Найти в Дзене
Euro Welder

Сдал тест сварщика пищевой нержавейки в Варшаве за 40 минут: показываю шов и рассказываю о нюансах сварки пищевой нержавейки

🙏Приветствую гостей и подписчиков канала Euro Welder - канале о сварке и сварщиках! В один прекрасный день, более двух месяцев назад, представитель одной крупной компании со звёздным названием "Orion Group" вышел на меня с заманчивым предложением о работе почти сразу после моей публикации в одной из популярных тематических групп на общеизвестной площадке "Facebook". Создавая эту рекламную публикацию, я предельно лаконично описал необходимые в данных случаях личные и профессиональные данные со сжатым описанием приобретённых с течением многолетнего опыта в навыках сварочного искусства. Ну, и подкрепил это скупое импровизированное изложение некоторыми запасёнными фотографиями с примерами моих недавних ответственных работ по сварке TIG-методом: (с) Фото автора. То самое объявление в профильной группе на "Facebook" с примерами моих недавних работ, сваренных под дальнейший контроль рентгеном на "обвязке" газового котла старинного сахарного завода в Чехии. (P.S. Дорогие читатели, прошу не за
Оглавление
🙏Приветствую гостей и подписчиков канала Euro Welder - канале о сварке и сварщиках!
🙏Приветствую гостей и подписчиков канала Euro Welder - канале о сварке и сварщиках!

В один прекрасный день, более двух месяцев назад, представитель одной крупной компании со звёздным названием "Orion Group" вышел на меня с заманчивым предложением о работе почти сразу после моей публикации в одной из популярных тематических групп на общеизвестной площадке "Facebook".

Создавая эту рекламную публикацию, я предельно лаконично описал необходимые в данных случаях личные и профессиональные данные со сжатым описанием приобретённых с течением многолетнего опыта в навыках сварочного искусства. Ну, и подкрепил это скупое импровизированное изложение некоторыми запасёнными фотографиями с примерами моих недавних ответственных работ по сварке TIG-методом:

(с) Фото автора. То самое объявление в профильной группе на "Facebook" с примерами моих недавних работ, сваренных под дальнейший контроль рентгеном на "обвязке" газового котла старинного сахарного завода в Чехии. (P.S. Дорогие читатели, прошу не забывать ставить ваши оценки и писать комментарии, которые очень помогают продвижению моих публикаций. Заранее благодарю за поддержку!)
(с) Фото автора. То самое объявление в профильной группе на "Facebook" с примерами моих недавних работ, сваренных под дальнейший контроль рентгеном на "обвязке" газового котла старинного сахарного завода в Чехии. (P.S. Дорогие читатели, прошу не забывать ставить ваши оценки и писать комментарии, которые очень помогают продвижению моих публикаций. Заранее благодарю за поддержку!)

Представитель "Орион Груп" по имени Станислав в телефонном разговоре коротко рассказал о данной крупной компании, которая уже более 20 лет занимается сваркой/монтажом труб и ёмкостей из пищевой нержавейки на многочисленных объектах по всему миру.

Из преимуществ сотрудничества с данной компанией я отметил: официальное оформление через трудовой договор, неплохую почасовую ставку, вместе с которой выплачиваются и командировочные, бесплатное предоставление приличного жилья, транспорта с топливом, добротной рабочей одежды, оплаты всей деловой логистики (такси, билеты на поезда, автобусы и самолёты), а также ценную возможность для карьерного роста и получения ценного опыта, который в обозримой перспективе можно приобрести, выполняя работу премиальным оборудованием в доброй компании опытных коллег.
Весьма заманчиво, не так ли? :)
(с) Фото автора. Здание главного офиса фирмы "Orion Group" в пригороде города Варшавы
(с) Фото автора. Здание главного офиса фирмы "Orion Group" в пригороде города Варшавы

Фиксирую в записном блокноте это любопытное предложение и, решив не торопиться давать скоротечный ответ своему оппоненту на том конце "провода", в течении почти месяца усиленно штудирую совершенно новый для меня польский рынок труда, представляемый многочисленными предложениями в специализированных группах популярного у европейцев "Фэйсбука".

Кроме этого, по своей глупой доверчивости и нелепой наивности, я усиленно "питался" пустыми обещаниями и блаженными заверениями одного, долгое время мне знакомого земляка из родного Гомеля по имени Руслан, который обосновался в столице Чехии и буквально "залез мне на голову", настойчиво предлагая работу, с, якобы, возможной сверхприбыльной перспективой партнёрства и долей в его, как оказалось позднее, несуществующей польской фирме.

Доморощенный злодей коварно использовал меня и мои деловые связи в своих личных целях, а я в это время, полностью доверяя земляку и давнему знакомому, стремительно и болезненно терял драгоценное время, а вместе с ним и сильно оскуделые, после проведённого новогоднего отпуска, финансовые запасы.
*Ну, думаю, для этой печальной истории я, скорее всего, подготовлю и выпущу отдельный материал.. Пишите в комментариях будет ли вам интересно.

Совокупность двух вышеописанных обстоятельств основательно, на более, чем два месяца, отсрочила день принятия мной окончательного решения по выбору места моих будущих трудовых подвигов.

И вот в один из дней, сразу после отрезвляющего осознания и принятия горького факта совершённых в отношении меня жульнических комбинаций и фактического предательства со стороны пройдошливого пуделя Руслана, я совершенно отчётливо осознал тот факт, что проблема с моим трудоустройством стала, как никогда ранее остро и времени "на раскачку" совсем не осталось.

Очевидно требовался немедленный и решительный выбор в пользу одного из нескольких, предусмотрительно заготовленных мною контактов, с наиболее выгодными деловыми предложениями.

И как уже стало понятно из контекста вышеизложенного, мой выбор, почти без присущего таким ситуациям предательского замешательства, сыграл в пользу компании "Orion Group", по причине их солидно выделяющейся оферты на тусклом фоне бесчисленного количества зачастую откровенно нелепых и дешёвых предложений от ухватливых конкурентов.

Что ж, практически сразу по итогам немедленно состоявшегося телефонного разговора с менеджером выбранной мною компании, было принято молниеносное решение выдвигаться в столицу соседней Польской Республики - Варшаву, для прохождения этого самого экзамена по определению моего профессионального соответствия, прямо на следующий же день.

Ну, что ж, в очередной раз наступило время показать себя в деле! Поехали!

Поездка из Чехии в Варшаву и нюансы тестового экзамена

(с) Автор канала "Euro Welder" Юра Новиченко, Республика Беларусь, г. Гомель, 34 года/ На фото: город Оломоуц, Чехия, перед отправкой на "экзамен" в г. Варашава, 6 марта 2025 года
(с) Автор канала "Euro Welder" Юра Новиченко, Республика Беларусь, г. Гомель, 34 года/ На фото: город Оломоуц, Чехия, перед отправкой на "экзамен" в г. Варашава, 6 марта 2025 года

Всего за 860 чешских крон, 35 евро или 3125 российских рублей мне удалось купить билет в вагоне второго класса на международный чешский поезд Прага - Варшава, на котором я, наконец, отправился в дальний, почти шестичасовой путь, на встречу к своему, ожидаемо волнительному, испытанию.

В эти славные весенние деньки первой декады марта, ко всеобщему удивлению, наступило непривычное для данной поры года аномальное потепление, которое совершенно отчаянно "пробивало" отметки на градусниках местной изумлённой публики аж до целых +19°C градусов по Цельсию и комфортно доехать к месту назначения мне очень здорово помогли довольно мощный, управляемый кондиционер, а также старенькие, но крайне удобные раскладные сиденья.

(с) Фото автора. Вагон второго класса в поезде на Варшаву с множеством розеток, довольно мощным кондиционером и другими полезными удобствами
(с) Фото автора. Вагон второго класса в поезде на Варшаву с множеством розеток, довольно мощным кондиционером и другими полезными удобствами
Чего ещё желать? Вопрос, очевидно, риторический! :)

Время в пути пробежало предельно уютно и комфортабельно, а несчётные минуты и часы ожидания растворились в застенках полупустого отделения купе, бесцеремонно обозначив своё окончание внезапным прибытием к залитому тёплыми солнечным маревом перрону вокзала "Варшава Всходния". Вперёд - на выход!

