Найти в Дзене
Переизбыток эмоций

Три подхода к путешествиям во времени в кино и мультфильмах

Оглавление

Парень находит таинственный артефакт и… Люди будущего изобрели машину времени и… В прошлом случилась кaтaстрофа, которую нужно обязательно предотвратить, и… Завязка может быть любой, но итог один — надо метнуться кабанчиком в прошлое и чего-нибудь там переделать.

Кто мог знать, что именно бабочки так прочно свяжутся в сознаниии человека с путешествиями во времени...
Кто мог знать, что именно бабочки так прочно свяжутся в сознаниии человека с путешествиями во времени...

Путешествие в прошлое — распространённый сюжет в кино и мультфильмах. Этот поворот уже стал классикой и даже обзавёлся собственными клише и традициями. Мне удалось обнаружить три вида кинопутешествий во времени в зависимости от того, как влияют другу на друга прошлое и будущее и как люди из будущего вписываются в мир прошлого. Иными словами, сегодня я расскажу о трёх вариантах того, как создатели кино и мультфильмов видят межвременные путешествия.

1. Классический «эффект бабочки». Пример — «Сто лет тому вперёд», «Индюки: назад в будущее»

Кадр из «Сто лет тому вперёд» 2024
Кадр из «Сто лет тому вперёд» 2024

Самая классика из классик. Герой напортачил в прошлом, раздавив прекрасную бабочку, и будущее полетело в тартары. А герою плюс один квест: исправлять свои ошибки и восстанавливать цивилизацию.

Вся суть первого подхода сводится к одной мысли: чужеродный элемент в прошлом меняет будущее. Всё имеет последствия. Это самый распространённый подход, потому что на его основе можно придумать миллион увлекательных сюжетов. Вот только он совершенно нелогичен.

Сердитые птички (Кадр из «Индюки: назад в будущее» 2013)
Сердитые птички (Кадр из «Индюки: назад в будущее» 2013)

Почему? Внимательно следите за мыслью: герой решил, что в настоящем ему что-то не по нраву. Он возвращается в прошлое и меняет его, чтобы убрать нехорошую вещь в настоящем. Операция проходит успешно, герой возвращается в настоящее. Но ведь относительно этого настоящего прошлое уже произошло. То есть герой там уже был и уже всё поменял, и раздражающая вещь тоже исчезла давным-давно (герой же убрал её ещё в прошлом). А это значит, что у героя из чуть более раннего настоящего не было причин лететь в прошлое и что-то менять, значит, он никуда не полетел.

Возникает парадокс — замкнутый круг причин и следствий. То есть «эффект бабочки» неправдоподобен. Логика разбивается вдребезги. Но всё же от этого поворота ещё долго не откажутся, ведь он золотая жила сюжетов и драм.

Зелёная Москва. А летающие механизмы как из «Города героев» (Кадр из «Сто лет тому вперёд» 2024)
Зелёная Москва. А летающие механизмы как из «Города героев» (Кадр из «Сто лет тому вперёд» 2024)

2. Другая крайность — «Творю всё, что хочу». Пример — любой мультсериал, где есть герой-изобретатель

Подход, характерный для детских мультфильмов. Почти в каждом мультсериале можно найти эпизод, где героев каким-то банальным способом закидывают в прошлое. Путешествие во времени здесь лишь ещё одна завязка для маленького приключения на двадцать минут. Герои попали в прошлое, побуянили, прихватили с собой яйцо динозавра и пошли домой пить чай. Скучно и по-детски… но чaёк — это хорошо!

Самый типичный пример (Кадр из мульсериала «Ми-ми-мишки!»)
Самый типичный пример (Кадр из мульсериала «Ми-ми-мишки!»)

3. Неизменное прошлое: «Мы ведь там уже были!» Пример — «Гарри Поттер»

Третий подход решает проблему первого — прошлое уже изменено, мы просто об этом не знаем. Чтобы было понятно, объясню на примере фильма «Гарри Поттер и узник Азкабана». Гарри и Гермиона были уверены, что им нужно спасти Сириуса и Клювокрыла. Они отправились на несколько часов назад и сумели провернуть эту операцию, не попавшись своим прошлым «я». Но по многочисленным намёкам из начала фильма (разбитая ракушкой ваза, Гермиона из прошлого) мы понимаем, что с самого начала в сюжете участвовала две пары Гарри-Гермиона. Они изначально «меняли прошлое», но думали, что Клювик пoгиб, хотя он с самого начала был спасён. То есть они отправились назад во времени не чтобы менять историю, а чтобы всё прошло так, как прошло.

— Они там... — Кто? — Мы! (Кадр из «Гарри Поттера и узника Азкабана»)
— Они там... — Кто? — Мы! (Кадр из «Гарри Поттера и узника Азкабана»)

Логика торжествует, квест «спасти друзей» выполнен. Но путешествие во времени ничего, по факту, не изменило:) При таком подходе приходится жертвовать зрелищностью в угоду логике, поэтому он в кино встречается редко.

4. Самый редкий подход — «Неизменное прошлое 2, вот совсем неизменное. Совсем-совсем». Пример — «Машина времени», «Алиса в Зазеркалье»

Разновидность третьего подхода. И мой самый любимый, ибо при нём логика торжествует безоговорочно, убирая все минусы первого и за счёт этого добавляя драмы. Как? Возьмём «Машину времени». Главный герой создал, собственно, машину и вернулся в прошлое один раз. Второй. Третий, четвёртый… и так бесчисленное количество раз, всё с одной целью — спасти любимую. Но сколько раз он не отматывал время, она лишь пoгибaла новым и новым способом.

Когда каменные джунгли остались в прошлом (Кадр из «Машины времени» 2002)
Когда каменные джунгли остались в прошлом (Кадр из «Машины времени» 2002)

Прошлое уже произошло. И раз ты в него переместился, значит, твои действия там тоже уже произошли, даже если сейчас ты ещё не изобрёл машину времени. Об этом я говорила в первом пункте — прошлое неизменно. И при подходе №4 создатели решают проблему неизменного прошлого, позволяя герою в него попасть, но не позволяя его изменить. Л-логика. И этот факт заодно работает как отличная драма — одни плюсы для кино!

Вот такой вот нехитрый список. Фильмы с какими подходами вы видели? А какие вам больше нравятся? Что вы думаете об эффекте бабочки? Напишите в комментариях!