Найти в Дзене

Как сваривать ABS: нюансы работы с жёсткой пластмассой, типичные ошибки, советы

Крылья автомобилей и скутеров, корпуса чемоданов и бытовой техники, розетки, выключатели и много чего ещё делают из этого пластика. Из него же варятся красочные рекламные конструкции. Опытным мастерам работать с ним комфортно, а вот новички часто допускают ошибки, из-за которых шов получается непрочным, материал деформируется и меняет цвет. Рассказываем об основных аспектах работы с этим материалом с помощью фена с насадкой для быстрой сварки. Пластик ABS - жёсткий, с глянцевой поверхностью. Он хорошо противостоит истиранию, вибрациям, ударам, но, если трескается, то доставляет немало хлопот. Трещины в нём могут ветвиться, часто образуются сколы. Нередко часть трещин оказываются скрытыми, так как материал жёсткий и его края просто не расходятся. Такие скрытые трещины иногда проявляются уже в процессе пайки. Если речь идёт о работе с цельными листами, этот недостаток не проявляется в ходе сварки, но его обязательно надо учитывать, если вы занимаетесь не производством конструкций из лист
Оглавление

Крылья автомобилей и скутеров, корпуса чемоданов и бытовой техники, розетки, выключатели и много чего ещё делают из этого пластика. Из него же варятся красочные рекламные конструкции. Опытным мастерам работать с ним комфортно, а вот новички часто допускают ошибки, из-за которых шов получается непрочным, материал деформируется и меняет цвет. Рассказываем об основных аспектах работы с этим материалом с помощью фена с насадкой для быстрой сварки.

Особенности материала

Пластик ABS - жёсткий, с глянцевой поверхностью. Он хорошо противостоит истиранию, вибрациям, ударам, но, если трескается, то доставляет немало хлопот. Трещины в нём могут ветвиться, часто образуются сколы. Нередко часть трещин оказываются скрытыми, так как материал жёсткий и его края просто не расходятся. Такие скрытые трещины иногда проявляются уже в процессе пайки.

Если речь идёт о работе с цельными листами, этот недостаток не проявляется в ходе сварки, но его обязательно надо учитывать, если вы занимаетесь не производством конструкций из листового ABS, а ремонтом потрескавшихся деталей.

Как варить

Пластик ABS варится при температуре в 350 градусов. Для работы нужно использовать специальные прутки из того же материала. Удобнее всего варить, используя насадку для быстрой сварки (например, одну из этих).

Сам процесс выглядит следующим образом:

  1. Сначала нужно правильно соединить края трещины, чтобы придать заготовке нужную геометрию.
  2. Затем трещина с обеих сторон пропаивается паяльником. Это делается, чтобы зафиксировать деталь и подготовить её к последующей обработке. Обратите внимание, что пластик здесь обязательно окажется перегретым, возможно даже почернеет. На данном этапе это нормально.
  3. Далее с помощью конусной фрезы нужно пройти по месту спайки, делая углубление под пруток на месте будущего шва. В процессе такой шлифовки будет удалён верхний перегретый слой ABS.
  4. Далее место сварки нужно очистить от мусора и обезжирить. Первые три этапа можно пропустить, если вы работаете с чистыми листами, а не ремонтируете, например, крыло скутера. Но обезжиривание и удаление мусора - обязательно в любом случае.
  5. После этого готовим пруток - счищаем с него окислившийся верхний слой, конец заостряем для более эффективного прогрева в начале работы.
  6. Далее вставляем пруток в фен с насадкой и заполняем им трещину. Этот пластик плавится быстро, становится очень мягким и текучим даже без перегрева. Работать с ним удобно.

После заполнения трещины нужно дать шву остыть. ABS остывает быстро и сразу набирает прочность. Пока шов не остыл, можно изменить геометрию детали. Вообще этот пластик, будучи мягким, легко формуется и затем отлично сохраняет форму после остывания.

Советы новичкам

  1. Не забывайте про замки. По краям детали желательно делать так называемые “Замки” - впаивать поперёк трещины или шва несколько сантиметров прутка. Так вы сможете предотвратить разрывы по краям детали.
  2. Найдите помощника. Работать одному очень неудобно. Особенно, если вы свариваете не ровные листы, а детали со сложной геометрией, которые сложно зажать на верстаке струбцинами или тисками.
  3. Проваривайте с двух сторон. Если геометрия детали позволяет сделать шов двойным, то делайте его двойным. Сварка с одной стороны по такой методике не позволит получить надежный шов.
  4. Используйте подходящий пруток. Он должен выступать за края трещины на 2-3 миллиметра (если это возможно), но при этом быть тоньше самой детали. Также важно, чтобы он был сделан из того же материала, что и сама деталь.
  5. Не пытайтесь сразу заполнять весь шов. Когда работаете с пластиком большой толщины, не стоит сразу заполнять трещину полностью. Глубокие швы формируются в несколько слоёв. Такой подход позволяет идеально сплавить края деталей с прутком без риска перегрева. Прогревать толстые прутки, особенно с помощью недорогих фенов, неудобно.
  6. Не работайте на морозе. При низких температурах пластик при нагреве ведёт себя непредсказуемо. Поэтому паять зимой в неотапливаемой мастерской или на улице - плохая идея. В идеале температура в помещении должна быть не ниже 15 градусов.