Точная дата рождения Васко да Гама до сих пор неизвестна. Некоторые исследователи предполагают, что великий путешественник появился на свет где-то в районе 1460 — 1469 годов. Доподлинно известно, что родом он был из старинного семейства да Гама. Отец Васко — Иштеван да Гама — всю сознательную жизнь вращался околоили внутри пенитенциарной системы, а именно: по молодости лет служил посыльным при суде, в зрелом возрасте был управителем городов Синиш и Сильвиш, позже — самым главным судьей все тех же городов.
РОДОСЛОВНАЯ
Интересно происхождение имени будущего путешественника, ибо в португальском языке такое отродясь не встречалось. В переводе с испанского «Vasco»— баскский, басконский, баск, басконец, басконка и в конце концов —баскский язык. Не так давно малоизвестный польский историк Збигнев Брыльский обнаружил в архиве города Синиш любопытный документ, датируемый 1460годом, в котором говорится о начале судебного преследования испанских рыцарей Розы и Креста, осевших — и это несмотря на давний запрет ордена! — близ города в старинном замке-крепости Порто-Артум. Из текста документа следует, что тамплиеры получили этот замок после того, как его хозяин граф Франсишку ди Мартину примкнул к ордену тамплиеров, передав ему всю свою наличность и недвижимость. В 1461 годусуду стал-и известны имена высокопоставленных чиновников, среди которых числился и отец Васко да Гама. Но буквально через месяц или два дело нежданно-негаданно развалилось. Польский историк предполагает, что в списке присутствовало имя самого Мануэля Великого — внука португальского короля Эдуарда, вступившего на престол через несколько лет после провала этого громкого по тем временам процесса. Впрочем, историк может быть и неправ, ибо орден как таковой уже давно не существовал.
Но ежели за отправную точку все же принимать исследования Збигнева Брыльского, то вполне очевидна расшифровка имени знаменитого мореплавателя. Тамплиеров всегда окружал налет таинственности, мистики и... магии. Известно, что среди множества ритуалов выделялся один, благодаря которому тамплиеры получали возможность общаться с духом Марии Магдалины — невысокой строптивой рыжеволосой проститутки из Магдалы, прославившей свое имя в веках благодаря беспробудному разгулу, сексуальным оргиям и чудесному исцелению, произведенному самим Иисусом Христом. В основе этого ритуала лежит идея непорочного зачатия. Проще говоря, тамплиеры получали возможность общаться с одной из предполагаемых жен Иисуса Христа только в том случае, если у жены одного из них рождался сын, зачатый не от супруга, а как гласит Священное Писание: от Духа Святого. Правда, никтоне может утверждать, появился будущий мореход в результате непорочного зачатия или самым банальным образом, зато трактовка его имени после всех предыдущих предположений проступает настолько четко, что не уверовать в нее просто невозможно. Давайте проведем небольшой эксперимент!
Имя «Васко»разделим на две части: на «Вас» (по-испански — «vas») и «Ко» (по-испански — «co»). Так вот «vas» — это не что иное, как сокращение от слова «vaso», то есть — сосуд, ваза, чаша, полость, полое пространство, судно, корабль; «co» же в переводе на русский — общее, сообщающийся, объединение. Наверное, не стоит упоминать, почему в ходе эксперимента используется не португальский, а испанский язык — разговор-то идет об испанской «провинции» ордена Розы и Креста, ежели, конечно, верить исследованию польского историкаБрыльского. Теперь обратим внимание на слова, получившиеся в результате перевода: «vas» («vaso») — ассоциативно выделим следующие слова: сосуд, ваза, чаща, судно и корабль;
«co» — без всяких ассоциаций выделим слова: общее и объединение. В итоге получим примерно следующее: «Васко» («vas» [«vaso»] и «co») — человек (посланник), идущий на корабле в поисках Грааля. Любопытно, не правда ли?
