Найти в Дзене
ИгроРай 24/7

Почему в 40 лет игры на Dendy кажутся сложнее, чем в детстве?

Читатель канала под ником "Писатель. Немного поэт" пожаловался: "Не прошел "Чип и Дейл 2" [на Dendy]. Кое-как вытянул "Черный плащ". Сидел, удивлялся: как ловко скакал лет в 10, как не ловко в 42 года". Аналогичные мысли возникают у меня, когда прохожу ретро-игры на Dendy или Sega: "Как в детстве мы так ловко доходили до конца?". На этот вопрос отвечаю я и наука. В наши дни многие проходят ретро-игры на игровых стиках, эмуляторах. Качество портов, к сожалению, порой оставляет желать лучшего. По этой причине игра The Jungle Book на Dendy на игровом стике мне далась нелегко: она периодически подвисала. В тайминге попадать было трудно. Вторая причина "бац-бац и мимо"- контроллер. Мой стилизован под геймпад DualSense. Работает от двух мизинчиковых батареек. Пока контроллер "держит заряд", играть можно. Как только батарейки садятся, разверзается игровой ад. Двух батареек хватает на часа четыре непрерывной игры, затем их желательно поменять. Иначе игры "начнут делать нервы": заряда не
Оглавление

Читатель канала под ником "Писатель. Немного поэт" пожаловался: "Не прошел "Чип и Дейл 2" [на Dendy]. Кое-как вытянул "Черный плащ". Сидел, удивлялся: как ловко скакал лет в 10, как не ловко в 42 года".

Аналогичные мысли возникают у меня, когда прохожу ретро-игры на Dendy или Sega: "Как в детстве мы так ловко доходили до конца?".

На этот вопрос отвечаю я и наука.

Эти игры с возрастом даются все сложнее и сложнее...
Эти игры с возрастом даются все сложнее и сложнее...

Причина первая - эмуляторы, игровые стики

В наши дни многие проходят ретро-игры на игровых стиках, эмуляторах. Качество портов, к сожалению, порой оставляет желать лучшего.

По этой причине игра The Jungle Book на Dendy на игровом стике мне далась нелегко: она периодически подвисала. В тайминге попадать было трудно.

Вторая причина "бац-бац и мимо"- контроллер. Мой стилизован под геймпад DualSense. Работает от двух мизинчиковых батареек. Пока контроллер "держит заряд", играть можно. Как только батарейки садятся, разверзается игровой ад.

Двух батареек хватает на часа четыре непрерывной игры, затем их желательно поменять. Иначе игры "начнут делать нервы": заряда не хватает, контроллер тормозит.

Стильно, модно, но не практично...
Стильно, модно, но не практично...

Еще одна причина - чувствительность кнопок. Тактильно их не ощущаешь также, как на оригинальном джойстике от приставки Dendy: словно пальцем по дереву стучишь.

При таком "деревянном" тактильном контакте попасть в тайминг крайне сложно: Game Over.

И хотя эмуляторов, игровых стиков множество, они не заменят оригинальную приставку Dendy, которая создает более приятные тактильные ощущения при управлении героем в ретро-игре: можно попасть в тайминги, ловко преодолеть препятствие.

Отсутствие возможности проходить игры на оригинальной приставке - одна из причин, по которой в 40 лет мы играем хуже, чем в 10 лет.

Причина вторая - психология

Проблемы с игровыми стиками - верхушка айсберга. Его основание - наш мозг. В 40 лет на движущуюся на экране картинку он реагирует иначе, чем в 10 лет. По данным лекарей души, в среднем, реакция у ребёнка составляет 200-250 миллисекунд, а у взрослого после 35 лет 300-350 миллисекунд.

Неужели на пенсии мы не сможем играть в ретро-игры?
Неужели на пенсии мы не сможем играть в ретро-игры?

Что это значит? Включаем Battletoads, доходим до уровня Turbo Tunnel: мозг ребенка быстрее реагирует на изменения на экране, чем мозг олдфага. У второго кнопка "Прыжок" нажимается с микрозадержкой. Вуаля – лягушонка размазало по экрану. А что десятилетний игрок? Он продолжит свое приключение.

