Найти в Дзене
Липецкая киностудия

Симфония цвета и света в работах кинооператора Роджера Дикинса.

Роджер Дикинс — один из выдающихся кинооператоров современности, обладатель двух премий «Оскар», чьи работы отличаются исключительным мастерством в использовании цвета и света, глубоким пониманием того, как они влияют на восприятие отдельных кадров, сцен и фильма в целом. В этой статье я рассмотрю, как именно Роджер Дикинс использует цвет и свет, чтобы передать идеи и смыслы режиссёра, обогатить повествование сценариста и усилить эмоциональное воздействие на зрителя. Цветовые схемы и их применение Именно в монтажно-тонировочный период кинопроизводства естественный цветовой хаос отснятых кадров преобразуется в ограниченный набор оттенков, соответствующий выбранной цветовой схеме, для создания атмосферы, передачи эмоций и усиления визуального повествования, но основа для успешной тонировки закладывается операторскими решениями во время съёмочного процесса. При этом возможно применение как одной цветовой схемы в течение всего фильма, так и применение различных цветовых схем для отдельных

Роджер Дикинс — один из выдающихся кинооператоров современности, обладатель двух премий «Оскар», чьи работы отличаются исключительным мастерством в использовании цвета и света, глубоким пониманием того, как они влияют на восприятие отдельных кадров, сцен и фильма в целом. В этой статье я рассмотрю, как именно Роджер Дикинс использует цвет и свет, чтобы передать идеи и смыслы режиссёра, обогатить повествование сценариста и усилить эмоциональное воздействие на зрителя.

Роджер Дикинс и цветовой круг Иттена.
Роджер Дикинс и цветовой круг Иттена.

Цветовые схемы и их применение

Именно в монтажно-тонировочный период кинопроизводства естественный цветовой хаос отснятых кадров преобразуется в ограниченный набор оттенков, соответствующий выбранной цветовой схеме, для создания атмосферы, передачи эмоций и усиления визуального повествования, но основа для успешной тонировки закладывается операторскими решениями во время съёмочного процесса. При этом возможно применение как одной цветовой схемы в течение всего фильма, так и применение различных цветовых схем для отдельных кадров, сцен и эпизодов. Роджер Дикинс, как мастер своего дела, тонко чувствует и умело применяет различные цветовые схемы, адаптируя их к жанру и особенностям истории.

Роджер Дикинс и Джордж МакКей на съёмках фильма «1917».
Роджер Дикинс и Джордж МакКей на съёмках фильма «1917».
Парадокс художественного стиля Роджера Дикинса заключается в том, что, несмотря на его минималистичный и ненавязчивый подход к операторской работе, его визуальные решения оказывают сильное впечатление и становятся запоминающимися.

Роджер Дикинс предпочитает использовать реалистичные цвета, естественное освещение и простые композиции, избегая чрезмерной стилизации и визуальных эффектов, которые могли бы отвлекать зрителя от истории. Однако именно благодаря этому сдержанному подходу его работа приобретает уникальную выразительность и глубину. Таким образом, сложность его стиля заключается в его простоте.

1. Монохроматическая схема. Самая ограниченная цветовая схема, основана на использовании различных оттенков одного цвета (например, синий цвет в разных вариациях — от светло-голубого до тёмно-синего).

Монохроматическая цветовая схема.
Монохроматическая цветовая схема.

Монохроматическая схема статичная, спокойная, создаёт конкретную атмосферу и определённые эмоции. Крупные планы Бонда в «Скайфолл» в оттенках синего цвета отражают подавление эмоций и необходимость сохранять хладнокровие в кризисной ситуации.

В «Бегущем по лезвию 2049» оранжевая гамма сцен в Лас-Вегасе передаёт атмосферу сухости, запустения, увядания и тоски по прошлому. Оранжевый цвет ассоциируется с солнцем, песком и пылью, подчёркивая постапокалиптический характер места и его изолированность от остального мира.

Роджер Дикинс применяет монохроматическую схему точечно и очень выверенно, т.к. использование ограниченной палитры, несмотря на кажущуюся простоту, создаёт самый сильный и выразительный визуальный опыт. Монохроматическая схема способна усилить внимание зрителя к деталям и нюансам, которые могут быть не столь заметны в полихроматической палитре.