АЛЬТЕРНАТИВА ГРААЛЯ
Кое-кто из современных литераторов предположил, что Грааль можно обнаружить только в том случае, ежели найдешь захоронение Марии Магдалины. А согласно легендам, похоронена она во Франции, в церкви города Везле. Значит, либо паломники поклоняются Марии Магдалине, а вместе с ней и Граалю, не там, где следовало бы, либо документы, обнаруженные польским историком, безбожно врут.
С именем великого морехода Васко да Гама мы с вами худо-бедно уже разобрались, теперь давайте разберемся и с историей его морских походов и открытий, которые странным образом пересекаются с историями поисков Святого Грааля...
Сыновья Иштевана да Гама с детства мечтали о подвигах и приключениях,ведь дух рыцарства они впитали буквально с молоком матери. И есть документальные подтверждения этому факту. Сразу после захвата французскими корсарами груженной золотом португальской каравеллы (1492 год) король пригласил Васко да Гама во дворец и уговорил, чтобы он немедленно отправился на вызволение судна с золотом. Команда Васко да Гама на легкой и весьма быстроходной каравелле почти беспрепятственно обогнула хорошо охраняемое побережье Франции, по очереди завладела всеми французскими кораблями, после чего капитан выдвинул королю Франции ультиматум. Монарху ничего не оставалось делать, как вернуть захваченное корсарами судно его владельцу. С тех пор Васко да Гама и находился в официальной милости коронованной особы...
ПЕРВАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ
В 1497 году король Мануэль дал добро (и снабдил приличной суммой в золотом эквиваленте) Васко да Гама на проведение морской экспедиции. В ее состав вошло четыре больших парусника: «Сан-Габриэль», «Сан-Рафаэль», «Беррид», «Сан-Михаэль».
Официально цели экспедиции не разглашались, но в силу упомянутых выше предположений можносделать робкий вывод, что португальский король благословил своего верноподданного и собрата по ордену на поиски Грааля. Возможно, к тому времени тамплиерам уже было известно, что в Европе нет подлинного захоронения Марии Магдалины. Более того, наверняка они уже знали, где его искать. Здесь возникает вопрос: почему тамплиерам нужно было искать то, что они сами спрятали от глаз непосвященных? А дело в том, что после упразднения ордена Розы и Креста папой Климен-
том V исчезли не только несметные сокровища тамплиеров, но и обширный архив их деятельности, охватываю-
щий довольно продолжительный промежуток времени. И вот парусники отправились в сторону Индии, находящейся от Португалии за многие-многие сотни миль. До сих пор некоторые исследователи полагают, что Португалия таким образом стремилась проложить морской путь из Европы в Индию, ибо на тот момент — после возвращения из первого плавания Христофора Колумба — отношения между Португалией и Испанией обострились до такой степени, что дележ вновь открытых земель стоял у правительств обоих государств, что кость в горле.
Но на самом деле, как мы теперь понимаем, все было далеко не так. Хотя официальная версия, в общем-то, имеет должные объяснения — Португалии нужно было срочно отправлять в Индию технически оснащенную морскую экспедицию. Экипажи четырех кораблей состояли из ста семидесяти (может, и чуть больше) человек. Да и вооружение экспедиции даже по тем временам было очень даже впечатляющим — на каждом судне было предусмотрено по дюжине бомбард.
Здесь нужно остановиться.
Информация в источниках, описывающих ход первого путешествия Васко да Гама, сильно отличается. В однихговорится о четырех кораблях, отправившихся в Индию, в других — о пяти. Где же правда? Истину нужно искать в имени руководителя экспедиции — а мы с вами уже разбирали его по косточкам. В лиссабонском Музее флота хранится весьма любопытный документ, подписанный королем Португалии Мануэлем Великим. Для наглядности приведу небольшой отрывок из него: «Благословляю тебя, мой верный подданный, на великий поход. В твою надобность даю четыре судна со всем полагающимся снаряжением, пятым кораблем, именем Господа, будешь ты, брат. На то есть моя воля и милость Всевышнего!»