Еще одна проблема - когнитивные перегрузки: мозг сорокалетнего обрабатывает слишком много ненужной информации, когда как ребенок концентрируется исключительно на игре.

Посидим - поохаем...
Посидим - поохаем...

В 40 лет во время битвы с боссом мозг параллельно:

  • составляет список покупок;
  • прокручивает рабочую презентацию;
  • планирует визит к врачу;
  • смотрит на время - для взрослого оно важно.

Все это происходит неосознанно. Концентрация теряется. От шипов в Mega Men не увернуться.

Мозг в 40 лет не может тратить 100% ресурсов на то, чтобы попадать в тайминги
Мозг в 40 лет не может тратить 100% ресурсов на то, чтобы попадать в тайминги

Не верите? Вспомните, как играли в детстве – с полной концентрацией, сидя в 10 сантиметрах от кинескопного телевизора, без мыслей о налогах и ипотеке. А теперь попробуйте повторить это ощущение. Не получается? Вот в этом и проблема.

В детстве мы на подсознательном уровне запоминали тайминги: поэтому боссы из Chip 'n Dale Rescue Rangers казались легкими - руки сами знали, когда нажимать кнопку "Прыжок" и кидать ящик. С возрастом память деградирует. Мы хуже запоминаем паттерны врагов. Поэтому уже после второго удара от босса кажется, что он атакует хаотично и нечестно.

Исследования показывают: рабочая память пиковой производительности достигает в 25-30 лет, а затем начинает ухудшаться. Так что если в 40 лет вам кажется, что игра "нечестная", возможно, просто мозг больше не может попадать в тайминги - бывает.

Причина третья - ожидание быстрых побед

В детстве, прежде чем пройти игру до конца, мы детально запоминали уровни. Например я, прежде чем зафиналить Alien 3, на тетрадке рисовал схему каждого уровня: в противном случае спасти всех людей, найти выход за отведенное время не получалось.

Пройдя таким образом игру, в памяти сохраняется ощущение быстрой победы: я все уровни знаю "от" и "до", всех победю.

В 40 лет, включая ретру-игру, думаешь:

"Сейчас быстро пробегусь по уровням, поностальгирую".

Однако:

  • мелкая моторика ухудшилась, пальцы утратили точность движений;
  • суставы стали менее гибкими, особенно у представителей сидячей работы;
  • скорость координации - "мозг-рука" уже не та.

Эмоции зашкаливают: в детстве Contra проходил на раз-два, а сейчас нет. Кругом звучат упреки в криворукости.

Так и хочется сказать голосом Примадонны:

"Сначала поживи в моей шкуре, а потом учи меня жить".

Что в сухом остатке? Ожидание быстрых побед тает на глазах. После пяти неудачных попыток хочется выключить игру, пойти заварить чай и посмотреть оскароносную "Анору".

Это связано с тем, что с возрастом у нас меньше времени и больше ожиданий от развлечений. В 40 лет мы не хотим "за@ть" один уровень два часа подряд. Олдфагам хочется по-быстрому удовлетворить игровое воспаленное сознание: добро пожаловать в Skyrim!

Сравните свои эмоции от Game Over в 10 лет и сейчас. Раньше это было вызовом, а теперь – поводом выключить игровой стик.

Что в итоге?

Сорокалетние дяди и тети - уже не те сверхскоростные дети, которые проходили Ninja Gaiden без смертей. Но не стоит лить слезы. Даже в возрасте, когда жизнь только начинается, возможность улучшить игровые скилы сохраняется.

Утки надежды вам!
Утки надежды вам!

Как? Все просто:

тренируйте реакцию – попробуйте игры с быстрыми рефлексами (Celeste, Super Meat Boy)
убирайте "мусорные" мысли во время игры – концентрируйтесь на геймплее;
занимайтесь моторикой – упражнения для пальцев помогут;
не спешите – играйте в удовольствие.

Да, мы уже не геймеры с реакцией ниндзя, но играть в Dendy – всё ещё в кайф, даже если теперь на прохождение Battletoads уходит не два дня, а две недели.

Главное – получать удовольствие! 😎🎮Не так ли?