Небольшая экспозиция, посвященная памяти художника Бориса Афанасьевича Петрухина (1906-1938), открылась в Ярославском художественном музее. В ней представлены лишь две картины – почти всё, что осталось от творческого наследия живописца. 6 января 1938 году он был арестован по ложному обвинению, и 10 марта того же года расстрелян как «враг народа» близ деревни Селифонтово Ярославского района.
«Дело ярославских художников» стало одним из крупнейших процессов над деятелями культуры и искусства периода сталинских репрессий. Силами вновь учреждённого Ярославского Управления НКВД в городе была раскрыта «антисоветская повстанческая террористическая организация» из числа художников, являющихся «шпионами и тайными агентами империализма».
Задержанные, всего более 30-ти человек, обвинялись «в пропаганде голого формализма в угоду искажению социалистической действительности». А целью их деятельности, по выводам следствия, являлось «открытое выступление против социалистического реализма и ориентация на современное искусство капиталистических стран».
В качестве «высшей меры социальной защиты» оперативными тройками в отношении 15-ти обвиняемых были вынесены смертные приговоры. Картины их подлежали немедленному изъятию и уничтожению, как «идейно чуждые псевдо-художества».
32-х летний ярославский художник Борис Петрухин изначально в расстрельных списках не числился. Молодой выпускник ВХУТЕМАСа (Всесоюзных художественно-технических мастерских), ученик В.А. Фаворского, в своем творчестве тяготел к традициям русского реализма, и формальными течениями не увлекался. В его биографии никаких тёмных пятен не значилось: родился он в Ярославле в семье печатника-литографа, с 1925 года являлся членом Объединения молодёжной ассоциации художников Революционной России (ОМАХРР).
В 1930 году Борис по распределению был направлен на преподавательскую работу в Ярославское художественное училище, где вёл занятия по классу живописи. Участвовал в различных выставках, в 1934 году стал действительным членом Союза Советских художников.
В те годы многие жили по правилу: лучше никуда не высовываться, "быть тише воды, ниже травы". Однако Петрухин не мог равнодушно оставаться в стороне. Он решительно выступил в защиту своего старшего наставника и коллеги по работе художника Михаила Владыкина. Чем, по мнению карающих органов, «выявил свою скрытую враждебную сущность». Его арест должен был стать уроком для тех, кто позволял себе усомниться в законности советского правосудия.
В ходе судебного разбирательства Петрухин был обвинён «в участии в троцкистской повстанческо-террористической организации, посещении нелегальных сборищ, активном участии в обсуждении и разработке практических вопросов повстанческой деятельности, подготовке террористических актов. Для осуществления терактов пытался приобрести револьвер системы «наган». Вёл фашистскую пораженческую пропаганду. Проводил подрывную работу в области изобразительного искусства».
Должно быть, молодой живописец заранее чувствовал сжимавшееся вокруг него кольцо – будущих жертв, как правило, предварительно громили на худсовете с участием представителей парткома. Но вопреки всему, продолжал создавать произведения, полные любви к жизни.
Несмотря на строгое предписание органов НКВД, несколько работ художника сохранились. Они недавно были обнаружены в запасниках Ярославского художественного музея. По версии, их намеренно спрятали довоенные искусствоведы.
Б.А. Петрухин, несомненно, был талантливым живописцем. Неяркие красоты родной земли под его кистью обретали черты проникновенного таинства природы. Васильки, трогающие своей небесной лазурью, полевые ромашки, щедро вобравшие солнечное тепло, пурпурно-сочные вишни придают неповторимое очарование его «Натюрморту с букетом васильков» (1935 г). Воочию тонкие цветовые нюансы навевают воспоминания о днях прошедшего лета.
И наконец, настроением ликующего торжества жизни полна картина Бориса Петрухина «Пионерка (Пионерское лето)», созданная им буквально накануне ареста - в 1937 году. Девочка, читающая книгу в пионерском лагере, предстаёт подлинным олицетворением счастливого детства в Стране Советов! Краски благодатного лета светятся в её каштановых волосах, озаряют лицо юной героини, алеют в ягодах клубники на столе, мерцают в лепестках полевых ромашек.
На заднем плане полотна разворачивается широкая панорама жизни «красногалстучной республики»: с подвижными играми, увлекательной рыбалкой и пионерскими походами по лесным тропкам.
Летом 37-го аресты шли уже полным ходом. И должно быть, он творил с надеждой, что злоба и чёрная клевета не коснется изображенной им девочки.
8 июня 1957 года Борис Афанасьевич Петрухин постановлением Верховного Суда СССР был полностью реабилитирован за отсутствием состава преступления