Найти в Дзене

Сепарация от родителей

Частенько на постсоветском пространстве встречаются сепарационные проблемы, строящиеся на базовом понятии: «Мы семья – значит мы единое целое». Я вижу в этом отголоски идеологии, которая провозглашала «Союз нерушимый республик свободных». Но! Обращаю внимание, что союз именовался республик-то свободных. А кем-кем, но только не свободными чувствуют себя дети с сепарационными проблемами.  Сепарация – процесс интрапсихический. Это внутреннее, а не реальное физическое дистанцирование и отделение от родителя, даже если это будет переезд на другой край Земли. Поэтому я, собственно, не могу одобрить часто встречающиеся рекомендации разных специалистов, мол, проблемы с родителями можно решить, прекратив с ними общение. С глаз долой – из сердца вон! Нет и еще раз нет. Даже, собрав волю в кулак, переехав от родителя, такой ребенок (в каком бы он возрасте ни был) будет встречаться с теми же проблемами выбора: а можно ли ему вообще что-то делать, не спросив разрешения у мамы или папы? Такие в

Частенько на постсоветском пространстве встречаются сепарационные проблемы, строящиеся на базовом понятии: «Мы семья – значит мы единое целое». Я вижу в этом отголоски идеологии, которая провозглашала «Союз нерушимый республик свободных». Но! Обращаю внимание, что союз именовался республик-то свободных. А кем-кем, но только не свободными чувствуют себя дети с сепарационными проблемами. 

Сепарация – процесс интрапсихический. Это внутреннее, а не реальное физическое дистанцирование и отделение от родителя, даже если это будет переезд на другой край Земли. Поэтому я, собственно, не могу одобрить часто встречающиеся рекомендации разных специалистов, мол, проблемы с родителями можно решить, прекратив с ними общение. С глаз долой – из сердца вон! Нет и еще раз нет. Даже, собрав волю в кулак, переехав от родителя, такой ребенок (в каком бы он возрасте ни был) будет встречаться с теми же проблемами выбора: а можно ли ему вообще что-то делать, не спросив разрешения у мамы или папы? Такие внутренние диалоги с родителями будут вестись бесконечно. 

Процесс отделения родителя и ребенка – всегда обоюдный. Поэтому нельзя оправдывать свою несамостоятельность только тем, что родители не отпускают вас. Пока человек сам не захочет отделиться, ничего не поможет. Медицина здесь бессильна! 

Ребенку в слиянии с родителями может казаться, что любой шаг в сторону от семьи приведет к полному разрыву отношений с близкими. Так бывает, но в редких случаях. Сохраняя слияние на самом деле, ребенок лишает себя и родителей возможности видеть жизнь реальной, а людей отличными друг от друга.

Если ребенок все-таки принимает решение жить свою жизнь, его ключевой задачей становится донести в словесной форме родителям, что они важны и нужны просто потому, что они есть. Для этого не нужно бесконечно быть участником внутрисемейных дел или драм. А заботу и тепло можно давать в приемлемой для обеих сторон форме. 

Напоследок хочется подчеркнуть, что сепарация – это не тотальная автономия. Так или иначе люди нуждаются в других. Сепарация – это обретение чувства внутренней свободы и отдельности, возможность принимать свои собственные решения и отвечать за их последствия, выстраивание личных границ. А нужно ли это или нет, человек всегда решает сам.