Крепление колеса к ступице автомобиля кажется простым, по сути - это фланец, на четыре - шесть отверстий, Оку в расчёт не берём. Но вот в сезон переобувки на дороге встречаются автомобили, у которых колесо открутилось прямо на ходу. Что могло пойти не так в такой простой операции?
Мазать - не мазать
Скажу сразу - читаем инструкцию к своему автомобилю. В случае УАЗа инструкция велит их смазывать: "Для предупреждения заедания гаек смазывайте их каждый раз при снятии колеса".
Аргументы противников смазывания колёсных гаек или болтов сводятся к одному - смазка уменьшает трение в резьбе и возникает риск её самопроизвольного откручивания.
Второй аргумент, который я недавно прочитал - при закручивании номинальным моментом, в смазанном резьбовом соединении возникает чрезмерный натяг, который может разорвать болт.
Почему гайки откручиваются сами
Задачу про тело,лежащее на наклонной плоскости решают в школе на уроках физики. Резьба по принципу своего действия ничем не отличается от этой самой наклонной плоскости. Тело на наклонной плоскости от скатывания, как и гайку от самооткручивания, удерживает сила трения.
Угол подъёма резьбы такой, что ни одна даже самая хорошая смазка не способна обеспечить самопроизвольное откручивание гайки - все резьбы, используемые в крепёжных соединениях, обладают свойством самоторможения. Попробуйте смазать винтовой домкрат так, чтобы он самоопускался! Если подберёте нужную смазку - срочно патентуйте её состав!
Так почему же гайки откручиваются?
Ответ простой: нет трения -нет самоторможения. Вопрос, как может исчезнуть трение? Трение может исчезнуть из-за вибрации. Просто на какое-то мгновение пропадает контакт винт-гайка. Вторая причина исчезновения силы трения - исчезновение натяга в резьбовом соединении.
Чтобы вибрация не растрясла резьбовое соединение - в нём должен быть достаточный натяг. Вопрос, от чего может исчезнуть или уменьшиться натяг?
Причина первая банальная
Вы или мастер забыли затянуть гайку! Опасайтесь мастеров, которые параллельно с работой что-то втыкают в телефоне. И сами не отвлекайтесь! Лучше работать в одиночестве, убрав телефон подальше.
Причина вторая
Диск колеса на ступице центрируется гайками (болтами). Если диск сел на ступицу с перекосом, то это может быть и не заметно - всё затянется крепко. Постепенно, за счёт той же вибрации, диск "найдёт своё место" - перекос исчезнет, но вместе с ним исчезнет и натяг.
Ещё одна причина перекоса - затягивание гаек, когда автомобиль стоит на земле. Я рекомендую в принципе не трогать колёсные гайки, когда автомобиль опирается на колесо. Для торможения колеса можно использовать либо стояночный тормоз, либо двигатель, либо штатную тормозную систему.
Аргументы в пользу "мазать"
"Убить" самоторможение в резьбе с помощью смазки типа "Литол-24" невозможно. Да, при прочем равном моменте закручивания, в смазанной резьбе создаётся больший натяг, но он не может быть бесконечным. Соотношение между моментом и натягом определяется углом подъёма резьбы!
Смазанные крепёжные детали не повреждают посадочные поверхности. Слышали про сварку трением? Заедание - это по сути тот же процесс! Если перестараться - гайка может просто привариться к стальному диску. Случись менять колесо в полевых условиях - штатный баллонный ключ не справится.
Смазанный крепёж меньше ржавеет и меньше изнашивается.
Да, натяг может быть и увеличивается, но зато уменьшается крутящий момент, который напрягает болт, когда на него со скрипом накручивается ржавая гайка.
Привалочную поверхность ступицы тоже нужно смазать.- диску легче будет занять своё правильное положение, плюс опять же защита от коррозии. Понятно, что смазывать её надо без фанатизма - тонкий слой керосина, уже смазка.
Сейчас посмотрел инструкцию к Ладе Калине - в ней ничего не сказано про смазывание колёсных болтов. А ещё есть требование подтянуть болты на стоящем автомобиле, что противоречит моим убеждениям. Про момент затяжки не сказано ничего! Зато есть требование проверить затяжку болтов после первой тысячи километров пробега.
