Найти в Дзене
Стеклянная сказка

Почему французы стыдятся своего "сказочного" Прованса: как испанский грипп и алжирский парфюмер сделали из нищеты сказку

Традиционный анекдот в тему:

Богатая дама приходит на приём в элитную клинику к очень дорогому и модному врачу. Тот спрашивает:
– На что жалуетесь?
– Так хочу в Прованс, что голова кругом идет, сердце щемит, по ночам спать не могу...
– Мадам, у вас лавандососудистая дистония!

Прованс, как много в это слове для сердца русского слилось. Ну, если честно, то в сердце каждого россиянина много какие слова отзываются, сливаются, воодушевляются. Буквально вчера я писал про весну, а тут Прованс, он тоже много значит для нас. Особенно для женщин!

Хотяяяя, кому я вру, главный раздражитель поджелудочных желез майонез провансаль тоже родом из Прованса... теоретически. Так что и россияне и россиянки, можно сказать, единодушны в порыве любви к этой французской провинции.

Каждая девушка мечтает хотя бы раз, краешком глаза, носочком туфельки побывать в Провансе, побродить по бескрайним просторам лавандовых полей, выпить бокальчик вина на лугу, от души хрустануть багетом или изящно надкусить круассан. Шарман...

Но так было не всегда... в смысле далеко не всегда Прованс входил в список голубых мечт прекрасной половины человечества. Всеобщая ля мур к Провансу дело последних 50-70 лет. Даже больше, в начале прошлого столетия эта часть французской землицы была настолько бедной, нищей и убогой, что большая часть местных жителей стремилась из неё уехать и больше никогда туда не возвращаться!

-2

Правда, если быть абсолютно честным, то Прованс Провансу рознь. Дело в том, что он очень похож на Крым: вдоль морского побережья фешенебельные морские курорты, отели, ривьера, богатые поместья, идеальные дороги. Но стоило только отъехать километров 30 от этой красоты, как перед глазами стороннего наблюдателя вставала сельская глушь, сравнимая со среднероссийской деревней Нижнее Гадюкино.

Кстати, если вы думаете, что сейчас там намного лучше, то, да... сегодня там намного лучше, но и среднефранцузской разрухи там тоже хватает:

-3

Причём не только единичных развалин и заброшенок, но и целых поселений, в которых когда-то были настоящие коммуны, люди сообща трудились, практически как в советских колхозах и совхозах, однако не смогли вытянуть хозяйство, бросили и разъехались.

По данным статистики в современном Провансе полностью заброшенных посёлков и селений с числом жителей меньше десяти более 700! Даже арабы, алжирцы и прочие беженцы не хотят там жить, хотя во Франции, так же как в Италии, действует программа дом за 1 евро.

И они всё равно пустуют!

В чём же причина такого запустения, почему при сказочных видах, горах, полях лаванды и виноградниках, там повсеместная нищета и запустение, которые красивы только из окон проезжающих мимо автомобилей и так называемых "вью пойнтов", то есть точек, пристрелянных именитыми фотографами.

-4

На самом деле, в этом никакого секрета нет: Прованс очень долго был абсолютно, на 100% сельскохозяйственным регионом + туризм на побережье. Со временем климат в Провансе очень сильно поменялся, для обычного сельского хозяйства там стало жарковато.

Из того, что росло возможно было выращивать только виноград и лаванду, которую активно использовали парижские повара и кондитеры. Но поскольку крестьян было слишком много, и все оставшиеся в живых хозяйства решили выращивать лаванду, то доходы ожидаемо упали.

И в начале ХХ века абсолютное большинство прованских крестьян сделало вполне логичный вывод: зачем горбатиться в полях, зарабатывать копейки, когда можно устроиться работать на побережье официантами, разнорабочими, курьерами и получать в разы больше.

-5

Так оно и получилось: большая часть крестьян просто разъехалась, а оставшиеся влачили в буквальном смысле жалкое существование. Те виллы, которые вы видите на красивых фоточках в инсте, те красивые кухни в прованском стиле, о которых вздыхает добрая половина наших домохозяек принадлежали исключительно знати и богачам.

Вот на секундочку... наберите воздух в лёгкие, задержите дыхание...

Обычные люди, которым деньги просто так не давались, с благородным титулом не срослось, и птички золотом на голову не какали, в Провансе жили вот так:

-6

Если вы думаете, что это жилище доисторического человека, смею огорчить, это традиционные прованские дома 19 - начала ХХ века. А, например, та самая умопомрачительная, вдохновляющая, воодушевляющая, милая, сказочная прованская кухня выглядела так:

-7

Каково? Хочется такую кухоньку в прованском стиле?

Однако в 20-30-е годы ХХ века жизнь в Провансе кардинально изменилась и значительная часть бывших колхозанов, стали бывшими официантами и курьерами... снова превратившись в крестьян и фермеров. Увы, крестьянские коммуны возрождать не стали, их постигла та же судьба, что и наши "Путь Ильича", "Красный лапоть", "Заря коммунизма". Люди просто вернулись на пустующую землю и занялись фермерством.

Так что же произошло, почему всё изменилось и Прованс стал знаменит на весь мир?

Революцию в отдельно взятой провинции совершил один единственный человек, которого звали Рене-Морис Гаттефосс.

-8

Рене-Морис Гаттефосс - парфюмер, сын парфюмера, внук парфюмера, правнук парфюмера... короче, потомственный парфюмер, потомственнее и парфюмернее не бывает.

Семье Рене-Мориса принадлежали в Алжире обширные поля с... лавандой. Однако к концу 19 века в Алжире стало слишком жарко и молодой человек обратил внимание на Прованс. Он исколесил всю провинцию от и до и был поражён в какой ж...дыре живут местные жители.

Он начал раздавать местным крестьянам большие заказы на производство лаванды. За несколько лет производство этой культуры увеличилось в разы. Крестьяне гадали, ЗАЧЕМ ему столько лаванды?

Рене-Морис первым додумался, что из лаванды можно делать что-то не кондитерское. Он придумал выжимать из неё масло и делать парфюмерные композиции. Звёздный час Гаттефосса наступил, когда во всём мире начал бушевать испанский стыд грипп. Парфюмер начал поставлять в больницы специальные... диффузоры с палочками внутри, которые выделяли лавандовые ароматы по палатам с больными.

На удивление это сработало!

-9

Лаванда, действительно, помогала. А через пару лет произошёл несчастный случай с самим парфюмером. На фабрике по производству лавандового масла ему обожгло руку, да так, что начала развиваться газовая гангрена. В условиях полного отсутствия антибиотиков это был гарантированный билет на поезд в один конец.

Понимая, что он больше не жилец, Рене-Морис ушёл из больницы, мочил бинты лавандовым маслом и тщательно перебинтовывал руку.

Гангрена прошла сама собой за 5 дней!

С тех пор Прованс начал засаживать себя лавандой по самые помидоры. И это не шутка: лаванда вытеснила почти все сельхозкультуры, которые ещё не загнулись от жары в этом регионе. Из неё начали делать масло в промышленных масштабах и использовать в медицине, парфюмерии, ароматике и даже военных целях.

А сам Прованс начал приобретать тот самый "сказочны" вид, вилл, перемежающихся красивыми квадратиками полей, расчерченных ровными полосами лавандовых гряд.

-10