Найти в Дзене
КиноМария

Фильмы французской новой волны: мелодрама «Приготовьте ваши носовые платки» (1977) Бертрана Блие 18+

Привет, киноманы! Продолжаю изучать режиссеров французской новой волны. На очереди - отличающийся от всех Бертран Блие. Режиссер - сын актера Бернара Блие, у которого с детства было все. Благодаря богемной семье, он изначально видел себя в искусстве, театре и кино. Если посмотреть на фильмографию, то можно сказать, что Блие выстраивал постоянные и плодотворные актероцентричные отношения. Сценарии, как правило, изначально писались под определенных актеров (Жерар Депардье, Патрик Девэр, Бернар Блие). Бертрана Блие можно с уверенностью назвать игроком, он не ставит перед собой цель воспитывать своих героев или зрителей, он жонглирует их эмоциями и реакциями, поступками, основываясь на абсурдизме театра. Ему нравится заигрывать с публикой и важно, чтобы его замысел воплотился, как задумывался, и был оценен. Превыше всего он ставил собственные амбиции, а не борьбу за справедливость и изменение кино, как другие режиссеры французской волны. Картина выиграла премию Оскар как Лучший фильм на ин

Привет, киноманы!

Продолжаю изучать режиссеров французской новой волны. На очереди - отличающийся от всех Бертран Блие. Режиссер - сын актера Бернара Блие, у которого с детства было все. Благодаря богемной семье, он изначально видел себя в искусстве, театре и кино.

Если посмотреть на фильмографию, то можно сказать, что Блие выстраивал постоянные и плодотворные актероцентричные отношения. Сценарии, как правило, изначально писались под определенных актеров (Жерар Депардье, Патрик Девэр, Бернар Блие). Бертрана Блие можно с уверенностью назвать игроком, он не ставит перед собой цель воспитывать своих героев или зрителей, он жонглирует их эмоциями и реакциями, поступками, основываясь на абсурдизме театра. Ему нравится заигрывать с публикой и важно, чтобы его замысел воплотился, как задумывался, и был оценен. Превыше всего он ставил собственные амбиции, а не борьбу за справедливость и изменение кино, как другие режиссеры французской волны.

Кадр: Кинопоиск
Кадр: Кинопоиск
  • Моя оценка на КП 8/10
  • Рейтинг КП 7.5/IMDb 7.0

Картина выиграла премию Оскар как Лучший фильм на иностранном языке по счастливой случайности. «Осенняя соната» Бергмана была снята с гонки за статуэткой. Плюс сюжет фильма идет вразрез с актуальными на тот момент темами в Штатах.

Кадр: Кинопоиск
Кадр: Кинопоиск

Характерными чертами фильмов Блие можно назвать хулиганство (молодой Депардье часто играл пацанские роли), абсурд происходящего, странность во многих смыслах (мораль общества, поведение человека, социальное положение и тд.). Бертран снимает легкое кино о сложных вещах и через смешное говорит о важных темах. Подчеркнутая театральность в поведении героев, им присущи плутовство и провокация социума, откровенный троллинг других персонажей, смешки и щекотки, искрометность и легкость. При этом, абсолютно точно: герои не понимают друг друга, не знают, кто чего хочет. Четко прослеживается вопрос с точки зрения мужчин: «что такое женщина и чего она хочет!». Представители обоих полов вопрошают: «что есть любовь?». Эмансипация женщин на тот момент усиливается. Они больше не хотят жить по старым канонам и всем видом это демонстрируют. Но режиссеры французской новой волны не делают из этого манифестации и призыва («call to action»), они не показывают этот протест в лоб. Они выбирают игру, в которой мужчины и женщины заигрывают друг с другом, создают дискуссию, но в финале оставляют зрителя ошарашенным от увиденного и в собственных размышлениях и рассуждениях.

На что еще обратить внимание при просмотре картины и других фильмов Блие?

Кадр: Интернет
Кадр: Интернет

Девушка неожиданно впадает в депрессию после нескольких лет счастливого брака. Она ничего не хочет, взгляд потух, аппетит пропал, единственное занятие, которое ее занимает, - это вязание свитера для мужа. Чтобы вернуть жену к жизни, супруг предлагает ее случайному знакомому. Супруга безразлична и не против любовника и отправляется к нему домой. И начинает вязать свитер уже для любовника. А дальше приключения троицы закручиваются и приобретают неожиданный поворот.

Кадр: Интернет
Кадр: Интернет

Начну с самого очевидного. Режиссер одним названием готовит зрителя к драме или трагедии, но все происходящее на экране больше похоже на саркастический комедийный фарс. Перевертыш в названии веселой истории только усиливает эффект увиденного.

Второе - это упомянутые свитера. Ловкость спиц и никакого мошенничества. Свитеров тут будет очень много. Героиня обвязывает всех своих мужчин от мала до велика и от официального супруга до всех возможных и невозможных любовников. С одной стороны, это - ее способ уйти от реальности и найти хоть какое-то счастье и удовлетворение собственной жизни. С другой стороны, она затягивает в свою паутину нитей мужчин, появляющихся в поле зрения. Хотя создает впечатление амебы, которой все равно, что происходит вокруг. Обвязывает их всех вокруг себя: возможно заставляет обратить на себя внимание или подчиниться ей. Метафору можно трактовать по-разному - насколько хватит вашей фантазии.