(с) Фото автора. Моменты логистики
(с) Фото автора. Моменты логистики

Ну, а всего примерно через полчаса один из местных водителей такси компании "Bolt", любезно доставил меня к обозначенному, в состоявшемся накануне диалоге с курирующим мою скромную персону менеджером Антоном, месту предписания.

А, если говорить предельно точно - к материально-технической базе компании "Орион Груп", территория которой, едва различимо дислоцируется в периферийном пригороде столицы, среди похожих друг на друга, "высаженных" в ряд цепочек небольших промышленных цехов и гаражей, прямо у подножия оживленного и назойливого дорожного полотна огромной кольцевой развязки бравурного польского мегаполиса.

(с) Фото автора. Производственная база компании "Orion Group", вид издалека
(с) Фото автора. Производственная база компании "Orion Group", вид издалека
Ну, супер! Первый, из намеченных пунктов по списку задач, запланированных на сегодняшний ответственный день, с долей ещё неполного, но всё же облегчения - можно пометить состоявшимся :)
Стою у закрытых ворот предприятия и звоню Антону, чтобы узнать дальнейший порядок действий, ну, а затем, следуя инструкциям последнего, захожу в небольшое здание канцелярии, стоящем перед производственным цехом, где один из находящихся там работников предложил мне заполнить и подписать бланк с инструкциями по технике безопасности. Готово!
(с) Фото автора. Заполнение бумаг и знакомство с цехом
(с) Фото автора. Заполнение бумаг и знакомство с цехом

Экзамен

Сразу после моей непродолжительной возни с бумагами, тот же сотрудник отвёл меня в небольшой уютный производственный цех, указав на пребывающее, что называется, "в полной боевой готовности" сварочное и другое вспомогательное оборудование с материалом.

(с) Фото автора. Слева-направо: куски труб из нержавеющей стали; баллон с чистым газом аргоном и установленном на него редуктором с двумя ротаметрами (один для подачи газа в рукав горелки, другой для газового поддува сварного стыка, а круглый манометр посередине показывает давление (остаток) аргона в баллоне); сварочный инвертор от известного финского бренда "Kemppi" - "Miniarc Tig EVO 200"
(с) Фото автора. Слева-направо: куски труб из нержавеющей стали; баллон с чистым газом аргоном и установленном на него редуктором с двумя ротаметрами (один для подачи газа в рукав горелки, другой для газового поддува сварного стыка, а круглый манометр посередине показывает давление (остаток) аргона в баллоне); сварочный инвертор от известного финского бренда "Kemppi" - "Miniarc Tig EVO 200"

Полученное следом от моего нового куратора техническое задание к прохождению экзамена оказалось таковым:

  • подготовить (при отсутствии) стык из пары кусков труб размером DN60 и толщиной два миллиметра под дальнейшую сварку, непосредственно, TIG-методом за один проход без использования присадочного материала, с формированием обратного валика (корня шва) под визуальный контроль.
(с) Фото автора. Слева-направо: рабочий стол; стационарная шлифовальная машинка под заточку вольфрамового электрода и орбитальный труборез, без которого не отходится не одно мероприятие, посвященноё сварке труб из нержавеющих сталей (используется для выполнения идеально ровного реза труб для их последующей плотной, без малейших зазоров, стыковке друг с другом)
(с) Фото автора. Слева-направо: рабочий стол; стационарная шлифовальная машинка под заточку вольфрамового электрода и орбитальный труборез, без которого не отходится не одно мероприятие, посвященноё сварке труб из нержавеющих сталей (используется для выполнения идеально ровного реза труб для их последующей плотной, без малейших зазоров, стыковке друг с другом)
В общем-то все стандартные требования к сварке труб из нержавеющих сталей, при выполнениях монтажных работ на практически любых пищевых производственных линиях.

По большому счёту предстояло выполнить хорошо знакомую и относительно несложную работу, которую мне уже приходилось осуществлять на некоторых производственных объектах в Чехии и Германии ранее.

