Мистический привет зрителям!
Сколь бы банальным ни казалось изречение о том, что всё гениальное просто, оно прекрасно отражает положение дел в современной индустрии кино. Многочисленные профессионалы в области массовых развлечений прилагают неимоверные усилия, чтобы заставить их фильм хоть чем-то отличаться от конкурентов, зачастую совершенно забывая о том, что основой удовольствия потребителя в первую очередь является качество продукта. Серия совершенно непритязательных мистических ужастиков под названием «Улыбка» не поражает новизной выбора темы, но приятно удивляет качеством работы творческого коллектива и подачи материала.
оригинальное название: Smile 2
год: 2024
режиссёр: Паркер Финн
в ролях: Наоми Скотт, Дилан Гелула, Розмари ДеУитт, Майлс Гутьеррес-Райли, Рэй Николсон, Лукас Гейдж, Питер Джейкобсон, Рауль Кастильо
Франшизу «Улыбка» можно начинать смотреть с любой части, хотя бы потому, что авторы не пытаются чинить хорошо работающий механизм и суть происходящего на экране особо не меняется вне зависимости от порядкового номера фильма. Итак, основным движителем сюжета является некая демоническая сущность, известная под названием Улыбка, вселяющаяся в людей. Данный адский сотона сначала насылает на своих жертв кошмары, потом заставляет их постоянно смеяться без причины, а конце концов сводит с ума и убивает их в течение недели. Единственным способом изгнать из себя этого демона является ритуал, в процессе которого носитель демона должен принести кого-нибудь в жертву на глазах другого человека, на которого в итоге и переходит проклятие.
В данном случае путешествия Улыбки начинаются с полицейского по имени Джейк, которой, зная о том, что сидящий в нём демон со дня на день поглотит его душу, решает напасть на известный ему наркопритон и убить одного из дилеров в надежде, что проклятие перейдёт на какого-нибудь мелкого наркошу. Разумеется, план даёт сбой и в итоге Джейк погибает, а демон вселяется в VIP-дилера, работающего со звёздами эстрады.
К несчастью, обстоятельства складываются таким образом, что главная героиня — известная певица Скай Райли — решает навестить своего дилера и пополнить запасы увеселительных средств именно в тот момент, когда Улыбка доводит очередную жертву до помешательства и убивает дилера на глазах Райли, что позволяет демону вселиться в неё.
Сначала героиня радуется тому, что ей удалось скрыться с места преступления и избежать внимания полиции, но затем демон начитает активно вторгаться в её сны, притворяться давно умершими людьми, заставляет то бросаться на окружающих, то совершать всё более серьёзные преступления, а затем и вовсе целиком отнимает у неё возможность адекватно воспринимать реальность. Причём появление исчадия ада в жизни Райли происходит в крайне неудачный момент — героиня пытается реанимировать свою карьеру после проблем с зависимостью и не может позволить себе негативного PR, а тут, как назло, демон перехватывает контроль во время концертов и прямых эфиров, заставляя её вести себя крайне неадекватно.
Единственная надежда героини связана с таинственным незнакомцем, предлагающим ей прибегнуть к особой процедуре экзорцизма, и, будучи в отчаянии, в какой-то момент Райли решает рискнуть и вызвать собственную клиническую смерть, чтобы таким образом уничтожить Улыбку. Но демон тоже не лыком шит, и девушке придётся пройти через настоящий ад, чтобы получить шанс выжить.
Тема демонов, падших ангелов, чертей и прочих потусторонних сущностей успешно эксплуатировалась в массовой культуре с тех времён, когда первые кроманьонцы научились рассказывать друг другу страшные истории, сидя у костра в пещере. Но человеческое воображение поистине безгранично, и даже спустя многие тысячи лет умелые рассказчики умудряются облечь одну и ту же историю в достаточно увлекательную форму, способную заставить слушателя или зрителя активно сопереживать её героям.
Паркер Финн, выступивший одновременно режиссёром и сценаристом «Улыбки», прекрасно понимает этот принцип, и виртуозно эксплуатирует общеизвестную черту человеческой психологии — неизвестность пугает нас больше всего. Соответственно, желающие во всех подробностях ознакомиться с подноготной демона будут разочарованы — фильм не тратит ни секунды на объяснения, вместо этого незамедлительно погружает аудиторию в атмосферу безумия, ужаса и отчаяния.
Выбранные авторами творческие приёмы просты и безыскусны, но при этом крайне эффективны, и кино смотрится на одном дыхании, а очень точно рассчитанная волна эмоций персонажей едва ли переливается через экран. Сами герои также не могут поразить глубиной и многогранностью, но в данном случае это совершенно не мешает получать удовольствие от просмотра — демон не дискриминирует никого, и в лучших традициях «Сказочной тайги» с радостью поглощает все попавшиеся по дороге души.
В этом смысле «Улыбка» напоминает недавний римейк классических «Зловещих мертвецов», который с помощью простейших художественных средств достиг замечательных результатов.
В процессе просмотра «Улыбки» аудиторию не раз посещает мысль о том, что философия экономичного перфекционизма Хичкока, в наиболее чистой форме проявившая себя в «Психопате», успешно пережила своего автора и даже отвоевала собственное жизненное пространство. Фабула, повороты сюжета, декорации и персонажи — все эти важнейшие элементы фильма сделаны нарочито просто, но при этом очень качественно и с душой, уже одним этим фактом обеспечивая благосклонность зрителя.
Не тратя время и средства на попытки поразить аудиторию поверхностными элементами вроде спецэффектов и сюжетных интриг, режиссёр концентрируется на куда более эффективных элементах повествования. В частности, прекрасно раскрыта психологическая сторона эффекта, оказываемого хтоническим ужасом на сознание человека, и очень красиво показано, как остатки разума идут вразнос.
Фильм также интересен свежим взглядом на банальную природу сильнейшего страха, способного уничтожить наш разум. Оставляя открытым вопрос о том, существует ли демон в реальности или же это всего лишь красивая и точная проекция нашей собственной душевной слабости, режиссёр одновременно элегантно затрагивает темы солипсизма и несовершенства человеческой природы.
Также непременно следует отметить прекрасно выполненную техническую сторону фильма, особенно учитывая копеечный бюджет проекта. Недорогие, но эффективные средства, такие как депрессивная цветовая гамма, резкая смена кадров, таинственные звуки и гротескное насилие, прекрасно обрамляют суть повествования и помогают создать нужную атмосферу ужаса и безумия.
В небольших, камерных проектах хорошо подобранная и управляемая труппа играет решающую роль, и в случае «Улыбки» как кастинг-директор, так и режиссёр отработали на славу. Наоми Скотт прекрасна в роли Скай Райли, и её хрупкие плечи с честью выдерживают вес, связанный с необходимостью практически в одиночку вытягивать весь фильм, сфокусированный на её страданиях.
Розмари ДеУитт очень реалистично отыгрывает роль заботливой матери, одновременно исполняющей обязанности безжалостного менеджера-монстра. Питер Джейкобсон успешно изображает охотника на демонов, Рэй Николсон хорош в роли далеко не молчаливой галлюцинации, а Рауль Кастильо аутентичен в роли мерзкого продюсера.
Итог: отличный мистический хоррор, в очередной раз доказывающий, что нет исчерпанных или неблагодарных жанров, а есть лишь неумелые режиссёры. Снято классно, динамично и интересно, обеспечивает отличное развлечение. Рекомендую.
Александр Костин для сайта Альтерлит