Найти в Дзене
Олег Макаренко

Бегство из колхозов, Ленин про крепостное право и собственники коммунистического колхоза

1. Пенсии колхозникам в СССР начали платить только с 1965 года, а паспорта начали массово выдавать только в 1974. Ранее колхозники должны были или спрашивать у председателя разрешения покинуть колхоз (мог не отпустить), или бежать из колхоза каким-нибудь альтернативным путём — через правильно оформленную службу в армии, например. Особенно тяжело приходилось немолодым колхозникам: покинуть колхоз им было непросто, так что им приходилось работать до глубокой старости, чтобы хоть как-то прокормиться. Собственно, даже когда ввели пенсии, особо легче не стало — пенсии в 6-12 рублей в СССР было недостаточно, чтобы прожить.

Бежали из колхозов не только в город, но и в совхозы, там было полегче: даже платили зарплаты и пенсии. Многие совхозы в СССР образовались на месте помещичьих имений, некоторые из которых не были разграблены революционерами полностью. Это были специализированные хозяйства, навроде конезаводов или крупных ферм, выращивающих технические культуры.

Blog-10101 публикует фрагмент статьи из газеты «Коммунар» от 14 сентября 1960 года (ссылка 1, ссылка 2):

-2

Яркая перекличка дат. В 1861 году Александр II отменил крепостное право, а через 100 лет, в 1960, коммунисты всё ещё держали колхозников привязанными к земле.


2. Кстати, Владимир Ильич, восстань он сегодня из гроба, со мной бы согласился. Павел Свидерский приводит в комментариях цитату Ленина из брошюры
«К деревенской бедноте», напечатанной в 1903 году за границей, в Женеве (ссылка):

Социал-демократы требуют для народа полной свободы передвижения и промыслов. Что это значит: свобода передвижения? Это значит, чтобы крестьянин имел право идти куда хочет, переселяться куда угодно, выбирать любую деревню или любой город, не спрашивая ни у кого разрешения. Это значит, чтобы и в России были уничтожены паспорта (в других государствах давно уже нет паспортов), чтобы ни один урядник, ни один земский не смел мешать никакому крестьянину селиться и работать, где ему угодно. Русский мужик настолько закрепощён ещё чиновникам, что не может свободно перевестись в город, не может свободно уйти на новые земли. Министр распоряжается, чтобы губернаторы не допускали самовольных переселений! Губернатор лучше мужика знает, куда мужику идти! Мужик — дитя малое, без начальства и двинуться не смеет! Разве это не крепостная зависимость? Разве это не надругательство над народом, когда всякий промотавшийся дворянчик командует взрослыми хозяевами-земледельцами?

Особенно хорошо состарилось про «взрослых хозяев-земледельцев». В СССР не колхоз принадлежал колхозникам, а колхозники принадлежали колхозу. Владеть землёй, быть настоящим хозяином-землевладельцем, как до революции, советская власть запрещала населению категорически.


3. Помните историю про успешный коммунистический колхоз «Урал»? Ну, современное народное предприятие, которым владеют сами колхозники (
ссылка)? При помощи этого колхоза коммунисты доказывали нам в комментариях, что они всё-таки не совсем беспомощны, что не у каждого коммуниста лапки вместо рук, что хотя бы одним предприятием они без капиталистов успешно управляют:

— крупное сельскохозяйственное предприятие, в пользовании которого находится более 20000 га. Число работающих 600 человек.
— Собственниками хозяйства являются сами колхозники, раз в пять лет они выбирают правление колхоза и его председателя.
— С 2010 года хозяйство имеет статус Племенного завода по разведению крупного рогатого скота черно – пестрой породы.
— В 2015 году в деревне Никитина запущен новый животноводческий комплекс с роботизированной доильной площадкой, на строительство которого колхоз потратил 46 миллионов рублей.
— В 2019 году количество дойных животных составляло 2050 голов. Надой на одну корову – 10 793 кг…

Читатели раскопали кое-что смешное. У колхоза 21 собственник (ссылка). Но работают там 600 человек, ага.