То есть официальнов экспедицию входило не четыре, а пять парусников. Хотя физически их было, действительно, всего лишь четыре. Вот и получается, что за великими мистификациями всегда тянется точно такой же могучий по значимости хвост ошибочных теорий и мнений. Мы-то с вами из учебников истории прекрасно помним и о числе кораблей первой экспедиции Васко да Гама, и о числе бомбард, даже о численном составе каждого корабля в отдельности мы с вами прекрасно помним. Нодаже не догадываемся о таких вещах, которые иногда и историкам понять сложно...
Экспедиционные суда имели водоизмещение от ста до ста двадцати тонн. Флагманом («Сан-Габриэлем») командовал сам Васко да Гама, «Сан-Рафаэлем» — кровный брат великого путешественника Пауль да Гама, «Берридом» — капитан Николау Коэлью, и последним «Сан-Михаэлем» — капитан Гонсалу Нунаш. Экспедиция покинула Лиссабон восьмого июня тысяча четыреста девяносто седьмого года, погода располагала к плаванию, да и ветер был попутный — и корабли взяли курс на острова Зеленого Мыса.
Суда экспедиции Васко да Гама строились под руководством весьма известного португальского морехода Бартоломео Диша. Известно, что именно он буквально в канун этого путешествия предложил заменить привычные косые паруса новыми — прямоугольными, мотивируя свой выбор удобством во время маневрирования судов, когда те окажутся в мелких водах.
Еще до начала путешествия было подсчитано приблизительное время, спустя которое суда смогут возвратиться обратно в лиссабонский порт: три года — таков был вердикт Бартоломео Диша. Исходя из предварительных расчетов, было решено обратить самое пристальное внимание на прочность судов и их оснастку — тройной комплект парусов и канатов, большой запас провианта, кое-какие вещи для обмена с туземцами и большое количество боеприпасов — с таким вооружением путешественники и отправились в далекую Индию.
После того как острова Зеленого Мыса остались далеко позади, флотилия изменила курс и стала двигаться в юго-восточном направлении, а чуть позже корабли пошли на юго-запад, где, по некоторым данным, должно было находиться известное португальским мореплавателям море. Спустя еще несколько дней Васко да Гама приказал снова изменить курс, и на сей раз корабли пошли на восток. Обогнув мыс Доброй Надежды, флотилия оказалась в Индийском океане, после чего продолжила путь вдоль берега — строго на север. Но вскоре — в один из жутких штормов — сильно пострадал грузовой парусник «Сан-Михаэль». Тянуть за собой непригодное к плаванию судно не представлялось возможным, адмирал Васко да Гама принял единственно в тот момент справедливое решение — путешественники подожгли корабль и, провожая оседающий в морской пучине пылающий остов «Сан-Михаэля», двинулись дальше на север. И только в Мозамбике адмирал отдал приказ бросить якоря.
Но внезапно португальская часть команды навострилась против арабов — полноправных участников этой экспедиции.Васко да Гама во избежание обострения конфликта был вынужден отдать приказ о срочном отходе. Как бы там ни было, следующая остановка — район Момбасы — по злому року тоже оказалась недолгой. Местное население взбунтовалось против присутствия португальцев и принудило их поспешно покинуть чужие берега. Во время следующей остановки (в Малинде, Африка) впередсмотрящие одного из судов увидели четыре парусника — это были, конечно же, арабские корабли. А стало быть, до Индии оставалось совсем недалеко. Васко да Гама — дабы море не преподнесло новые сюрпризы — в Малинде находит лоцмана арабского происхождения и нанимает его за довольно круглую сумму. Полное имя человека, подсобившего адмиралу, звучало так: Сихаб-аддин Ахмед ибн Маджид ибн Мухамед ин Амр бин Фадл бин Дувик бин Али ар Ракаиб ан Наджи, в сокращении же просто и лаконично — Ахмед ибн Маджид. Ему и выпала честь довести экспедицию Васко да Гама до призрачного побережья Индии. Кстати, от арабов же адмирал выяснил кое-какие сведения относительно неофициальной части экспедиции. Известно, что многие тамплиеры в свое время подолгу проживали вместе с арабами. С потомками одного такого «отщепенца» Васко да Гама, возможно, и встретился. Иначе как объяснить тот факт, что изрядно потрепанные суда все продолжили путь, хотя логичнее было бы сделать то же самое, но после пусть и небольших, но хоть каких-нибудь ремонтных работ? А этого не было, значит... Впрочем, не будем строить предварительных умозаключений, ибо тайн и загадок в этой истории уж и так предостаточно накопилось.
