Случилась в Смоленске беда. Двух велосипедистов сбили.
Как всё произошло
Ехали ребята по правому краю проезжей части. Друг за другом ехали.
Сначала - Александр, а потом - Денис. ПДД не нарушали. Опыт велосипедных поездок рядом с потоком машин имели, экипировкой тоже были обеспечены.
В велосипедистов сзади въехал автомобиль отечественного производства.
Рискну предположить, что ребята даже не поняли, как это произошло.
Мне тоже по проезжей части, в частности по шоссе, доводилось ездить.
Крутишь, а мимо тебя машины проносятся. Машины разные и водители за рулём этих машин тоже разные. Кто-то скорость сбавит и дистанцию между своим экипажем и девушкой на велосипеде максимально увеличит, а кто-то, наоборот. Вдарит по газам и проедет так близко, как совесть позволит. Смотришь потом на пыльные фары, удаляющиеся к горизонту, и представляешь физиономию водителя, довольного собой. Смотрит на серую полоску асфальта через лобовое стекло и радуется. Девушка на велосипеде именно его пыльные фары запомнила, хоть и ненадолго.
Ну и как велосипедист заметит, что вот-вот его сзади собьёт автомобиль? Велосипедист едет по ходу движения. Смотрит вперёд, на дорогу. Вокруг всё шумит, потому что движение на шоссе, особенно в дневное время, оживлённое. Велосипедист просто едет, просто полагается на то, что водители его видят и способны рассчитать безопасную дистанцию. От велосипедиста на проезжей части не зависит ничего, потому что для столкновения достаточно доли секунды.
Итак, водитель отечественного автомобиля сбил двух велосипедистов. Дениса госпитализировали с черепно-мозговой травмой, переломами позвоночника и малоберцовой кости. Александру повезло больше. Отделался ушибами. Велосипеды восстановлению не подлежат.
Казалось бы, случилось несчастье, и лучшее, что можно сделать, - это посочувствовать. Пройти мимо - тоже неплохой вариант. Мало ли несчастий каждый день случается. Но нет. Народ почему-то так не умеет.
Если произошло ДТП с участием велосипедистов, народ словно с цепи срывается. Никакого сострадания. Сплошные обвинения. Причём без суда и следствия.
Кто на велосипеде на проезжую часть поехал, тот сам и виноват
Вот, например, комментарий к новости о ДТП, о котором я только что рассказала.
В этом комментарии "прекрасно" всё. Каждое слово.
"Небось, без шлемов"
Александр и Денис были в шлемах, но разве наличие шлемов на головах велосипедистов как-то меняет дело?
Правила дорожного движения не обязывают велосипедиста надевать на голову шлем. Это личный выбор каждого.
Я, например, езжу в шлеме, потому что голову свою берегу и очень хорошо знаю, как это неприятно головой без шлема к асфальту прикладываться. Скорость-то на асфальте ой-как хороша.
Что вообще значит "небось, без шлемов"? Если автор сего комментария тоже считает, что защищать голову шлемом на случай непредвиденных обстоятельств, лишним не будет, это не значит, что у велосипедистов, которые шлем не надевают, на дороге меньше прав или они и вовсе не имеют права на дороге появляться.
Дорога для всех велосипедистов открыта. И для тех, кто носит шлем, и для тех, кто не носит.
"Велосипедист берёт на себя ответственность при выезде на проезжую часть"
Ну, знаете ли, любой водитель берёт на себя ответственность, когда садится за руль транспортного средства и выезжает на проезжую часть. Ответственность водителя автомобиля ещё больше, потому что автомобиль это источник повышенной опасности.
Когда велосипедист выезжает на проезжую часть, он не берёт на себя ответственность за всё, что на проезжей части может случиться. В случае ДТП ответственность придётся нести тому, кто в данном ДТП виноват.
Что касается ДТП с участием Александра и Дениса, то в данном ДТП вины велосипедистов нет, потому что правила дорожного движения велосипедисты не нарушали.
"Риск, за который должен отвечать и который должен предвидеть, как мотоциклист"
Опять двадцать пять. По такой логике можно, кого угодно виноватым сделать.
Риск получить вред здоровью по чьей-то вине есть всегда. Для этого необязательно выезжать на проезжую часть на велосипеде.
Сравнение велосипедистов с мотоциклистами вообще неуместное. Мотоциклисты движутся в потоке машин и являются полноправными участниками дорожного движения. Велосипедисты же едут по краю проезжей части и не должны делить дорогу с транспортными средствами, скорость которых в разы выше скорости их собственной.
Что-то предвидеть, когда автомобиль мчится сзади прямо на тебя, невозможно. Если бы каждый участник движения обладал даром предвидения, то ГИБДД и делать бы было нечего.
И самое страшное: "Как водитель знаю"
Если бы длинный текст комментария написал не водитель, а кто-то другой, страшно бы так не было. Но длинный текст комментария написал именно водитель, который ездит по тем же дорогам, по которым может проехать любой из нас.
Оказывается, есть водители, которые кроме машин не ожидают никого увидеть на асфальте.
А как же пешеходы, которые могут идти по обочине навстречу движения, или переходить дорогу на нерегулируемых переходах? Их чудо-водитель тоже не ожидает увидеть на проезжей части?
А как же скутеры, электровелосипеды, которым кроме как по проезжей части и ездить негде? Если что-то пойдёт не так, это тоже их ответственность и их риск, потому что чудо-водитель не ожидает видеть эти транспортные средства на проезжей части?
Интересно, как такие водители экзамен на права сдавали. Неужели о других участниках дорожного движения кроме автомобилей таких водителей на экзамене не спрашивали.
Правила дорожного движения? Не, не слышал
Вот ещё один "прекрасный" комментарий. Просто крик души. Прочитал человек новость, в которой написано, что ДТП произошло, потому что водитель автомобиля не обеспечил безопасную дистанцию, и задела эта новость человека за живое.
Решил человек почему-то, что всё было не так, как в заметке новостного паблика написано, а так, как ему привиделось.
Обратили его внимание на то, что в данном конкретном случае велосипедисты на чужую полосу не претендовали, а ехали там, где могли себе позволить. По краю проезжей части, как правилами дорожного движения установлено.
А человек стоит на своём. Нечего, говорит, на велосипедах по дорогам разъезжать. На велосипедах, говорит, разъезжать нужно по тротуарам, а то мало ли что. Расхлёбывай потом неприятности из-за этих велосипедистов.
По правилам дорожного движения велосипедист имеет право двигаться по краю проезжей части, если отсутствует велодорожка и специально выделенная велополоса или отсутствует возможность двигаться по ним. Более того, если выбирать между проезжей частью и тротуаром, то приоритет отдается проезжей части.
На тротуаре велосипедист появиться может, но у него должны быть основания в виде отсутствия возможности двигаться по краю проезжей части.
Что касается шоссе, то тротуаров там попросту нет или они есть небольшими отрезками в населённых пунктах.
Вместо послесловия
Ну, нельзя так, товарищи. Определённо, нельзя.
- Нельзя обвинять велосипедистов во всех смертных грехах только на том основании, что они велосипедисты.
- Нельзя придумывать свои правила дорожного движения, потому что правила дорожного движения для всех едины.
- Нельзя злыми такими быть, в конце концов.
Кто зол, тот и глуп.
Из детской сказки "Про Ивана-дурака".
Почитать ещё по теме:
Статья о правилах дорожного движения для велосипедистов:
Статья о лихачах на шоссе:
Моё сообщество ВК с фотографиями и зарисовками с покатушек: