Всемирные выставки зародились в середине 19 века во время промышленной революции. Каждая страна-участница стремилась продемонстрировать технический прогресс и перещеголять остальных в своих достижениях. Двадцатый век тоже начался с такой выставки в Париже, на которой подводили итоги столетия и выражали надежды на будущее.
Российская империя была представлена самым большим по площади отделом, часть которого напоминала архитектуру Кремля и который французы прозвали «русским городком». Особое внимание было уделено павильону Финляндии, которая в то время была автономным княжеством в составе Российской империи.
В это время в культуре и искусстве Финляндии растёт подъём национального самосознания. В архитектуре он расцветает в новом направлении, которое обращается к историческим корням, народному эпосу и простоте природных форм. Так рождается финский национальный романтизм.
И именно павильон Финляндии на Всемирной выставке 1900 г. стал первой заметной постройкой в этом стиле. Воплотило его в жизнь архитектурное трио Гезеллиус, Линдгрен и Сааринен. Талантливые архитекторы создали простое по композиции здание, но дополнили его оригинальными деталями и орнаментами, которые отсылали к природе Финляндии и национальному характеру страны.
Длинное вытянутое здание, с низкими стенами заканчивалось апсидой, что напоминало деревенские церкви. Верх павильона был увенчан восьмиугольной деревянной колокольней, в основании которой на страже стояли четыре медведя. Фасад был украшен сосновыми шишками, орнаментом из листьев, фигурами лягушек, которые словно выныривали из болота. Головы волков (или медведей?) обрамляли арочные проёмы над входом в павильон.
Французский критик, профессор Гюстав Сулье так описал свои впечатления от павильона Финляндии на Всемирной выставке:
«...удовольствие для глаз, идёт рука об руку с логическим удовлетворением ума»
Над интерьерами работали художники Аксели Галлен-Каллела, Пекка Халонен, Эмиль Халонен, Альберт Эдельфельт. Внутри купол павильона был украшен фресками на сюжеты из карело-финского эпоса «Калевала» (к сожалению, они были утрачены, сохранились только первоначальные эскизы на бумаге). Над витринами был фриз из полотен, изображающих сцены финской жизни и пейзажи.
Павильон Финляндии стал одним из самых популярных на выставке. Архитектор Леонтий Бенуа так вспоминал свои впечатления от посещения павильона:
«Можно сказать, что это почти единственное оригинальное, характерное, исполненное с любовью здание. Все дышит в нем национальным духом, просто и прекрасно…»
Финский романтический дух павильона впоследствии не раз находил отклики в работах финских архитекторов, в том числе в их выборгских постройках. Например, о павильоне напоминают арочные порталы и окна первых этажей зданий, построенных архитектором Алланом Шульманом:
Доходный дом фирмы «Хякли, Лаллукка и К°», подробнее о доме мы рассказывали здесь.
Финский скульптор Эмиль Халонен, который работал над интерьерами павильона Финляндии, создал несколько скульптур, которые украшали фасад дома Лаллукки в Выборге (к сожалению, почти все сегодня утрачены):
Другие постройки архитектора Аллана Шульмана - дом компании «Отсо» 1905–1906 гг., Ленинградское шоссе, д. 1 (быв. Pietarinkatu):
Дом компании «Арина» 1903 г., ул. Северная, д. 12 (быв. Pohjolankatu), чьи порталы напоминают стрельчатые арки павильона Финляндии:
На доме купца Маркелова на пр. Ленина, д. 6 (быв. Torkkelinkatu), тоже построенным архитектором Алланом Шульманом, и вовсе «поселились» медведи, похожие на своих собратьев с фасада павильона Финляндии.
Схожие медведи (скульптор Эва Мария Гюльден) украшали и здание выборгского вокзала. Кстати, архитекторами, спроектировавшими вокзал, были двое из того самого «гельсингфорсского трио» – Элиэль Сааринен и Герман Гезеллиус. Неудивительно, что отсылки к павильону появились и на фасаде выборгского вокзала и, хоть само здание не сохранилось, скульптуры медведей всё ещё можно увидеть в Выборге: на Театральной площади и в Треугольном сквере (у вокзала).
Автор текста: Евгения Моисеева