2. Аналогичная схема. Основана на использовании нескольких соседних цветов на цветовом круге Иттена (например, синий, сине-зелёный, зелёный; или красный, красно-оранжевый, оранжевый).

Аналогичная цветовая схема.
Аналогичная цветовая схема.

Аналогичная схема похожа на монохроматическую, она такая же статичная и спокойная, но большее цветовое разнообразие повышает реалистичность атмосферы, ощущение гармонии и увеличивает спектр передаваемых эмоций за счёт небольшого снижения их выразительности.

В «Бегущем по лезвию 2049» сине-фиолетовые оттенки отражают не только тоску Кея по Джой, но и его размышления об искусственности окружающего мира и природе человека. В «Скайфолл» красно-оранжевые оттенки кадров в казино в Макао передают одновременно уютную атмосферу заведения и опасность, которая грозит Бонду.

Аналогичная цветовая схема - это универсальное решение для спокойных сцен, т.к. благодаря близости оттенков, создаётся визуальная гармония и целостность.

3. Комплементарная схема. Основана на использовании двух противоположных (комплементарных) цветов на цветовом круге Иттена (например, красный-зелёный, синий-оранжевый, или жёлтый-фиолетовый).

Комплементарная цветовая схема.
Комплементарная цветовая схема.

Комплементарная схема противоположна аналогичной, она динамичная, напряжённая, создаёт неопределённую атмосферу и эмоции, повышает драматизм. При этом важно, что один цвет является основным, занимает большую часть площади кадра, а второй - вспомогательным, который выделяет акценты и направляет внимание зрителя.

В «Бегущем по лезвию 2049» в комплементарных сине-оранжевых оттенках реализована ключевая экшен-сцена сражения Кея и Лав, чем подчёркиваются ставки, которые стоят на кону для героев. В «Скайфолл» в схожих оттенках, но меньшей насыщенности цвета, выполнена сцена в подземном бункере МИ-6 после теракта, что отражает атмосферу недоверия, неопределённость ситуации и внутреннее напряжение.

Комплементарная схема даёт высокий контраст и притягивает внимание зрителя, что делает её очень популярной для создания визуально привлекательных кадров в кино, но в этом кроется и её опасность.

Чрезмерное использование комплементарной схемы без должной креативности приводит к предсказуемости повествования и потере оригинальности, а приём становится клише. Зритель может начать воспринимать такую схему, как стандартную, что снижает её эмоциональное воздействие, т.е. хотя комплементарные цвета изначально эффективны для привлечения внимания и создания драматических эффектов, их постоянное использование может ослабить их визуальную силу, поэтому Роджер Дикинс применяет чистую комплементарную схему только в ключевых моментах истории, где требуется создать максимальный драматизм.

4. Сплит-комплементарная схема. Основана на использовании одного основного цвета и двух цветов, соседних с его комплементарным (например, красный, зелёно-жёлтый и зелёно-синий).

Сплит-комплементарная цветовая схема.
Сплит-комплементарная цветовая схема.

Сплит-комплементарная схема более мягкая и спокойная, приятная для глаз и менее утомительная, чем комплементарная, не такая агрессивная, но всё ещё динамичная и напряжённая, сохраняющая глубину и сложность визуального повествования. Она предлагает баланс между гармонией и драматизмом.

В «Бегущем по лезвию 2049» в сценах, когда Джой сопровождает Кея, драматизм ситуации разбавляется ощущением теплоты и спокойствия, для чего красно-оранжевому цвету противопоставляется пара: зелёный и синий. В «Старикам тут не место» в сцене в больнице сплит-комплементарная схема визуально демонстрирует разницу между подходами Уэллса и Чигура к исполнению своих обязанностей.

Особенность применения сплит-комплементарной схемы заключается в том, что она может одновременно создавать ощущение гармонии и диссонанса, в постоянном поиске этой тонкой грани между спокойствием и напряжением, что делает сплит-комплементарные схемы как сложными, так и интересными для использования в кино.