Правила хорошего обращения с колёсными болтами и гайками
Купите динамометрический ключ
На фотографии вполне бюджетная модель: динамометрический ключ КМШ-140 НИЗ . Принцип действия простой - ключ изгибается, а стрелочка нет. Если вдруг сбился ноль - лечится простым подгибанием стрелки. На точность это не влияет.
А вот не будет фотографии! Хотел вставить картинку с сайта магазина Все инструменты, но ... не буду нарушать авторское право.
Динамометрический ключ реально экономит время.
Если нет желания покупать динамометрический ключ - пользуйтесь штатным баллонным ключом. Длина рукоятки штатного баллонного ключа подобрана таким образом, что рукой вы создадите нужный момент. Применять удлинители и топтать ключ ногами нельзя!
Чистота - залог здоровья
Открученные гайки, болты, ступицу и диск промываем керосином. Я заправляю керосином пульверизатор для опрыскивания цветов, есть модели, которые накручиваются на ПЭТ-бутылку. Одного литра хватает надолго.
Проверяем качество резьбы
Гайки должны накручиваться на болты свободно от руки без ощутимого трения. Например, если гайка сначала идёт по резьбе, а потом - нет, вероятнее всего болт в этом месте уже претерпел пластическую деформацию. Лучше его заменить.
Если гайка туго идёт в самом начале - это привет тому мастеру, который вставил гайку в головку гайковёрта и повредил заход резьбы. Это неприятно, но не опасно.
Если гайка вообще туговато идёт - пробуем другую новую гайку. Если дело в гайке - ставим другую.
Монтаж колеса
Надеваем колесо на ступицу, наживляем от руки гайки. Затягиваем их от руки до упора. Вращаем и покачиваем колесо, так же от руки докручивая гайки по кругу через одну. Можно использовать трубку без воротка. Ощущаем, как диск находит своё место. Процесс прекращаем, когда гайки перестают докручиваться после вращения и покачивания колеса.
После этого динамометрическим ключом затягиваем гайки требуемым моментом. (для УАЗа 100 - 120 Н*м. Можно попинать колесо и ещё раз пройтись ключом по кругу. Устанавливаем защитный колпак, не забывая смазать винты, которыми он крепится.
А теперь про автосервисы
Я использую два комплекта резины на дисках. Когда шины изнашиваются - приходится ехать в магазин за новыми и там же пользоваться комплексом услуг по шиномонтажу.
После визита в шиномонтаж:
- То, что закручивалось пальцами - больше пальцами не закручивается.
- Частенько колёса оказываются прикручены криво! Иначе, как объяснить биение на скорости, которое исчезает после откручивания и повторного закручивания гаек.
- Однажды я на своём УАЗике сорвал колёсный болт (штатным ключом!). Странным образом - это было на том единственном колесе, которое когда-то открутили и прикрутили в сервисе! Как говорится - все совпадения случайны.
- При контроле затяжки гаек после сервиса, гайки оказываются затянуты чрезмерным моментом! А это гробит отверстия в литых дисках.
Причина, почему так всё плохо, простая - работнику шиномонтажа вся эта канитель не нужна! Что-то смазывать и промывать - только пачкаться. Закручивать руками - есть пневматический гайковёрт. Динамометрический ключ - обычно где-то есть.
Идеальный вариант - договориться только на шиномонтаж без снятия и установки колёс. Хорошо, если перед сервисом есть площадка, на которой можно "разложиться". Вот не помню, влезает ли в УАЗик два комплекта собственной резины. Со сложенным сидением должно влезть.
Я не сторонник автаркии. Если специалист что-то может сделать быстрее и лучше, чем я сам - я обращусь к нему. Но вот на данный момент практика обращения к специалистам такая, какая есть.
Вторая причина возиться с автомобилем самому - УАЗик бывает в тех местах, где до сервиса далеко и надо уметь чинить его самостоятельно. Так что гаражный ремонт своими силами я воспринимаю как тренировку. Практически весь инструмент, используемый при гаражном ремонте, складывается в УАЗик и ездит с ним.
Вот нашёл фотки дорожного приключения - колесо сдохло и его надо менять.
В эту зиму мы не поехали в Карелию, а в Подмосковье зимы как-то и не было. В связи с чем, вместо сезонной переобувки будет плановая перестановка колёс.
А ещё, УАЗовские колёса на штатных литых дисках КС-434 мало где умеют балансировать. Но, это уже другая история.
Не переключайтесь!