Коллаж сделан автором
Коллаж сделан автором

Режиссер через своих героев постоянно провоцирует зрителя. Для их поведения не существует четких законов и правил. Поднимает острые, порой деликатные, темы, ставит персонажей в неловкое положение, но они, при этом, чувствуют себя комфортно и непринужденно, разрушает четвертую стену, задает сложные вопросы и не дает на них ответов. Абсурдизм - это норма. И лишь приняв его полностью, можно погрузиться и воспринять сюжет.

Блие - фанат криминала, но не в той форме, к которой мы привыкли. Здесь нет прямых сцен преступлений. Ситуации с героями сами по себе вне закона из-за нестандартности преступления. Это добавляет глупости и нелепости поведению героев (похитить ребенка, предупредив об этом родителей, а потом в подробностях рассказывать это жандармам и не понимать, в чем они провинились).

Кадр: Интернет
Кадр: Интернет

Блие противопоставляет высокое и низкое как через текст, так и визуально. Обыватели обсуждают музыку Моцарта, как заядлые меломаны и знатоки классической музыки. Любовник хвастается библиотекой карманных книг численностью в 5000 экземпляров, которую он каталогизировал и помнит все книги по номерам, и обсуждает насущное на фоне полок с голой женщиной, которая не выпускает спиц из рук. Ребенок с IQ 158, которого ровесники из другого социального класса не принимают и дразнят, а он готов тестировать и общаться на одном уровне со взрослыми. Женщина может видеть в ребенке именно ребенка, чтобы положить его в постель рядом с собой и защитить от нападок детей в общей спальне лагеря. А он воспринимает это, как провокацию, ведь он (по его мнению) достиг возраста, когда вправе самостоятельно принимать решения о серьезных поступках.

«Почему за меня что-то решают люди, которые менее компетентны, чем я?»
Кадр: Интернет
Кадр: Интернет

Здесь нужно отметить, что Блие не стесняется разворачивать перед нами многочисленные личностные и общественные табу. Женщина идет к любовнику, а муж ждет ее рядом в баре. Мальчик ложится к женщине в постель и просит подарить ему лучшую ночь в жизни (относитесь к этому как к характерной черте эпохи, когда дети во Франции в 13-14 лет уже взрослели, начинали курить, посещали бордели и познавали все прелести постельной жизни).

При этом, в фильме абсолютно нет рефлексии на поведение героев, морализаторства и осуждения. Режиссер низвергает социальные роли и словно прощупывает зрительский уровень терпения (случайный человек с разрешения мужа ложится в постель к жене, женское настроение - от чего она грустит, если он делает для нее все, а может ей завести ребенка и тоска развеется? И тд). Автор фильма стирает четкую грань между личным и общественным, забывает о стыде и смущении.

Кадр: Кинопоиск
Кадр: Кинопоиск

Весь фильм пропитан литературностью. Обратите внимание на диалоги и речь героев. Они продуманы до мелочей, их можно расхватать на цитаты, детализированы до такой степени, что заставляют улавливать каждое слово. Такая выверенность сценария подчеркивают театрализованность сюжета. Его можно читать и репетировать с листа и он не потеряет своей силы и тонкости.

«Женщина, как метеорология, непредсказуема!»

«Может она идиотка? - Почему?
-Ее интересует только домашнее хозяйство и вязание! Но я не мог влюбиться в идиотку».
Кадр: Интернет
Кадр: Интернет

Главной нитью сюжета выступает противопоставление мальчиков и девочек, мужчин и женщин. Женщина может Быть занудой и полной занудой. Мужчины могут стать приятелями, переспав с одной женщиной. И подбадривать друг друга, что они оба - классные мужики. Мужчины в погоне за ощущениями создают впечатление приподнятого настроения. Женщина же устала, измождена достижениями и даже постоянной демонстрацией счастья на лице, когда внутри его нет, она устала от прежней жизни, ей хочется изменить положение, но она не знает как и соглашается на любое навязанное ей мужчинами предложение. Что или кто может поднять ей настроение, осчастливить и изменить кардинально отношение к происходящему вокруг? В этом столкновении герои даже не пытаются остановиться и попробовать разобраться, что каждый из них хочет. Они в гонке за ощущениями забыли о самих себе.

Кадр: Интернет
Кадр: Интернет

В фильме много деталей, на которых хочется акцентировать внимание. Моцарт и обсуждение других композиторов, библиотека, вязание, бойня творожными сырками в детском лагере, создание эффекта мельтешения и пустых действий в помещениях, расположение героев в кадре, фразы, курение в кадре не возбранялось, ироничность интонаций (грустное произносится с сарказмом и наоборот) и др.

Кадр: Интернет
Кадр: Интернет

Комедию смело рекомендую зрителям, готовым принять происходящее за абсурд и норму одновременно и от души повеселиться вместе с героями.

***

Подписывайтесь на мой канал или телеграм, чтобы не пропустить новые публикации.