Найти в Дзене
Yutu Class

Групповая работа: как создать и работать с онлайн-группами

С какими проблемами сталкиваются преподаватели при работе с онлайн-группами и как их решить?
В статье Валерия Климова – преподаватель и наставник более 4000 преподавателей, методист образовательных программ и создатель курсов для преподавателей поделилась методиками и полезными советами. Узнайте, как организовать эффективную групповую работу в онлайн-классах, привлечь учеников и стать успешным онлайн-преподавателем. Что такое групповая работа?
Работа преподавателя с учениками подразделяется на: Такое разделение важно, так как оно учитывает динамику работы, которая будет существенно отличаться. Динамика – это совокупность процессов взаимодействия между людьми, участвующих в процессе обучения. Это постоянное движение, изменение и развитие отношений с один или несколькими учениками, которое влияет на эффективность и продуктивность общей работы и достижение общих целей.
При индивидуальной работе происходит диалог один на один. Учитель полностью сосредоточен на конкретном ученике, и взаимо

С какими проблемами сталкиваются преподаватели при работе с онлайн-группами и как их решить?
В статье Валерия Климова
– преподаватель и наставник более 4000 преподавателей, методист образовательных программ и создатель курсов для преподавателей поделилась методиками и полезными советами. Узнайте, как организовать эффективную групповую работу в онлайн-классах, привлечь учеников и стать успешным онлайн-преподавателем.

Что такое групповая работа?
Работа преподавателя с учениками подразделяется на:

  • индивидуальную (один на один с учеником);
  • парную (учитель и два ученика);
  • работу в мини-группах (учитель и три-четыре ученика);
  • групповую работу (от четырех учеников и больше).

Такое разделение важно, так как оно учитывает динамику работы, которая будет существенно отличаться. Динамика – это совокупность процессов взаимодействия между людьми, участвующих в процессе обучения. Это постоянное движение, изменение и развитие отношений с один или несколькими учениками, которое влияет на эффективность и продуктивность общей работы и достижение общих целей.
При индивидуальной работе происходит диалог один на один. Учитель полностью сосредоточен на конкретном ученике, и взаимодействие с ним максимально персонализировано. Он находится под постоянным контролем учителя и никуда не может скрыться от его пристального взгляда.
Работа в парах также значительно напоминает индивидуальную работу. Однако здесь появляется элемент сотрудничества: учитель может наблюдать за парой учеников, но все равно практически полноценно включен в их работу, и взаимодействие с парой учеников все еще происходит в тесном контакте. В это же время ученики значительно ощущают присутствие учителя на занятии и не могут работать, сосредоточившись только на партнере.
В мини-группах от 3 человек работа полуавтономна, то есть одна пара из группы работает самостоятельно, а третий ученик находится в крайне тесном контакте с учителем, как при индивидуальной работе. Ему обычно достается больше внимания, иногда даже излишне,ввиду чего пара учеников может чувствовать себя обделенной вниманием учителя. Здесь могут возникнуть первые сложности с координацией работы.
Настоящая групповая работа начинается в
группах от 4 человек. Это оптимальный вариант для запуска групповой динамики. Ученики работают в двойках, примеряют на себя разные роли, у них возникает необходимость в коммуникации и распределении задач, а учитель может присутствовать по очереди с каждой двойкой, выступая скорее как помощник и координатор, помогая группе двигаться вперед. На самом деле, когда речь идет о групповой работе, под которую заточена вся методика преподавания, то подразумевается именно такой тип динамики.

-2

В чем отличие работы в группах от индивидуальной работы?
Во-первых, отличается роль преподавателя.

  • Индивидуальная работа. Преподаватель выполняет множество ролей: учитель, организатор, контролер, фасилитатор, партнер по диалогу, комментатор и источник обратной связи. Преподаватель постоянно вовлечен в процесс обучения и его очень много.
  • Групповая работа. Преподаватель упрощает работу в группах, направляя и поддерживая ее участников, но не выполняя всю работу за учеников. Это позволяет им брать на себя больше ответственности и развивать самостоятельность.

Подробнее о других особенностях и различиях читайте в статье

Для преподавателя выгоднее групповые или индивидуальные занятия? Преподавателю выгоднее групповые занятия.
При ведении 3 групп, в которых по 4 человека, при стоимости 10 000 рублей за абонемент и 9 контактных часах, доход преподавателя составит 120 000 рублей. При проведении индивидуальных занятий и ставке 1500 рублей и 20 контактных часах доход преподавателя составит те же 120 000 рублей. Получается, что благодаря группам вы сможете значительно разгрузить свое время, зарабатывая столько же.
Менее очевидная выгода в том, что, хотя преподаватель изначально тратит немного больше времени на подготовку материалов, чем при индивидуальной работе. Но их все он может использовать бесконечное количество раз, только немного адаптируя под запрос конкретной группы.
Плюсом является еще то, что из группы можно растить и создать продукт. Группа – это ваша же фокус-группа, на которой можно проверить эффективность продукта, понять, что надо добавить и убрать, внести изменения и коррективы в материалы и т.д. И таким образом плавным, естественным способом создать и проверить образовательный продукт.

Какую роль играет преподаватель в процессе групповой работы?
В групповом взаимодействии основная роль преподавателя – планировщик и организатор этапов урока, фасилитатор, который облегчает работу и помогает ученикам расставить все по местам как в плане обучения, так и его организации и мониторинга, и учитель. Однако в групповой работе она сводится к микротичингу. Важно, чтобы это не было долгим объяснением на 20 минут, а подавалось маленькими вкраплениями по 5 минут. Сюда же входит и коррекция ошибок учеников, ответы на вопросы и подведение итогов изученного.

-3

Как строится урок в группе?
Существует концепт под названием фреймворк. Это своего рода каркас, структура или модель урока, которая помогает преподавателю организовать учебный процесс. Фреймворк предоставляет преподавателю четкую последовательность действий.
Есть различные фреймворки для построения групповых уроков:

  • PPP (Present, Practice, Produce) – классический подход, включающий презентацию нового материала, практику и создание собственного продукта.
  • TTT (Test, Teach, Test) – урок начинается с диагностической работы, затем следует обучение и заключительное тестирование.
  • TBL (Task-Based Learning) – занятие строится вокруг выполнения коммуникативных задач.

Пример использования методики PPP (Present, Practice, Production) читайте тут

Сколько времени уходит на планирование группового урока?
Сегодня с существованием нейронных сетей это можно сделать очень быстро, если знаете, как правильно писать для них запрос, подходящий под вашу задачу и глубину понимания нужд ваших учеников. В среднем хороший урок по фреймворку, где будет четко выстроена система, можно спланировать за 15 минут. Далее останется только разместить ваши материалы на платформе или онлайн-доске. У некоторых преподавателей, которые ведут групповые занятия, даже есть помощник, который добавляет и размещает материалы.

-4

Как преподавателю собрать свою первую группу?
Во многом это зависит от личности преподавателя. Кому-то порекомендую посмотреть свое расписание. Предупреждаю, что это далеко не всем подходит. Но если ваше расписание уже трещит по швам, а заявки от новых учеников все еще поступают, их уже некуда ставить в расписание, то первое, что вы можете сделать, – объединить своих учеников в пары и мини-группы и добавить к ним новеньких.
Чаще, конечно, бывает ситуация наоборот, когда не хватает учеников, которых можно было бы присоединить к группе. В этом случае я бы рекомендовала начать проводить занятия в парах через позиционирование с того, что вы больше не берете учеников на индивидуальную работу. Динамика работы в паре отличается от групповой, и это тоже надо заранее продумать, чтобы понимать, чем эти два партнера будут друг друга дополнять. Первое, что необходимо сделать любому преподавателю прямо сейчас – начать вести соцсети. Не ждите, когда вы будете готовы создавать группы. Действуйте уже сейчас и начинайте публиковать короткие видеоролики, чтобы привлекать новых учеников или придумывать ролики для других преподавателей и продавать им свои образовательные продукты. Неважно, на какой платформе вы начнете вести блог: YouTube, Instagram*, ВКонтакте, Телеграм и т.д., «вступите в игру» и развивайтесь в новом направлении групповой работы.

Какие использовать универсальные задания для групповой работы?
Разминка, разогрев или warm-up
не обязательно должна быть связана с темой урока. Это может быть что-то веселое, включающее упражнение в занятие. Можно играть во что-то, разгадывать загадки и ребусы и т.п. , чтобы переключиться с работы/школы и рутины на изучение. Если этот этап можно пропустить, то следующий является неотъемлемой частью любого современного урока.
Lead-in – включение в тему урока. С методической точки зрения это очень важная часть урока. Здесь активизируются все фундаментальные знания (background knowledge), которыми уже обладает ученик. Это все те потухшие шарики, хранящиеся в голове учеников, которые нужно зажечь, как в мультфильме «Головоломка». Lead-in необходим, чтобы подсветить конкретные области знаний в определенной теме.
Еще одно универсальное задание для всех –
рефлексия в конце урока. У многих преподавателей есть готовая форма для рефлексии, которая включает 4 основных вопроса, например:

  1. Какой был самый яркий момент на уроке?
  2. Что ты запомнил лучше всего и почему?
  3. Что тебе кажется, ты забудешь, как только выйдешь с урока, и почему?
  4. Оцени, насколько ты продвинулся в теме урока?

Такое задание будет всегда уместно. Будет здорово, если ученики будут отвечать на эти вопросы в конце каждого занятия, так как вы будете сразу получать обратную связь и понимать, с чем дальше работать. К тому же это воспитывает автономность учеников.

Какие советы вы могли бы дать преподавателям для создания и ведения групповых занятий?
Во-первых, учитесь организации групповой динамики это – база.
Во-вторых, не бойтесь набирать большие группы. Стремитесь к этому в своей работе. В-третьих, продвигайтесь. Конечно, методика – безусловно важна, но задача номер один для любого преподавателя – построить личный бренд, чтобы ученики шли именно в ваши группы, потому что у вас отличные результативные занятия.

Пример базовой структуры промта (запроса) для нейросетей при подготовке к урокам, навыки необходимые преподавателю для работы с группами, способы мотивации учеников, обучающие материалы и правила группы и обратную связь для учеников читайте в статье