Однако душу предательски холодили некоторые сопутствующие неприятные нюансы, играющие далеко не в мою пользу, а именно:

  • на прохождение данного экзамена мне отводился всего 1 час времени, потому как я приехал поздно, практически под занавес рабочей смены и в случае нехватки времени для дополнительных попыток, мне бы предстояло остаться на ночь в Варшаве и приступить к выполнению всех своих "колдовских" сварочных мероприятий на утро следующего дня, чего, очевидно, делать мне никак не хотелось;
  • сходу придётся сваривать хоть и премиальным, но совершенно незнакомым и непривычным для меня оборудованием, что, к слову, мне задавалось проходить практически на всех тестах по сварке в прошлом;
  • третьим, завершающим пунктом, выступало обычное человеческое волнение, которое всегда, в той или иной степени, сверлит специалиста изнутри, создавая дополнительные сложности для достижения идеального результата; каким бы опытным и титулованным сварщиком ты бы не был - проверено на себе и коллегах;
(с) Фото из архива автора. Сварка "юбки" прижимного фланца с трубой размером DN500 (нержавейка) в тандеме с моим товарищем и коллегой, многократным чемпионом по сварке Максимом Шлимаковым (Могилёв). Февраль 2024 года, окресности г. Лейпцига, Германия
(с) Фото из архива автора. Сварка "юбки" прижимного фланца с трубой размером DN500 (нержавейка) в тандеме с моим товарищем и коллегой, многократным чемпионом по сварке Максимом Шлимаковым (Могилёв). Февраль 2024 года, окресности г. Лейпцига, Германия
Ну, а с другой стороны, эти самые сложности, кроме волнения, вызвали во мне слегка приободряющее чувство азарта, ведь, пожалуй, любому специалисту интересно проверить себя и свои способности в каких-то нестандартных и трудных ситуациях, не так ли, коллеги? ;)

Оставляю лирические размышления на потом и начинаю собирать стыковое соединение, уже кем-то ровно отрезанных двух кусков труб, на прихватки и "задуваю" получившийся цельный отрезок трубы аргоном из баллона, для ускорения процесса выкрутив подачу газа из редуктора почти на максимум.

(с) Фото автора. Традиционный, при сварке труб из нержавеющих сталей, процесс заполнения трубы газом аргоном: в один из торцов трубы помещается газовый шланг с плотной заглушкой (обычно из паралона), а другой торец заклеивается малярным скотчем или клейкой алюминиевой лентой, как в моём случае (в ней делаются выходные отверстия, размер которых должен грамотно подобрать специалист-сварщик). Также обычно заклеивается сам стык, но я этого делать не стал, поскольку диаметр трубы слишком мал
(с) Фото автора. Традиционный, при сварке труб из нержавеющих сталей, процесс заполнения трубы газом аргоном: в один из торцов трубы помещается газовый шланг с плотной заглушкой (обычно из паралона), а другой торец заклеивается малярным скотчем или клейкой алюминиевой лентой, как в моём случае (в ней делаются выходные отверстия, размер которых должен грамотно подобрать специалист-сварщик). Также обычно заклеивается сам стык, но я этого делать не стал, поскольку диаметр трубы слишком мал

Пока труба заполняется газом, вспоминаю тонкости и нюансы этой, казалось бы на первый взгляд, совсем несложной "сварочной операции". Но на самом деле нюансов при сварке тонкостенных труб из нержавеющих сталей для пищевой промышленности достаточно много и все они весьма деликатные и требуют к себе должного внимания и деликатного подхода.

Расскажу детально о 3-х самых основных (p.s. если это не Ваша тема, то советую пролистать этот громоздкий "айсберг" из слов и предложений и продолжить чтение статьи ниже):

