В 1998 году в правила оформления сделок с недвижимостью были внесены изменения. Теперь право собственности на объекты и сделки с ними подлежат обязательной регистрации в государственных органах.
Для реализации этой задачи были приняты соответствующие законы:
* Гражданский кодекс Российской Федерации, статьи 130 и 131;
* Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ.
До 1 марта 2013 года также требовалось регистрировать договоры, на основании которых происходил переход права собственности, такие как купля-продажа, дарение и мена. Однако теперь необходимость в регистрации договора-основания отпала, и регистрируется только сам переход права собственности на объект недвижимости.
Следует отметить, что некоторые виды договоров по-прежнему подлежат обязательной регистрации. К ним относятся:
* Договор долевого участия при строительстве квартиры;
* Договор покупки квартиры с использованием заёмных средств (ипотека).
Государственная регистрация этих видов договоров связана с особыми рисками, возникающими в процессе долевого строительства и ипотечного кредитования.
Право собственности на недвижимое имущество должно быть зарегистрировано с момента вступления в силу Федерального закона № 122, то есть с 31 января 1998 года.
Право собственности на недвижимость, возникшее до этой даты, признается действительным, и обязательной государственной регистрации в этом случае не требуется. Однако документы, подтверждающие право собственности, такие как нотариально удостоверенные договоры, технический паспорт БТИ и другие, остаются действительными.
Важно подчеркнуть, что государственная регистрация права собственности, возникшего до 31 января 1998 года, является необязательной, но возможна по желанию владельца недвижимости. Однако при отчуждении квартиры, будь то продажа, дарение, мена или другие сделки, собственник обязан зарегистрировать право собственности, даже если оно возникло до указанной даты.
К недвижимому имуществу относятся:
* Земельные участки;
* Индивидуально жилые дома;
* Дачи;
* Квартиры;
* Комнаты в коммунальной квартире;
* Гаражи и другие объекты.
Порядок регистрации перехода права собственности на недвижимость
Гражданин, желающий зарегистрировать переход права собственности, должен подать заявление о регистрации вместе с необходимыми документами на объект недвижимости в регистрирующий орган (Росреестр) по месту нахождения регистрируемого объекта. В настоящее время заявление о регистрации права собственности можно подать через Многофункциональные центры (МФЦ).
Необходимые документы для регистрации перехода права собственности:
1. **Заявление о регистрации права собственности** — заполняется сотрудниками МФЦ.
2. **Правоустанавливающий документ на квартиру (дом)** — в зависимости от конкретной ситуации это может быть:
* договор купли-продажи;
* договор дарения;
* договор мены;
* свидетельство о наследстве;
* договор о приватизации;
* договор ренты (пожизненное содержание с иждивением) и другие документы.
3. **Квитанция об оплате государственной пошлины** — в регистрирующий орган необходимо предоставить оригиналы и копии квитанции.
Важно отметить, что в квитанции необходимо указать номер СНИЛС, поэтому заявитель должен иметь при себе страховое свидетельство пенсионного страхования.
4. **Документ, удостоверяющий личность заявителя (паспорт)** — помимо оригинала, необходимо предоставить копию паспорта с главной страницей и страницей о регистрации по месту жительства.
5. **Страховое свидетельство пенсионного страхования (СНИЛС)** — предоставляется обязательно.
После приёма документов на регистрацию заявителю выдаётся уведомление, в котором указывается дата получения свидетельства о праве собственности.
Следует указать, что в настоящее время свидетельство о праве собственности выдаётся на обычном листе формата А4 и не является цветным, как это было ранее. Ранее свидетельства были цветными, и цвет документа мог быть зелёным или розовым.
Сейчас свидетельство о праве собственности называется «Выписка из ЕГРН» и состоит из нескольких листов.
Выписка из ЕГРН подтверждает точность информации только на дату выдачи документа. Однако после выдачи документа могут произойти изменения с объектом недвижимости, например, квартира, может быть заложена или дом арестован. Поэтому для получения точной и актуальной информации о конкретном объекте недвижимости необходимо обратиться в Росреестр с запросом.
Стоимость государственной пошлины за регистрацию права собственности на недвижимое имущество:
1. Для граждан стоимость регистрации перехода права собственности на жилое помещение (квартиру, дом) составляет 2000 рублей. Для организаций — 22 000 рублей.
2. Регистрация права собственности на земельный участок, предоставленный для целей, не связанных с предпринимательской деятельностью (например, для садоводства, огородничества или индивидуального жилищного строительства), обойдется в 350 рублей.
При регистрации ипотеки выдается документ о праве собственности, но с обременением — залогом недвижимости в силу закона. Владелец квартиры не может распоряжаться ею без согласия банка до полной выплаты ипотеки, снятия залога и регистрации в Росреестре.
Государственная регистрация права собственности на основании нотариально удостоверенных документов осуществляется в течение трех рабочих дней с момента приема документов.
Сокращенный срок регистрации связан с тем, что нотариус проверяет все документы, представленные сторонами, что значительно упрощает работу сотрудников Росреестра.
Право собственности на недвижимость регистрируется в Едином государственном реестре прав (ЕГРП).
Граждане могут получить информацию о любом объекте недвижимости, сделав запрос в Росреестр и уплатив госпошлину. Росреестр предоставит сведения о зарегистрированном праве на недвижимость, дате регистрации, ФИО владельца и другую необходимую информацию.
Также можно получить некоторую информацию на сайте Росреестра и через портал государственных услуг.