20 мая 1498 года флотилия адмирала Васко да Гама, гонимая попутным муссоном, наконецдостигла индийского порта Каликут. Команда сошла на берег, где ей удалось приобрести немного драгоценных камней и невиданных в Португалии пряностей. Спустя несколько дней Васко да Гама послал местному правителю письмо, в котором сообщал о скором отбытии экспедиции на Родину, а также о желании приобрести для своего короля в качестве подарка пятьсот килограммов весьма дорогих по тем временам пряностей. Васко да Гама надеялся купить это по сходной цене, однако Саморин мгновенно взвинтил пошлину на все вывозимые из Каликута товары и запретил португальцам, оказавшимся на берегу, возвращаться на свои суда.
Тут-то в адмирале и проснулся самый настоящий пират. Он, не раздумывая и минуты, велел своей команде захватить самых почтенных горожан в плен, после чего предложил Саморину их жизни в обмен на жизни своих моряков. Правитель Каликуты был вынужден принять ультиматум Васко да Гама, и вскоре плененные моряки были отпущены на свободу. Правда, адмирал нарушил уговор — часть знатных горожан была освобождена, но кое-кто остался в заложниках. Васко да Гама выдвинул новые требования: заложники будут освобождены только после того, как правитель прикажет возвратить купленные португальцами товары. Но на сей раз Саморин оказался глух к словам чужеземца — суда так и покинули порт с заложниками на борту.
Шел тысяча четыреста девяносто девятый год. По дороге домой — еще в Индийском океане — многих португальских моряков свалила цинга. И только прибытие в порт Малинди спасло их от неминуемой смерти. А вот о судьбе заложников история умалчивает... Не дойдя до следующей остановки в Момбасе, адмирал отдал приказ об уничтожении одного из судов своей флотилии (сильно поредевшая команда едва справлялась с тремя кораблями) — так был сожжен «Сан-Рафаэль». А до Лиссабона смогли добраться лишь два судна. Из ста семидесяти членов экипажа в живых осталось только пятьдесят пять человек. И уж совершенно точно и речи не могло идти о выполнении официальной (хотя мореплаватель и сумел доказать этим походом, что окружающие Индийский полуостров моря не внутренние, как предполагалось ранее) и неофициальной целей экспедиции. Но несмотря на все это, король наградил Васко да Гама сполна. Мореплавателю был пожалован титул графа Видигейры, звание адмирала Восточной Индии и Индийского океана, а также высокая должность вице-короля так и непокоренной Индии.
ВТОРАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ
Если говорить о Васко да Гама как о пирате, то следует отметить, что действовал он в иных обстоятельствах похлестче, наверное, легендарного Дэйви Джоунса — капитана призрачного «Летучего Голландца». Да и нервы у него были крепче стали. Был такой случай... Корабли экспедиции адмирала как-то попали в район, где нежданно-негаданно началось подводное землетрясение. Моряки от страха едва не лишились рассудка, а кое-кто из них уже даже попрощался с жизнью, и только Васко да Гама остался спокоен. Он поднялся на капитанский мостик и, перекрикивая носящихся вдоль бортов матросов, закричал: «Друзья, что же вы? Радуйтесь! Неужели никто из вас не видит, что даже море боится нас!» Паника прекратилась, и корабли вскоре продолжили путь.
