За первые два месяца президентства Д. Трампа российско-американский дипломатический диалог набрал силу. Почему это происходит?
1. Кто и с кем говорил?
Владимир Путин и Дональд Трамп говорили по телефону два раза с публичными анонсами - 12 февраля и 18 марта 2025, а также провели несколько разговоров без широкой огласки. Очные российско-американские переговоры прошли уже в три этапа: 18 февраля 2025 министр иностранных дел Сергей Лавров и помощник Президента РФ по международным вопросам Юрий Ушаков в Эр-Рияде общались с Госсекретарем Марком Рубио, советником по нацбезопасности Майком Уолтцем и спецпосланником президента по отношениям с Россией Стивом Уиткоффом.
27 февраля в Стамбуле директор департамента Северной Атлантики МИД и будущий посол РФ в США Александр Дарчиев проводил консультации с заместителем помощника госсекретаря США по Евразии Сонатой Коултер. И, наконец, сегодня, 23 марта, председатель комитета Совета Федерации РФ по международным делам Григорий Карасин и советник директора ФСБ Сергей Беседа проводят "непрямые переговоры" с украинской делегацией через Спецпосланника президента США по Украине Кита Келлога.
2. О чем это говорит?
Все это говорит о постепенном восстановлении нормального дипломатического процесса. А также о признании Соединенными Штатами России, в отличие от европейских стран, самостоятельным субъектом международных отношений, имеющим собственные национальные интересы и достойным участвовать в глобальных процессах. Еще немного - и американцы вернут захваченную дипломатическую собственность России: здания консульств, торгпредств, дачи посольства РФ в США и постпредства РФ в ООН, а также согласуют увеличение состава российских дипломатов до количества десятилетней давности. И, разумеется, зеркально получат аналогичный позитивный ответ.
С этого договорились начать выход из тупика президенты, это обсудили министры в Саудовской Аравии, а конкретные шаги проработали дипломаты в Турции. Кстати, именно там, в Стамбуле, А. Дарчиев получил давно ожидаемый агреман. Наряду с этим продвигается обсуждение важных тем - конфликтов на Украине и Ближнем Востоке, вопросов стратегической стабильности. Значит ли все это, что отношения с США налаживаются и становятся дружескими? Оправдана ли эйфория по поводу Трампа, развернувшаяся у отечественных журналистов и диванных экспертов? Конечно, нет. Трамп ни разу не наш, и никогда не был русофилом.
3. Политика Д. Трампа по отношению к России в первый срок
Вспомним, что именно при Трампе была изъята львиная доля дипломатической собственности России - консульства в Сан-Франциско, Сиэтле и иже с ними. Именно при нем одномоментно была выслана наибольшая группа российских дипломатов - 60 человек под надуманным предлогом "дела Скрипалей", которое вообще не касалось Соединенных Штатов. Именно при Трампе США начали поставлять Украине летальные вооружения, начиная с легендарных для украинцев переносных противотанковых комплексов Джавелин. Именно Трамп ввел санкции против "Северного потока-2", заблокировав его лицензирование и ввод в строй.
При нем были приняты Закон «О противодействии противникам США посредством санкций» (август 2017), Стратегия национальной безопасности США (декабрь 2017), Стратегия национальной обороны США (январь 2018), Ядерная стратегия США (февраль 2018), обновленная Стратегия развития американской системы ПРО (январь 2019). Все эти документы, называвшие Россию угрозой для США, ревизионисткой и враждебной державой, были направлены против нашей страны.
4. Почему Трамп изменил подход к России?
Трамп, в отличие от глобалистов клинтоно-обамо-байденовского разлива, признает свершившийся факт - конец либеральной глобализации и однополярного мира. В этих условиях Соединенные Штаты станут одним из центров силы, но не единственным. И ему надо увеличить зону влияния как вширь, так и вглубь - отсюда все нападки на Канаду и Мексику, претензии на Гренландию и Панамский канал.
Признавая Россию также одним из полюсов многополярного мира, Трамп понимает, что мы не претендуем на предполагаемую американскую зону - западное полушарие и значительную часть АТР. А вот с Китаем здесь неизбежны пересечения и столкновения - как в экономическом плане, так и в политическом. Особенно во влиянии на важные подсистемы АТР, находящиеся на стыке интересов - например, на Юго-Восточную Азию.
И переговоры с Россией преследуют несколько важных задач. Первая - завершение конфликта на Украине, где не удалось получить выигрыш, значит надо зафиксировать убытки и вывести ресурсы. А неполученную прибыль от желанной шкуры неубитого медведя компенсировать разорением Европы. Ну и с паршивой овцы взять хоть редкоземельных металлов клок (хотя они и не стоят искомых 500 миллиардов долларов).
Вторая - разменять "уступки" для России на её отказ от поддержки Китая, когда борьба за новый мир вступит в решающую фазу. Без России Китаю не выстоять, так же, как и России в последние десять лет было бы весьма трудно отбиваться без поддержки Китая. Ну а третья - согласовать модель будущей системы международных отношений: договориться, кто еще станет центром силы, и будут ли эти центры равноправны, либо выстроятся в иерархию.
Творцы внешней политики России понимают все эти мотивы, не обольщаются, но всецело поддерживают и развивают уважительный диалог и прагматические отношения с США. Ибо, как говорил А.А. Громыко, «Лучше десять лет вести переговоры, чем один день - войну». А особенно - мировую и ядерную.
Спасибо за лайки и подписки!