- Один из этих потоков идёт из прошлого в будущее, другой — из будущего в прошлое. Нейтрализуя друг друга, эти потоки фактически останавливают движение мира, его развитие. Из-за этого фактическое время в Водолее образует водоворот, разрушающий порядок предыдущего года.
- Иными словами, месяц проходит под знаком трагического столкновения между истиной и миром. Поскольку чистая, неискаженная истина, не имея возможности воплотиться в двойственном и роковом земном мире, разрушает его, то этот месяц проходит под знаком катастроф.
- Получается, что именно в этом месяце приоткрывается тайна вечной жизни и полного преодоления зла в мире.
Знак Водолея в шумерской мифологии был связан с установлением божественного порядка на Земле, но методом «от противного». Месяц Водолея был связан с гневной ипостасью шумерского бога Энлиля, в которой он карал людей за их грехи, насылая на человечество разного рода небесные кары. В конце годового цикла хаос должен был поглотить мир, окончательно растворив все остатки порядка уходящего года. Поэтому в шумерской мифологии этот месяц был связан со всякими разрушительными катаклизмами, уничтожающими основы цивилизации, таким как стихийные бедствия (потопы) и нашествия враждебных племен.
Катаклизмы и потопы, которые обрушиваются с неба в этом месяце Энлилем и Ишкуром (Ададом), выводят Землю из терпения и она посылает своих детей — демонов-гигантов, отобрать у небесных богов «таблицы судеб», чтобы лишить их возможности управлять стихиями. В результате один из сильнейших демонов — Асаг, вступает в поединок с Нинуртой — сыном Энлиля и отбирает у него «Таблицы судеб», вследствие чего мир полностью погружается в хаос, поскольку власть временно переходит к демонам. Поэтому не случайно в трактовках знака — месяца Водолея — встречается фраза: «искажение закона».
Солярный контекст знака Водолея заключается в том, что здесь начинается новый цикл существования феноменального мира (вероятно, поэтому в Китае именно этот месяц считается началом годового цикла). Вследствие того, что в этом месяце разлад между небом и землей достигает своего апогея, месяц Водолея является самым роковым месяцем года. Поэтому не случайно, что именно здесь орёл Анзу — зооморфная ипостась Эрры, символизирующий силы мирового хаоса, — захватывает таблицы судеб, временно становясь властелином судеб мира и людей, что символизирует временную остановку эволюции мира, смешением двух потоков времени, идущих навстречу друг другу.
Один из этих потоков идёт из прошлого в будущее, другой — из будущего в прошлое. Нейтрализуя друг друга, эти потоки фактически останавливают движение мира, его развитие. Из-за этого фактическое время в Водолее образует водоворот, разрушающий порядок предыдущего года.
Эту остановку времени и остановку эволюции символизирует власть Анзу. Поэтому она должна быть преодолена в следующем месяце.
Иными словами, месяц проходит под знаком трагического столкновения между истиной и миром. Поскольку чистая, неискаженная истина, не имея возможности воплотиться в двойственном и роковом земном мире, разрушает его, то этот месяц проходит под знаком катастроф.
В мифологии шумеров этот процесс одновременного нарастания хаоса и утверждения жизни символизировался диалектическим противостоянием Энлиля и Энки. В то время когда Энлиль пытается уничтожить мир с помощью катаклизмов, Энки заново засевает его новыми ростками жизни. Таким образом, в месяце Водолея диалектика жизни и смерти проявляется наиболее ярко.
При этом сам Эрра не умирает в момент зимнего солнцестояния, а становится отрицательным персонажем, с которым позднее предстоит сразиться родившемуся Спасителю.
Диалектическая трансформация Эрры из верного исполнителя воли Всевышнего в злобного служителя тьмы, олицетворяемого орлом (грифоном) Анзу, и несущего смерть и разрушение миру, является отражением месяца.
Эрра теряет власть, а его силы переходят к новому герою — Думузи, Спасителю людей, что становится причиной перерождения Эрры в злого персонажа, который пытается любой ценой вернуть себе утраченное и стать правителем мира. Предположительно, библейский сюжет об избиении младенцев царем Иродом имеет корни именно в этом мифологическом сюжете.
В результате, главным мотивом действий Эрры становится неисполнение воли Неба (Ана), а собственные амбиции. Он направляет свои оставшиеся магические силы не на преступников и призраков, а на подданных Думузи, даже если они являются праведниками.
Из-за этого многие невинные люди сталкиваются с необходимостью терпеть незаслуженные страдания, испытывая нужду, голод и болезни. В этом проявляется роковая трагичность нашего двойственного мира, существующая по принципам зловещей моральной диалектики дуализма. Именно главные борцы со злом сами становятся его носителями. Так происходит тогда, когда слишком рьяные поборники добра теряют живую связь со временем и пытаются формализовать различия добра и зла. В результате в тот миг, когда различия веры переносятся в сферу разума, диалектика добра и зла трансформируется в моральный смешанный дуализм.
Получается, что именно в этом месяце приоткрывается тайна вечной жизни и полного преодоления зла в мире.
Богочеловеческая победа над последним врагом, смертью, есть победа добра над злом. Это победа любви, свободы и творчества над ненавистью, рабством и инерцией, победа личности над безличностью.