Васко да Гама не отличался добродушием, всегда сохранял благоразумие и, действительно, среди морской братии считался одним из лучших пиратов. Ежели требовали обстоятельства, он отдавал приказ уничтожать или брать в плен даже безоружных людей, а иногда и сам обливал кипящим маслом заложников. Туземцы для адмирала были хуже свиней — даже неизвестно сколько их было убито по приказам этого знаменитого морехода. Его корабли часто атаковали не только боевые, но и встречные торговые суда. Васко да Гама терпеть не мог принимать подарки, чем, собственно, и удивлял индийскую знать. Для него существовала только главная цель, достичь которую он стремился, пренебрегая какими бы то ни было обстоятельствами.
Второе путешествие в Индию Васко да Гама совершил в 1502 году. На сей раз флотилия адмирала состояла из двадцати хорошо вооруженных парусников. Неофициальная цель у мореплавателя была прежняя — поиски священного Грааля... а об официальнойи так все известно.
Во время прошлого плавания Васко да Гама уже имел возможность платить каждому встречному самой настоящей пиратской разменной монетой. Достаточно вспомнить артиллерийский обстрел португальской эскадрой в тысяча четыреста девяносто девятом году во время одной из остановок экспедициипорта Могадишо. Теперь же избалованный славой адмирал находился словно не в состоянии мыслить по-человечески. Уже огибая африканский берег, корабли португальцев случайно встретили на своем пути арабский пассажирский парусник. После абордажа и захвата драгоценностей Васко да Гама отдал приказ о немедленном поджоге арабского корабля вместе с четырьмя сотнями пассажиров на борту. Адмирал ничуть не забыл и о своих кровных врагах индусах, и о городе, правитель которого всего несколько лет тому назад едва не отправил на тот свет и самого Васко да Гама и всю его измотанную нелегким путешествием команду. Порт Каликут сначала был обстрелян из всех орудий, а затем дочиста разорен. Коварный Саморин — личный враг Васко да Гама — был повешен на центральной площади, знать согнана в один из храмов и сожжена там. Португальцы не щадили даже стариков, женщин и детей. В итогекрасивейший город потерял свой былой облик и совершенно опустел.
Моряки Васко да Гама нагрузили свои парусники до завязки и уже в октябре 1503 года вернулись в лиссабонский порт, где были приняты с необычайными почестями. Правда, совсем скоро Васко да Гама был на много лет отстранен от какой бы то ни было деятельности. Польский историк Збигнев Брыльский утверждает, что это произошло только потому, что неофициальная цель экспедиции адмирала в Индию так и не была достигнута.
ТРЕТЬЯ ЭКСПЕДИЦИЯ
Третье путешествие Васко да Гама в Индию походило, скорее, даже не на путешествие, а на самую натуральную ссылку. Во-первых, священный Грааль для испано-португальских тамплиеров, похоже, стал еще более недосягаем. Во-вторых, политическая ситуация на Родине Васко да Гама быстро менялась. В-третьих, приближенная к ордену знать, возможно, опасалась разглашения, ведь адмирал уже много лет находился, мягко говоря, в опале, а значит, в силу каких-нибудь причин мог выдать тамплиеров со всеми потрохами церкви.
Так или иначе, но для Васко да Гама третья экспедиция в Индию стала последней. Скончался он в одна тысяча пятьсот двадцать четвертом году. Прахего был перевезен на родину только спустя пятнадцать лет после смерти, в то время, когда его уже почти и не помнили...
Павел Гросс
«Секретные материалы 20 века» №2(206)
Канал "Секретные Материалы 20 века" включён в перечень в соответствии с частью 1.2 статьи 10.6 Федерального закона от 27.07.2006 No 149-ФЗ