря динамическим метаданным. Но стали заметны сильные перепады яркости при смене сцен и явные микромерация на светлых участках.
Далее мы сравнили как работает функция усиления контраста у обоих проекторов. Замечу, что функция EBL - Enchanced Black Level является едва ли не главным маркетинговым преимуществом проектора Valerion. EBL - это не только динамическое лазерное затемнение, но и довольно агрессивная гамма-манипуляция.
Проектор Valerion очень эффективно усиливает глубину черного и общую контрастность кадра , но при работе функции EBL заметны перепады яркости. Epson справляется не хуже, но без скачков яркости.
Мы связались с производителем проектора Valerion по поводу обнаруженных проблем в работе EBL и получили ответ, что компания в настоящее время работает над обновлением прошивки, призванном устранить данный недостаток.
Затем мы сравнили, как оба проектора сохраняют четкость в динамичных сценах.
На фрагменте из сериала "День Шакала", записанном с частотой 25 кадров в секунду, оба проектора показали достойный результат, но, самое главное, что проектору Valerion удается корректно и плавно отображать контент в 25 fps без включения кадровой интерполяции! При этом Valerion лучше конкурента сохраняет четкость движущихся объектов.
Далее мы оценили, как работает кадровая интерполяция на проекторах. На фрагменте из фильма "Быстрее пули", к сожалению, оба проектора не сохраняли достаточной естественности изображения и не были свободны от артефактов даже на минимальном значении, чтобы можно было рекомендовать кадровую интерполяцию к использованию. Скриншот кадра я не привожу, ввиду того, что по нему оценить качество "уплавнения" невозможно.
Наконец, мы посмотрели на обоих проекторах несколько фрагментов из фильмов. Начали просмотр мы со сцены из фильма "Субстанция". И очевидным победителем здесь выступил проектор Epson - он выдавал очень насыщенную, но при этом естественную картинку, с хорошим контрастом и пластичностью. Valerion был по-четче, но в части цвета уступал конкуренту.
Следующий раунд - просмотр фрагмента из последнего фильма Мартина Скорсезе "Убийцы цветочной луны". И вновь Epson показал пусть и несколько мягкую, но более кинематографичную и насыщенную картинку с богатыми полутонами, изображение же Valerion казалось безжизненным, но детали на небе он сохранял лучше.
Динамичная сцена из третьей части "Стражей Галактики" неплохо выглядела на обоих проекторах. На Valerion была лучше четкость в движении, а изображение Epson радовало бо́льшим комфортом для восприятия, плавностью, насыщенностью, хорошим контрастом, глубиной черного и отличной разборчивостью деталей в теневых участках кадра.
Мультфильмы всегда выигрышно выглядят на большом экране и "Дикий робот" - не исключение. Очень красивый видеоряд этого анимационного фильма отлично смотрелся на обоих аппаратах, но Epson вновь продемонстрировал высокий контраст и сочность картинки, а Valerion бо́льшую общую четкость и отличную детализацию в динамике.
Последний концерт Милен Фармер "Nevermore" - грандиозное шоу, записанное в UltraHD и со звуком Dolby Atmos - такое нужно смотреть только на большом экране и с многоканальной аудиосистемой, это позволит оказаться прямо посреди зала. На двух проекторах концерт выглядел весьма достойно - Epson вновь порадовал красками, плавностью движения и глубиной черного, а на Valerion детализация и яркость бликов была намного лучше - обратите внимание на костюм Милен.
Один из самых удачных научно-фантастических сериалов последних лет - "Темная материя". Epson отлично выглядит на этой сцене - в его активе плавность передачи движения, контраст и насыщенность картинки, а вот на Valerion были заметны перепады яркости, связанные, по-видимому, с ошибками в работе алгоритма динамического тонмаппинга.
Фильм Джеймса Мэнголда "Форд против Феррари" по общему зачету лучше выглядел на проекторе Epson - картинка на нем более цельная, чистая, сочная и кинематографичная, но Valerion опять показал лучшую четкость в движении, а изображение на Epson показалось немного "мыльным", но куда более комфортным для восприятия.
На довольно темном фрагменте из фильма "Вонка" мы активировали на обоих проекторах функции динамического усиления контрастности. И здесь система EBL от Valerion раскрылась на 100%, показав значительное улучшение глубины черного, зато насыщенность цвета и разборчивость деталей в теневых участках были лучше на Epson. И вновь обратила на себя внимание ступенчатость работы EBL у Valerion.
Завершить просмотр фрагментов мы решили сценой одного из лучших эпизодов Звездных войн - "Атаки клонов". При этом динамические системы остались активированы на обоих проекторах. И оба здесь выглядели на самым лучшим образом - им просто не хватало контрастности, чтобы показать все детали в этой сверхтемной сцене .
После просмотра фрагментов мы вместе с коллегой Максимом Зарубиным обсудили увиденное и пришли к неоднозначным выводам. Самое главное - назвать однозначного победителя нашего баттла не представляется возможным.
Оба проектора продемонстрировали свои достоинства и недостатки, в целом удовлетворительно справившись с большинством тестов.
Valerion более яркий и четкий, его главный актив - динамический тонмаппинг HDR. Добавьте к этому отличную равномерность, плавность градиентов, хорошую передачу движения, в том числе на частотах, отличных от 60-ти кадров в секунду. Если производителю удастся победить "детские болезни" аппарата, связанные с цветопередачей, работой функций EBL и тонмаппинга, он может стать настоящим хитом на рынке в своей ценовой категории.
Тем не менее, нельзя не отметить и достоинств проектора Epson - у него куда более корректная цветопередача "из коробки", выше контраст и более глубокий черный (особенно при отключенном димминге) и в целом его изображение можно назвать более естественным и кинотеатральным.
Еще раз подчеркну, что Valerion - по сути портативный аппарат, который, имея на борту встроенный плеер и стриминговые сервисы, можно использовать не только дома, но и на даче и в путешествиях, что при прочих его достоинствах делает его едва ли не лучшим решением в этой нише на данный момент. Но сравнивать его с серьезными кинотеатральными моделями от Sony и JVC не только совершенно не корректно, но и попросту бессмысленно.
Проектор же Epson, очевидно ориентированный на стационарное применение в домашнем кинозале, не может конкурировать с аппаратами более высокого класса. Например, с проектором Sony VPL-XW5000, - последний, несмотря на меньшую яркость имеет существенно более высокую контрастность и четкость при почти аналогичной цене и, конечно, матрицы с нативными UltraHD-разрешением.
И последнее, но очень важное замечание. Нельзя забывать и о том, что Epson в отличие от Valerion он не имеет никаких проблем с комфортностью восприятия изображения, формируемого тремя независимыми ЖК-панелями. А вот проектор Valerion лично у меня вызывал усталость зрения через довольно короткое время, хотя на Epson ничего подобного не было. Разумеется, это все очень индивидуально, поэтому, прежде, чем принять решение о покупке не просто желательно, а совершенно необходимо увидеть своими глазами, как показывает тот или проектор.
Оба проектора некоторое время еще будут находиться в демозале компании AVnirvana и если у Вас есть желание познакомиться с ними поближе и сравнить их с проекторами Sony и JVC, звоните и записывайтесь для посещения салона. Здесь вам всегда рады!