  • самая первая из самых распространённых ошибок, как правило, у начинающих или бестолковых сварщиков - это частичное или полное несплавление кромок корневого шва. Снаружи шов может выглядеть идеально, а внутри всплывают непроплавленные участки, которые получаются, зачастую, из-за излишней спешки или плохого визуального понимания нужных процессов плавления и смешивания металла в сварочной ванне;
  • Вторая из частых ошибок - это получение тёмного-серого, серого или даже золотого цвета корневого шва, что так же является браком, ведь корневой шов должен получаться полностью белым. А причинами получения нежелательных цветов являются, как правило, недостаточная газовая защита корня шва, приобретаемая путём плохой или недостаточной заклейки или закупорки торцов труб и самого стыка; / слабой подачи газа из редуктора; / выставление слишком большого выходного отверстия; / поспешное начало сварки, когда пространство внутри трубы ещё не успело полностью заполнится защитным газом и вытеснить остатки кислорода;
  • Ну и третьим пунктом я, конечно, выделю проваленные или наоборот приподнятые сварные швы. Проваленный во внутрь шов образует чрезмерно большую и недопустимую высоту валика корневого шва, что строго недопустимо при сварке пищевых магистралей или "обвязке" пищевого оборудования. Как правило, допуски на высоту валика корневого шва в пищевой промышленности не превышают отметку 0.5 мм, а идеальным значением являются отметки от 0 до 0.2 мм, особенно в случае с молочным производством, потому как крупные фракции молочной продукции легко цепляются о стенки завышенного корневого шва и легко создают стремительно протухающие и опасные бактериальные заторы). Чтобы не провалить шов, нельзя застаиваться на одном месте слишком долго и удерживать оптимальную скорость сварки, а углы направления факела дуги (вольфрамового электрода) по отношению к плоскости стыка должны оставаться острыми (от 45 градусов и острее). Кроме того, шов часто проваливается из-за превышения ширины шва - он попросту скатывается вниз под собственным весом в расплавленную сварщиком широкую "борозду". Лучше всего удерживать ширину шва в рамках ширины разогретой на одном месте до рабочего состояния сварочной ванны, с последующим удержанием и равномерным продвижением её вперёд по свариваемой разделке; Также, причиной проваленного шва может быть недостаточно мощный поддув, ведь оптимальное давление газа внутри трубы очень здорово помогает не проваливаться сварному шву, фактически поддерживая его на нужной высоте, будто на воздушной "ладони"; Ну, а превышение давления газа внутри трубы (зачастую свыше 20 л/мин) может стать причиной обратного явления - шов выдавит кверху;
(с) Фото автора. За пару минут до сварки тестового стыка
(с) Фото автора. За пару минут до сварки тестового стыка

Итак, ликбез окончен - ближе к делу!

Подпаливаю зажигалку напротив выпускных отверстий и огонь незамедлительно тухнет, а это значит, что кислород уже полностью вытеснен из полости трубы нашим инертным газом аргоном и настало время приступить к сварке этого тестового стыка. Ну, с Богом!

Поскольку всё это время я находился в цеху совершенно один и никаких требований по поводу угла фиксации трубы мне не поступало, решаю установить удобный угол в 45 градусов и свариваю стык на 50 Амперах с поддувом 14 л/м, своим телом, неповоротно, двумя полумесяцами. Готово!

Наступил тот самый решающий момент и я незамедлительно направляюсь к "орбиталке", чтобы вырезать фрагмент трубы со свежеиспечённым сварным швом, после чего с большой надеждой на хороший результат осматриваю поблескивающий белым цветом корень:

Хух! Сварной шов получился, на мой взгляд, вполне "проходным", с оценкой "удовлетворительно", потому как просматривались небольшие нюансы с отклонениями от оси разделки из-за предательского волнения и небольшого дрожания рук в момент выполнения задания.

В целом, я остался очень доволен результатом испытаний, в особенности учитывая тот замечательный факт, что я смог таки уложился в столь скудно отведённое время, потратив на все манипуляции с инструментами и материалом лишь 40 минут, а сваренный тестовый шов удалось "закатать" незнакомой машиной с первой же попытки :) Ну, класс!

Далее шов успешно прошёл проверку сотрудником базы, который этот экзамен инициировал, а также вовремя подоспевшим менеджером Антоном, поспешно отвёзшим меня на приём в кабинет к главному инженеру.

"- Александр", - так представился мне оппонент по ту сторону массивного рабочего стола и протянул руку.

"- Юра", - назвался я, ответно пожимая руку, возможно, своего будущего руководителя, который тут же принялся рассматривать сваренный мной шов, оставшись по итогу, ожидаемо, довольным.

Диалог с обсуждением рабочих вопросов и планированием дальнейших перспектив сотрудничества с компанией "Orion Group" прошёл просто замечательно и по его завершению, незамедлительно, по распоряжению Александра, начался процесс оформления моего трудового договора и всех сопутствующих с ним документов, так что впереди у меня для вас будет много интересного:)

Euro Welder | Дзен

Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новый эксклюзивный материал берегите себя и своих близких! С Уважением E.W.