В мире кинематографа есть немало экранизаций, которые вызывают жаркие споры. Поклонники книг нередко выходят из кинотеатра с разочарованием: "Это не то, что я представлял!" или "В фильме изменили самое важное!". Тут даже и далеко ходить не надо: недавно писал про прошлогодний фильм "Мастер и Маргарита" и в комментариях было много недовольных такой вольной интерпретацией этого произведения Булгакова.
Но иногда случается обратное: фильм не просто адаптирует текст, а доводит его до совершенства, делает историю более цельной, увлекательной и даже эмоционально мощнее.
Честно говоря, я тоже часто встаю на сторону книг. Литература позволяет глубже проникнуть в мысли героев, ощутить их переживания, понять мир, который создал автор. Но бывают такие истории, которые в печатном виде кажутся скучноватыми, затянутыми или плохо структурированными, а талантливый режиссёр берёт их и превращает в нечто по-настоящему стоящее.
Я уверен, что многие сталкивались с таким моментом: читаешь книгу - вроде интересно, но местами слишком много деталей, отступлений, внутреннего монолога, который затягивает сюжет. А потом смотришь экранизацию и понимаешь: "Вот она, история та же самая, но теперь она ощущается сильнее и эмоциональнее."
Когда же кино может оказаться сильнее книги?
Режиссёрские решения. В книге автор может долго описывать сцену: как заходило солнце, какая именно трава росла под ногами персонажа и сколько оттенков было в небе. А в кино это можно показать всего за несколько секунд - одной мощной картинкой, в сопровождении музыки, которая сразу задаёт нужное настроение.
В кино меньше лишнего. В книгах бывают скучные эпизоды. Авторы иногда увлекаются мироустройством, второстепенными сюжетными линиями или философскими размышлениями, которые замедляют действие. А вот в фильмах сценаристы и режиссёры вынуждены работать с чёткой структурой, убирая всё ненужное. В результате получается более концентрированная история без лишней "воды".
Актёрская игра. Иногда одно выражение лица актёра передаёт больше эмоций, чем целая глава книги. Например, сегодня уже сложно представить "Бойцовский клуб" без харизмы Брэда Питта и раздвоенного взгляда Эдварда Нортона. Они сделали героев живыми, наэлектризованными, в отличие от книжных прототипов, которые иногда могли показаться слишком отстранёнными.
Музыка и визуал. Книга - это воображение читателя, фильм это уже готовая картинка, усиленная музыкой. Правда чаще всего воображение читается рисует самую лучшую картинку для него. Но вот, например, представить себе "Бегущего по лезвию" без неонового дождя, звуков Вангелиса и атмосферы безысходности уже довольно сложно. Несомненно, книга Филипа Дика очень хороша, но визуальный мир, созданный Ридли Скоттом, превзошёл все ожидания и сделал историю бессмертной.
Другой взгляд на оригинал. Преимущество кино, заключается в том, что оно не обязано следовать книге дословно, и иногда другая интерпретация идёт истории только на пользу. Режиссёры могут сделать акцент на другом персонаже, переосмыслить финал или даже изменить смысл произведения. Яркий пример, который приходит в голову, это финал фильма "Мгла", который поверг многих в шок и в отличии от финала книги, который давал надежду, завершается максимально драматично. Сам Стивен Кинг говорил, что ему очень понравилась такая концовка фильма.
Естественно истории с неудачными экранизациями случаются очень часто, когда режиссёр не понимает материал, кастинг проваливается, а сценаристы урезают самое важное. Но я все же рискну предложить вам несколько удачных экранизаций. Интересно будет почитать в комментариях на сколько вы согласны с этим выбором.
Фильмы, которые оказались лучше книг
Не будем рассматривать мои любимые и выше упомянутые: "Бойцовский клуб" и "Бегущий по лезвию", да и вызвали они в одной из моих прошлый статей много критикующих оценок. Хочу вспомнить экранизации, которые не просто адаптировали книги, а придали им новое дыхание, превратив в шедевры.
Крёстный отец
Книга: Марио Пьюзо, 1969
Рейтинг IMDb: 9.2
Продолжительность: 2 часа 55 минут
Жанр: Драма, Криминал
Оригинальное название: The Godfather
Год: 1972
Страна: США
Режиссер: Фрэнсис Форд Коппола
Главные роли: Марлон Брандо, Аль Пачино, Джеймс Каан, Роберт Дювалл
Роман Пьюзо был популярным в своё время, но его сложно назвать литературным шедевром. Это скорее увлекательное криминальное чтиво, временами даже с элементами бульварного романа. Но Коппола превратил этот материал в нечто эпическое.
Фильм "Крёстный отец" стал одной из самых великих картин в истории кино, а Майкл Корлеоне в исполнении Аль Пачино – глубочайшим персонажем, которого в книге не раскрыли так сильно. В фильме его превращение из обычного парня в безжалостного мафиози показано куда тоньше и мощнее. Добавим сюда операторскую работу, музыку Нино Рота и незабываемые сцены и получим не просто адаптацию, а произведение искусства.