5. Троичная схема (триада). Основана на использовании трёх цветов, равноудалённых друг от друга на цветовом круге Иттена (например, красный, жёлтый и синий).

Троичная цветовая схема (триада).
Троичная цветовая схема (триада).

Троичная схема (триада) создаёт красочную выразительную композицию и динамичный эффект, но без напряжения, свойственного комплементарной схеме, привносит элемент несерьёзности происходящего, лёгкую, часто экспрессивную, комедийную или нереалистичную атмосферу.

Роджер Дикинс в основном стремится к реалистичности цвета и драматизму в картинке, что не свойственно триаде, но для решения некоторых задач он применяет и троичную схему. В «Большом Лебовски» сцены в боулинг-клубе выполнены в красно-сине-жёлтых оттенках, что создаёт расслабленную атмосферу комедии, а короткие кадры в «Старикам тут не место», выполненные в триаде, дают зрителям время сбросить напряжение и выдохнуть перед следующим драматичным моментом, не теряя в динамике происходящего.

Композицию кадра в троичной схеме сложнее сбалансировать из-за равномерного распределения цветов на цветовом круге, но благодаря своей упорядоченности и математической правильности такая схема создаёт сильное ощущение гармонии, что резко снижает драматическое напряжение в кадре, а слишком большое цветовое разнообразие может отвлекать зрителя от истории. Это делает троичную схему как мощным инструментом для создания запоминающегося визуального стиля, так и потенциальной ловушкой, если она используется без должного внимания к балансу и контексту.

6. Тетраидная схема (прямоугольная). Основана на использовании четырёх цветов, расположенных в вершинах прямоугольника на цветовом круге Иттена (две комплементарные пары, например, красный-зелёный и синий-оранжевый).

Тетраидная цветовая схема (прямоугольная).
Тетраидная цветовая схема (прямоугольная).

Тетраидная схема включает особенности комплементарной схемы, но в меньшей степени: она динамичная, напряжённая, драматичная. При этом большее цветовое разнообразие повышает реалистичность атмосферы, ощущение гармонии и увеличивает спектр передаваемых эмоций.

Как ни странно, но данная цветовая схема часто применяется в фильме «Старикам тут не место». Тетраидная схема здесь создаёт визуальную глубину, подчёркивая одновременно и безмятежность, и опасность окружающего мира, контраст между Антоном Чигуром и местными жителями. Эта схема придаёт сценам визуальную сложность и эмоциональную неоднозначность.

Особенность тетраидной цветовой схемы заключается в необходимости находить баланс между богатством цветовых решений и сохранением визуальной целостности, что делает её самым сложным, но невероятно мощным инструментом.

С одной стороны, тетраидная схема предоставляет широкий спектр возможностей для экспериментов с цветом, что может обогатить визуальный язык фильма и усилить эмоциональное воздействие. Это делает сцены более динамичными и многослойными, позволяя выделить различные элементы кадра и подчеркнуть сложность и многогранность сюжета и персонажей.

С другой стороны, использование четырёх цветов одновременно может привести к визуальному хаосу, если цвета не сбалансированы должным образом. Избыток цвета может перегрузить зрителя и отвлечь его от основного действия или сюжетной линии. Создание гармоничной композиции при использовании тетраидной схемы требует тщательной проработки и понимания цветовой теории, чтобы избежать ощущения несогласованности и беспорядка.

В своей работе с цветом Роджер Дикинс стремится к созданию ощущения реалистичности. Он предпочитает сдержанные, ненасыщенный цвета, которые соответствуют жанру и атмосфере фильма. Цветовая палитра в его фильмах редко бывает кислотной и кричащей, но, являясь весьма разнообразной в оттенках, становится метафорическим языком, дополняющим повествование, создающим настроение и эмоциональное воздействие на зрителя.

Световые схемы как инструмент повествования

Как и с цветом, при работе со светом Роджер Дикинс стремится к реалистичному и натуралистичному результату. Он избегает искусственности и чрезмерной стилизации, предпочитая имитировать естественные и внутрикадровые источники – свет солнца и луны, свет ламп и огня.

