Найти в Дзене

Безумные Восьмёрки: поезд, который никто не мог остановить

Вы, наверное, слышали про фильм "Неуправляемый", где поезд, груженный токсичным веществом, теряет машиниста и несётся по рельсам без всякого контроля. Единственный способ остановить его — догнать с другого поезда, после чего главные герои делают головокружительный манёвр и спасают город от катастрофы. Отличная история, но давайте забудем её. Потому что реальная версия этой истории — это не просто сюжет для Голливуда, это чистый хаос, который развернулся в Огайо в 2001 году. Готовы узнать, как это произошло? Тогда устраивайтесь поудобнее. 15 мая 2001 года в железнодорожном депо города Толидо, штат Огайо, машинист с 35-летним опытом работы выполнял стандартное маневрирование на локомотиве CSX 8888 (он же "Crazy Eights"). Дело было простым — переставить состав с одних путей на другие. Но небольшая ошибка превратила обычный день в один из самых громких инцидентов в истории американских железных дорог. Машинист заметил, что впереди неверно выставлена стрелка. Скорость была небольшой, но он
Оглавление

Вы, наверное, слышали про фильм "Неуправляемый", где поезд, груженный токсичным веществом, теряет машиниста и несётся по рельсам без всякого контроля. Единственный способ остановить его — догнать с другого поезда, после чего главные герои делают головокружительный манёвр и спасают город от катастрофы. Отличная история, но давайте забудем её. Потому что реальная версия этой истории — это не просто сюжет для Голливуда, это чистый хаос, который развернулся в Огайо в 2001 году. Готовы узнать, как это произошло? Тогда устраивайтесь поудобнее.

Май 2001: Всё началось в железнодорожном депо

15 мая 2001 года в железнодорожном депо города Толидо, штат Огайо, машинист с 35-летним опытом работы выполнял стандартное маневрирование на локомотиве CSX 8888 (он же "Crazy Eights"). Дело было простым — переставить состав с одних путей на другие. Но небольшая ошибка превратила обычный день в один из самых громких инцидентов в истории американских железных дорог.

Машинист заметил, что впереди неверно выставлена стрелка. Скорость была небольшой, но он понимал, что тормоза, скорее всего, не остановят поезд вовремя. Тогда он решил поступить так, как делали сотни железнодорожников до него: спрыгнуть с поезда, вручную перевести стрелку и вернуться обратно в кабину.

Всё шло по плану... пока не стало понятно, что локомотив вовсе не собирается останавливаться.

Тепловоз SD40-2 № 8888
Тепловоз SD40-2 № 8888

Ошибка, которая запустила хаос

Дело в том, что в современных локомотивах существует несколько типов тормозов:

  • Локомотивный (независимый тормоз) — воздействует только на локомотив, не затрагивая вагоны. Используется для маневров и регулирования скорости самого локомотива.
  • Автоматический тормоз — воздействует на весь состав через общую тормозную магистраль. Он используется машинистом для любого торможения, а его ключевая особенность — способность срабатывать автоматически при разрыве состава или аварийной остановке, что обеспечивает безопасность.
  • Динамический тормоз — использует тяговый двигатель в режиме генератора, создавая электрическое сопротивление и тем самым замедляя движение. Это особенно полезно на спусках, так как позволяет снизить износ традиционной тормозной системы.

Перед тем как выйти из кабины, машинист задействовал тормоза. Но была одна проблема: он не завершил процесс включения динамического тормоза. В результате, вместо того чтобы замедляться, поезд наоборот начал ускоряться. Когда машинист попытался снова запрыгнуть в кабину, он не смог: скорость уже была слишком высокой. Он проскользил по поручню, проехав на нём около 25 метров, а затем рухнул на землю. Локомотив ушёл в, как бы мы сказали, "свободное плавание".

Теперь CSX 8888 — 47 вагонов, из которых 22 были загружены, а также две цистерны с расплавленным фенолом (опасным химикатом) — нёсся по рельсам без машиниста, а тормоза с каждой минутой изнашивались всё сильнее.

