Найти в Дзене
Technic

Pratt & Whitney R-2800 Double Wasp — сердце американской авиации Второй мировой

Оглавление

Когда Вторая мировая война набирала обороты, авиация требовала всё более мощных и надёжных двигателей. Pratt & Whitney ответили на этот вызов созданием R-2800 Double Wasp — первого 18-цилиндрового двухрядного радиального двигателя в США.

Этот мотор стал легендой, поднимая в воздух лучшие истребители, бомбардировщики и транспортные самолёты. Давай разберёмся, чем он был так хорош.

---

История создания

После успеха R-1830 Twin Wasp инженеры Pratt & Whitney начали разрабатывать ещё более мощный мотор для новых боевых самолётов. В 1937 году появился R-2800 Double Wasp — первый американский 18-цилиндровый радиальный двигатель.

Его конструкция оказалась настолько удачной, что R-2800 использовался на фронтах Второй мировой, в Корейской войне и даже после них. Он стал эталоном среди авиационных поршневых двигателей.

---

Технические характеристики Pratt & Whitney R-2800

  • Конфигурация: 18-цилиндровый, радиальный (двухрядный звездообразный)
  • Рабочий объём: 46 л (2804 куб. дюйма)
  • Мощность: 1 850–2 800 л.с. (в зависимости от версии)
  • Диаметр: 1,35 м
  • Масса: 953 кг
  • Охлаждение: воздушное
  • Топливо: бензин с высоким октановым числом
  • Степень сжатия: 6,65:1

Этот двигатель сочетал невероятную мощность с высокой надёжностью, что сделало его идеальным для боевых самолётов.

-2

---

Применение: какие самолёты летали на R-2800?

Этот мотор устанавливался на лучшие боевые самолёты США:

  • Republic P-47 Thunderbolt — один из самых мощных истребителей Второй мировой.
  • Vought F4U Corsair — палубный истребитель, легенда Тихоокеанского фронта.
  • Grumman F6F Hellcat — истребитель, обеспечивший превосходство ВМС США над японской авиацией.
  • Martin B-26 Marauder — скоростной бомбардировщик, использовавшийся на европейском фронте.
  • Douglas A-26 Invader — лёгкий бомбардировщик и штурмовик, воевавший даже во Вьетнаме.
  • Douglas DC-6 — гражданский авиалайнер, совершивший революцию в пассажирских перевозках.

Этот список можно продолжать — R-2800 стоял на десятках моделей!

---

Модификации двигателя

Двигатель выпускался в десятках вариантов, адаптированных под разные самолёты и задачи:

  • R-2800-5 — ранняя версия (1 850 л.с.), использовалась на бомбардировщиках B-26.
  • R-2800-21 — улучшенная версия для истребителей P-47 (2 000 л.с.).
  • R-2800-34W — версия с водно-метанольным впрыском, выдававшая 2 500 л.с.
  • R-2800-CB17 — последняя модификация (2 800 л.с.), использовавшаяся на DC-6.

Наличие множества модификаций позволило R-2800 оставаться актуальным даже после появления реактивных двигателей.

---

Интересные факты о R-2800 Double Wasp

1. Мотор, выигравший войну

P-47, F4U и F6F с этим двигателем обеспечили авиационное превосходство США в воздухе.

2. Использовался более 30 лет

Последние самолёты с R-2800 летали до 1970-х годов!

3. Рекорд скорости среди поршневых самолётов

F4U Corsair с этим двигателем разгонялся до 740 км/ч — рекорд для поршневых истребителей Второй мировой.

4. Выдерживал невероятные нагрузки

В бою P-47 с R-2800 мог продолжать лететь даже с несколькими пробоинами в цилиндрах!

5. Используется до сих пор

Некоторые старинные самолёты с этим двигателем всё ещё можно увидеть на авиашоу.

---

Заключение

Pratt & Whitney R-2800 Double Wasp — один из величайших авиационных двигателей в истории. Он помог выиграть войну, сделал революцию в авиации и доказал, что поршневые моторы могут быть по-настоящему мощными.

Если бы не R-2800, история авиации могла бы сложиться иначе. Этот мотор — настоящая легенда!