Форрест Гамп
Книга: Уинстон Грум, 1986
Рейтинг IMDb: 8.8
Продолжительность: 2 часа 22 минуты
Жанр: Драма, Комедия, Мелодрама
Оригинальное название: Forrest Gump
Год: 1994
Страна: США
Режиссер: Роберт Земекис
Главные роли: Том Хэнкс, Робин Райт, Салли Филд, Гэри Синиз
Если кто-то читал оригинальную книгу, то, возможно, был удивлён тем, что она сильно отличается от фильма. Литературный Форрест Гамп не так очарователен и даже временами грубоват. Он участвует в космических миссиях, становится рестлером, а его характер совсем не тот, к которому мы привыкли в кино.
Фильм Земекиса сделал эту историю по-настоящему трогательной и человечной. Том Хэнкс превратил Форреста в самого доброго и искреннего героя, а мощные сцены - вроде той, где он стоит у могилы Дженни пробивают на слёзы даже самых сдержанных зрителей.
Американский психопат
Книга: Брет Истон Эллис, 1991
Рейтинг IMDb: 7.6
Продолжительность: 1 час 42 минуты
Жанр: Драма, Криминал, Триллер
Оригинальное название: American Psycho
Год: 2000
Страна: США
Режиссер: Мэри Хэррон
Главные роли: Кристиан Бэйл, Уиллем Дефо, Джош Лукас, Риз Уизерспун
Книга Эллиса – это дикий поток сознания с бесконечными описаниями марок костюмов, музыки и ресторанных меню. Книга жестока, но местами кажется даже утомительной.
Фильм же сделал образ Патрика Бэйтмана более чётким, добавил иронии и сделал историю гораздо более понятной. Блестящий Кристиан Бейл превратил главного героя в символ эпохи 80-х: богатого, самовлюблённого психопата, который олицетворяет культ потребления. А сегодня его образ стал главным сигма-персонажем (не все сегодня поймут, но молодежь в теме). Термин "сигма" появился в 2010 году благодаря американскому активисту Теодору Роберту Билу. В его теории сигмы по силе и привлекательности не уступают альфам, но действуют не в интересах социума, а ему наперекор.
Остров проклятых
Книга: Деннис Лихэйн, 2003
Рейтинг IMDb: 8.2
Продолжительность: 2 часа 18 минут
Жанр: Триллер, Детектив, Драма
Оригинальное название: Shutter Island
Год: 2010
Страна: США
Режиссер: Мартин Скорсезе
Главные роли: Леонардо ДиКаприо, Марк Руффало, Бен Кингсли, Макс фон Сюдов
Роман Денниса Лихэйна – это отличный детектив с элементами триллера, но он остаётся просто хорошей книгой в своём жанре. Скорсезе же сделал из него нечто большее: глубокую, атмосферную и визуально мощную психологическую драму.
Леонардо ДиКаприо идеально воплотил сложного главного героя, а операторская работа и музыка превратили фильм в тревожный кошмар. К финалу история захватывает так, что даже зная концовку, пересматриваешь её снова и снова. Эффект на зрителя в разы сильнее, чем при чтении книги.
Солярис
Книга: Станислав Лем, 1961
Рейтинг IMDb: 7.9
Продолжительность: 2 часа 47 минут
Жанр: Фантастика, Драма, Детектив
Год: 1972
Страна: СССР
Режиссер: Андрей Тарковский
Главные роли: Донатас Банионис, Наталья Бондарчук, Юри Ярвет, Владислав Дворжецкий
И наконец мой самый любимый пример - это фильм "Солярис". Станислав Лем написал "Солярис" как научно-фантастический роман, в котором центральной темой становится невозможность понимания нечеловеческого разума. Это глубокая книга, но всё же она фокусируется на проблемах контакта человека с чем-то абсолютно чуждым.
Андрей Тарковский взял этот сюжет и сделал из него нечто большее: философскую медитацию о памяти, любви и человеческой душе. Фильм почти полностью уходит от научной составляющей книги, вместо этого погружая зрителя в размышления о природе реальности, утраченных чувствах и невозможности вернуть прошлое.
Визуальный язык Тарковского, его медитативный темп, длинные планы, внимание к деталям. Всё это превращает фильм в гипнотическое переживание. В книге Лема всё-таки больше научной строгости, а у Тарковского - поэзия и эмоции. И именно это сделало "Солярис" не просто экранизацией, а совершенно самостоятельным произведением, которое многие ценят выше оригинала.
Почему книги всё равно остаются важными?
Очень частое явление когда экранизация теряет глубину, детали и смысл, заложенные в книге. И зачастую причина в том, как мне кажется, что кино имеет ограниченный по времени формат. Сценаристы вынуждены сокращать сюжет, опускать внутренние монологи и детали, которые в книге играют ключевую роль.
Кроме того, литература даёт читателю гораздо больше свободы для воображения. Читая, мы сами создаём образы персонажей, представляем их эмоции, мир вокруг них. Кино же предлагает готовую интерпретацию и далеко не всегда она совпадает с тем, как мы представляли себе историю.
Пишите в комментариях, какие вы экранизации считаете лучше их бумажных первоисточников.
__________________
Заходите на мой Телеграмм-канал "35 мм" в котором публикуются актуальные новости и интересные детали о кино. Подписывайтесь на него и мы вместе будем еще больше погружаться в мир кино.
__________________
Статьи, где рассуждаем на другие интересные темы, связанные с кино: