Найти в Дзене

О символах в фильме "Анора"

Фильм «Анора» получил пять премий Оскар: за лучшую режиссуру, лучший фильм, лучший сценарий, лучшую женскую роль и лучший монтаж. Перед кинопросмотром я была немного раздосадована тем, что мне заспойлерили концовку фильма, но как оказалось, это не имело никакого значения. Еще в начале фильма стало ясно, чем закончится эта история. Ранее я видела недовольные отзывы в соцсетях о том, почему такой банальный фильм стал победителем Каннского кинофестиваля и получил так много премий Оскар. Из своего окружения я услышала два мнения об этом фильме - женское и мужское. По женскому мнению, получился как будто ремейк фильма «Красотка» (1990г), в котором играли Ричард Гир и Джулия Робертс, но в «Аноре» богатый мажор в финале прогоняет главную героиню. В фильме «Красотка» по оригинальному сценарию планировался отнюдь не хэппи-энд, но фокус-группы требовали счастливой концовки и создатели фильма пошли на поводу. У моей собеседницы сложилось мнение, что «Анора» потому и была обласкана киноакадемикам
Кадр с фильма "Анора"
Кадр с фильма "Анора"

Фильм «Анора» получил пять премий Оскар: за лучшую режиссуру, лучший фильм, лучший сценарий, лучшую женскую роль и лучший монтаж. Перед кинопросмотром я была немного раздосадована тем, что мне заспойлерили концовку фильма, но как оказалось, это не имело никакого значения. Еще в начале фильма стало ясно, чем закончится эта история.

Ранее я видела недовольные отзывы в соцсетях о том, почему такой банальный фильм стал победителем Каннского кинофестиваля и получил так много премий Оскар. Из своего окружения я услышала два мнения об этом фильме - женское и мужское. По женскому мнению, получился как будто ремейк фильма «Красотка» (1990г), в котором играли Ричард Гир и Джулия Робертс, но в «Аноре» богатый мажор в финале прогоняет главную героиню. В фильме «Красотка» по оригинальному сценарию планировался отнюдь не хэппи-энд, но фокус-группы требовали счастливой концовки и создатели фильма пошли на поводу. У моей собеседницы сложилось мнение, что «Анора» потому и была обласкана киноакадемиками, что фильм пересказал историю «Красотки» с реалистичной концовкой, а не сказочной. По её мнению, прошло 34 года с экранизации этой голливудской классики и за это время, возможно, судьбы многих девушек были сгублены, которые были очарованы историей "Красотки". И вот наступило время Голливуду показать реальную концовку этой истории.

А вот мужское мнение: Голливуд снял фильм про плохих русских, которые могут только качать нефть и сорить деньгами. Главная героиня по сценарию узбекского происхождения, а «крепостные» отца главного героя - армянского происхождения. Дескать тут скрыт смысл о том, что народы СНГ в услужении у русских – смотрят им в рот и делают все, что они скажут, но есть отдельные хорошие русские с загадочной русской душой в виде персонажа Юры Борисова.

И вот с таким представлением о фильме я начала смотреть «Анору». Женский отзыв про фильм мне более отозвался и я, действительно, ожидала увидеть ремейк «Красотки». В ходе просмотра фильма сперва никак не могла поверить, что эта трагикомедия смогла взять столько Оскаров. Сходства с «Красоткой» я не увидела. Персонаж Ричарда Гира был как-то более серьезен и симпатичен зрителю, чем инфантильный Ваня. В хэппи-энд главных героев "Красотки" хотелось верить, а в "Аноре" - нет.

Во время просмотра фильма я обратила внимание на следующие моменты и символы:

  • Когда Ваня потерялся его искали как пропавшего ребенка. В разговоре между собой они несколько раз называли его ребенком (дитя), и, по-моему, ни разу в фильме не прозвучало его полное имя "Иван", кроме той сцены, где ему было предложено извиниться.
  • Эни оказалась Анорой - она скрывала свое реальное имя.
  • Красный шарф на Аноре.
  • Статуэтка женщины красного цвета с тянущимися наверх руками в доме Вани.
  • Когда Анора пытается серьезно поговорить с Ваней, он всегда или нетрезвый, или под веществами, или играет в приставку.
  • Отчаянные попытки Аноры растормошить одурманенного сонного Ваню.
  • Значение имени Аноры.
  • Пронзительный взгляд Аноры в конце фильма, когда она как будто заглядывает в душу кинозрителя.
-2

Обратив внимание на эти моменты и символы, я увидела в фильме следующее: жизнь в лице Аноры стучится в дверь Вани, тормошит его, просит очнуться и поговорить с ней, предлагая ему другую жизнь - без вмешательства родителей и системы (священник олицетворяет систему). На Аноре красный шарф, она в ней похожа на античную богиню, а красный цвет символизирует жизнь, страсть и энергию. Ваня - это метафора человека, который плывет по течению, ничего не в силах поменять, как будто спит или околдован, и вот в его жизни появляется Анора, чье имя означает «плод граната» и «свет». А в христианстве гранат – это символ воскресения Христа и обещания вечной жизни. Красный шарф на Аноре можно интерпретировать как сок граната, который ассоциируется с кровью Христа, пролитой за грехи человечества.

Ваня носит христианский крестик на шее, и за ним в чужой стране присматривает армянский священник. В фильме несколько раз его называют дитем или ребенком и тут, по моему мнению, подразумевается, что Ваня – божественное дитя (как и все мы). Он не заметил, как бог под обличьем Аноры стучится в его сердце. Бог приходит в жизнь через ближнего и, зачастую, человек не сразу увидит, в чьем образе он пришел, не сразу узнает его, не сразу услышит его слова устами ближнего. По ходу сюжета фильма выясняется, что Эни оказывается Анорой, и она отчаянно тормошит одурманенного сонного Ваню, чтобы он очнулся, проснулся, но он так и ничего не понял и остался жить в иллюзиях. А вот персонаж Юры Борисова прекрасно все понял.

В конце фильма пронзительный взгляд Аноры, как будто спрашивает зрителя, понял ли он про что был фильм.