Момент, когда CSX 8888 проходит через ферму в Западном Огайо
Момент, когда CSX 8888 проходит через ферму в Западном Огайо

Первая попытка остановить поезд: гениальная идея... с ружьём

О ситуации мгновенно сообщили начальнику депо, диспетчеру и полиции. Началось экстренное совещание на тему: "Как остановить поезд, который мчится на полной скорости?"

Первый план, предложенный правоохранителями, был, мягко говоря, типично американским. Полицейские вспомнили, что в локомотивах есть аварийная кнопка отключения топлива. Проблема? Добраться до неё было невозможно. И тут кто-то сказал: "А давайте просто выстрелим в неё?"

Сказано — сделано. Полицейские попытались попасть в кнопку из дробовика на ходу, но, как можно догадаться, ни один выстрел не помог. Кнопка работала только при длительном нажатии, и в любом случае, даже если бы они попали, непонятно, сработал бы этот механизм или нет. В общем, эксперимент провалился, а поезд всё ещё мчался дальше.

Та самая попытка
Та самая попытка

Вторая попытка: коварный стрелочный перевод

Следующей идеей было перевести стрелку так, чтобы поезд заехал на боковой путь, где его бы остановил передвижной противосходный башмак. На бумаге всё выглядело идеально: поезд въезжает на боковой путь и сходит с рельсов, останавливаясь.

Но проблема в том, что Crazy Eights было не остановить. Он просто сбил противосходный башмак, словно он сделан из картона, и продолжил движение. С каждой минутой он набирал скорость: к этому моменту он уже разогнался до 80 км/ч.

Третья попытка: погоня

Понимая, что обычными методами поезд не остановить, железнодорожники решили действовать по голливудскому сценарию. На перехват "Безумных Восьмёрок" выехал другой локомотив — CSX 8392.

Задача была следующей: догнать поезд, зацепиться за его хвост и использовать динамические тормоза, чтобы постепенно сбрасывать скорость.

Погоня началась. CSX 8392 успешно зацепился за "Crazy Eights". Постепенно, шаг за шагом, скорость стала снижаться. Но даже это не могло полностью остановить поезд.

Финальный манёвр: героический прыжок

К тому моменту, когда "Безумные Восьмёрки" замедлились до 18 км/ч, начальник поезда Джон Хоссфельд решил, что пора прыгнуть на борт.

Бегом по платформе он догнал локомотив, запрыгнул в кабину и смог заглушить двигатель.

И вот наконец поезд остановился.

Джон Хосфилд поднимается на локомотив 8888, когда он проезжает через перекресток Мак-Кинли-роуд.
Джон Хосфилд поднимается на локомотив 8888, когда он проезжает через перекресток Мак-Кинли-роуд.

Что стало с "Безумными Восьмёрками"?

К счастью, никто не пострадал (ну, кроме машиниста, который порезал руки, когда пытался запрыгнуть обратно). А вот сам он, несмотря на 35 лет безупречной работы, был уволен.

CSX 8888 некоторое время оставался в строю, но в 2016 году его модернизировали, присвоив новый номер 4389. Железнодорожные музеи хотели выкупить его, но CSX отказались, не желая, чтобы их "эпическая ошибка" стала объектом всеобщего внимания.

Итог

Этот инцидент стал наглядным примером того, насколько человеческий фактор может влиять на безопасность железнодорожных перевозок. Опытный машинист, несмотря на годы работы, допустил критическую ошибку.

Эта ошибка произошла, возможно, из-за привычки к рутинным операциям, излишней уверенности в своих действиях или спешки. Железнодорожный транспорт зависит от множества факторов, но даже одна человеческая ошибка может привести к катастрофическим последствиям. К счастью, эта история завершилась благополучно. Все участники пережили волнующие моменты, но в итоге всё закончилось хорошо.

Как вы думаете, человеческий фактор можно предотвратить за счёт более строгих протоколов? А за счёт обучения и подготовки персонала? Пишите свои мысли в комментариях!

Рекомендую прочитать