При этом Роджер Дикинс – мастер светотени, умеющий использовать свет для создания настроения, подчёркивания формы, направления взгляда зрителя, и раскрытия внутреннего мира героев.

1. Трёхточечное освещение (Three-point lighting). Классическая схема, включающая ключевой свет (основной рисующий источник света), заполняющий свет (смягчающий тени от ключевого света, проявляющий детали в тенях) и контровой свет (отделяющий объект от фона).

Парадокс заключается в том, что хотя эта схема широко используется для создания иллюзии естественного освещения, сама по себе она является тщательно спланированной, структурированной и искусственной конструкцией, что часто далеко от того, как свет падает в реальной жизни.

В «Побеге из Шоушенка» в сценах в тюрьме Роджер Дикинс использует трёхточечное освещение, но повышает его реалистичность, имитируя естественный свет от окон и ламп, совмещая классическую схему и внутрикадровые источники света. Ключевой свет у него мягкий и рассеянный, заполняющий свет едва заметен, а контровой создаёт лёгкий ореол вокруг персонажей, отделяя их от фона.

2. Высокий ключ (High-key lighting). Равномерное освещение с низким контрастом, высокой общей яркостью и минимальными тенями. Светлые участки объектов могут сливаться с фоном, образуя размытые границы. Создаёт ощущение лёгкости, открытости и оптимизма, чаще используется в комедиях, мюзиклах, мелодрамах.

«1917» (Сэм Мендес, 2019).
«1917» (Сэм Мендес, 2019).

Роджер Дикинс редко использует высокий ключ в чистом виде, он тяготеет к более драматичному освещению, но элементы данной схемы встречаются для решения конкретных задач. В фильме «1917», когда герои выбираются из тёмного туннеля на свет, кадры в высоком ключе создают атмосферу успеха, ощущение преодоления трудностей, чувства, что всё сложное позади.

3. Низкий ключ (Low-key lighting). Высококонтрастное освещение с небольшим количеством света и преобладанием глубоких теней. Тёмные участки объектов могут сливаться с фоном, образуя размытые границы. Создаёт ощущение тайны, опасности, напряжения, драматизма, чаще используется в драмах, триллерах, фильмах ужасов.

Фильм «Старикам тут не место» изобилует сценами, снятыми в низком ключе. Тёмные интерьеры, ночные сцены, использование контрового света для создания силуэтов – всё это создаёт атмосферу напряжения и возрастающей опасности.

4. Боковое освещение (Side lighting). Свет, падающий на объект сбоку. Подчёркивает текстуру и форму объектов, создаёт ощущение разделения или внутреннего конфликта.

В «Скайфолл», когда Бонд находится в состоянии сомнения, боковое освещение подчёркивает его изоляцию и уязвимость. Также боковое освещение используется для передачи символизма света и тьмы. Свет представляет надежду, истину и силу, в то время как тьма ассоциируется с опасностью, предательством и потерей. Световая схема помогает визуально разделить эти два мира, подчёркивая борьбу между добром и злом.

5. Естественное освещение (Natural lighting). Использование естественного света (солнца, луны, огня) или его имитация. Создаёт ощущение реализма, естественности, органичности. Роджер Дикинс, даже когда использует искусственный свет, стремится имитировать его натуральность.

Фильм «1917», снятый как бы одним кадром, требовал особого подхода к освещению, которое постоянно меняется, следуя за движением камеры и временем суток, создавая ощущение непрерывности и реализма происходящего. Роджер Дикинс добился потрясающего эффекта погружения зрителя в окопы Первой мировой войны в том числе и благодаря мастерскому использованию имитации естественного света.

Вывод.

Роджер Дикинс не только кинооператор, но и художественный рассказчик, создающий уникальные визуальные миры, остающиеся в памяти на долгое время. Такой результат ему обеспечивает основной принцип работы со светом и цветом – стремление к реалистичности и минимализму, использование только тех цветовых и световых схем, которые усиливают повествование.

Эдуард Ковзан, кинорежиссёр.

#фильмы #кино #авторскоекино #региональноекино #кинопроизводство #липецкаякиностудия #липецк #липецкаяобласть